В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Полноценное физическое развитие и здоровье детей - это основа формирования личности. В представленном материале рассматриваются условия организации здоровьесберегающей среды в ДОУ, уровни и аномалии (поведенческие нарушения, эмоциональные рпасстройства) психологического здоровья детей, анализируются факторы, оказывающие влияния на здоровье ребенка. Приводится классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения субъектов педагогического процесса в детском саду; выделяются основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий. Рассматриваются педагогические условия становления психологического здоровья и разнообразные формы, виды и методы деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

жПсихолого-педагогические условия организации образовательного процесса в детском саду, ориентированном на здоровьесберегающие технологии

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Полноценное физическое развитие и здоровье детей - это основа формирования личности.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Для современных российских условий характерна широкомасштабная социальная депривация (то есть лишение, ограничение или недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей), приводящая к ухудшению здоровья детей: физическому, психическому, социальному. Поэтому можно утверждать, что сегодня здоровье практически всех детей требует внимания и помощи взрослых: врачей, психологов, педагогов.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень формирования личности. Внимание педагогов дошкольного образования акцентируется на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В связи с этим педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных технологий, которые определяют новые методы, формы и средства, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. В системе дошкольного образования широко применяются технологии развивающего и проблемного обучения, игровые, компьютерные, альтернативные технологии. Наряду с перечисленными, все чаще звучит термин «здоровьесберегащие технологии».

Понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось в педагогическом обиходе в последние 8-10 лет. По данным отечественных и зарубежных исследователей здоровье человека на 50 % - зависит от собственного образа жизни, на 20% - от окружающей среды, на 20% - от наследственности, на 10% - от уровня здравоохранения в стране.

По мнению В.Д. Сонькина, здоровьесберегающие технологии – условия нахождения и обучения ребенка в д/с (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального "здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии - регулярная экспресс-диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии их здоровья.

В педагогической и психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на здоровье ребенка. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер .

Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психологическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.

Среди социально-экономических факторов выделяет такие, как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли. Помещение детей в раннем возрасте (до 3-х лет) в детские дошкольные учреждения или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью. В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к трем годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к трем годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте трех лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.

Специалисты единодушны во мнении, что субъективное состояние ребенка имеет непосредственную связь с окружающей его обстановкой. Основывая свои выводы на анализе исследований, проведенных в различных странах мира, эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) констатировали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, живущих в ситуации дисгармоничных отношений со взрослыми. Эти же исследования обнаружили, что преобладающая часть нарушений психического здоровья в детском возрасте имеет две характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития, во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на психотравмирующие ситуации.

К социально-психическим факторам, влияющим на психологическое здоровье детей, относятся, прежде всего, такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений.

Выделяют несколько уровней психологического здоровья детей :

1. Креативный уровень (ребенок – творец, идеальный уровень, выражающий совершенную степень психологического здоровья его высший уровень, созидательный). Это дети, счастливо получившие в наследство здоровую генетику, здоровых в психологическом плане родителей, хорошую развивающую среду. Таких детей около 5-7% в детском коллективе.

2. Адаптивный уровень . В целом это адаптивные дети, но в результате тестирования выявляющие отдельные признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью, конформностью. Это группа относительного риска, составляет около 80% воспитанников, представляет средний уровень психического здоровья.

3. Ассимилятивно-аккомодативный уровень . Это низкий уровень психологического здоровья. Это дети, не способные к гармоничному взаимодействию с окружающими, не владеющие системой, механизмами защиты. Они бесконечно меняют мир вокруг себя и при этом не способны к самоизменению в связи с требованиями социума (ассимиляционное преобладание). Или же имеют эпатажное поведение, аффектированные капризы (аккомодативное преобладание). Их скрытая дезадаптация часто приводит к соматическим нарушениям. Это дети с высоким индивидуальным развитием и очень низким социально-адаптивным уровнем. По данным исследований Н.В. Масловой, занимающейся вопросами формирования у детей целостного мышления, их ежегодно становится в школах и детских садах на 3-5% больше.

Современная образовательная система и образовательные программы перегружены предметами, не привязанными к проблемам повседневной жизни, не всегда адекватны интеллектуальному развитию детей. Следовательно, у детей теряется интерес к обучению, они вынуждены искать замену, альтернативу, которая уже, в свою очередь, может вырасти в разные варианты: от соматической слабости (перенапряжение, переутомление деятельностью, несоблюдение основных психолого-педагогических условий при обучении) до социальных проблем (нежелании посещать ДОУ, конфликты и пр.). Эти проблемы усиливаются также не только школьной дезадаптацией, но и, в огромной степени, от стиля педагогического общения, состояния самих педагогов, их компетентности. Не всегда педагоги учитывают и возрастные особенности детей, их статус в детском коллективе, работоспособность, способности и состояние здоровья.

Все это приводит к аномалиям психологического здоровья, а именно к поведенческим нарушениям и эмоциональным расстройствам. В этом случае нужна уже специализированная помощь разных субъектов образования (родителей и педагогов) и специалистов смежных областей (врачей, психологов, дефектологов, валеологов, социальных работников).

Современные дети в большинстве своем испытывают либо двигательный дефицит , т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Большую часть времени они проводят в статичном положении (у TV, за столом и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Либо, наоборот, преобладает синдром гиперактивности , в основе которого лежит минимальная мозговая дис функция, т.е. неадекватное же поведение, возник шее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться. Т.о., интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности, которая у детей 3-7 лет имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что определяется, прежде всего индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности ребенка и устойчивостью его интересов к определенным играм и физическим упражнениям.

В последнее время всё большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов и тревожности , которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышение заболеваемости. Детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоций ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума, нервозности в детском учреждении, отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями.

Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью, как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе образовательного процесса, создание психолого- педагогических условий, развитие двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

1. создание образовательной среды , обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния;

2. творческий характер образовательного процесса . Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях работе активных методов и форм обучения и воспитания;

3. обеспечение мотивации образовательной деятельности . Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью;

4. построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций . Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным;

5. осознание ребенком успешности в любых видах деятельности . Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени;

6. рациональная организация двигательной активности . Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада или школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни;

7. обеспечение адекватного восстановления сил . Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей;

8. обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровье сберегающих технологий;

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий возможна только при осознании всеми педагогами образовательного учреждения своей общей ответственности за сохранение здоровья учащихся и получении необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении

Классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения субъектов педагогического процесса в детском саду

медико-профилактические технологии

организация мониторинга здоровья дошкольников;

организация профилактических мероприятий в детском саду;

организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ

физкультурно-оздоровительные технологии

развитие физических качеств и становление физической культуры дошкольников;

дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж;

профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки; воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

психологическое или психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка

технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования

развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни

технологии валеологического просвещения родителей

папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др

Психологическое здоровье следует целенаправленно формировать. При этом особое внимание уделяется формированию внутренней картины здоровья, подразумевающей особое к нему отношение. Внутренняя картина здоровья выражается в осознании его ценности, в активно-позитивном стремлении к его совершенствованию. Под формированием психологического здоровья следует понимать создание возможностей психологически здорового функционирования детей через организацию их жизнедеятельности.

П едагогическими условиями становления психологического здоровья являются:

1. Наличие трудных ситуаций, препятствий в жизни детей.

Такие ситуации способствуют развитию воли, накоплению опыта преодоления препятствий, мотивируют к саморазвитию. Следует добавить, однако, что интенсивность психоэмоционального напряжения в таких ситуациях не должна превышать индивидуальный порог адаптации, иначе воздействия трудных ситуаций могут привести к негативным последствиям в личностном развитии.

2. Наличие положительного фона настроения.

Здесь предполагается наличие у учащегося способности к самостоятельному сохранению душевного равновесия, то есть способности в различных ситуациях приходить к состоянию внутреннего покоя. По сути, здесь речь идет о развитии саморегуляции у ребенка, в частности, регуляции собственных состояний.

3. Обучение детей умению быть счастливым.

Следует как можно раньше формировать у ребенка установку на позитивное мировосприятие, учить находить разные источники положительных эмоций. Здесь велика роль ближайшего окружения, прежде всего родителей.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 4 группы

1.:Технологии сохранения и стимулирования здоровья., динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.), подвижные и спортивные игры, контрастная дорожка, тренажеры.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни. утренняя гимнастика, физкультурные занятия, бассейн, точечный массаж, спортивные развлечения, праздники, СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра).

3.Технологии музыкального воздействия. Музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия

4.Технология коррекции поведения.

Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 14% детей. Безусловно, это связано с социально-экономическими процессами, происходящими в России. Но одной из главных причин является культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Поэтому воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте. Уроки с использованием валеологического аспекта формируют внимательное отношение учащихся к своему организму, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности, т.о.воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих. Эти знания, умения, навыки должны становятся основой для дальнейшей жизнедеятельности детей.

Применение игровых технологий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Так элементы игры можно использовать в качестве обратной связи и оценки ответов детьми своих товарищей: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего «да», «нет». Во время фронтального опроса используется игра с мячом или воздушным шариком: ребенок ловит мяч на правильный ответ, не ловит - на неправильный или ловит шарик и дает свой вариант ответа. Эта технология имеет свои варианты.

Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни. На занятиях с элементами сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы, когда вспоминаются старые и придумываются новые образы, и т.о. дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этих занятий - преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.

Технологии музыкального воздействия используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Проводят воспитатели и музыкальный руководитель.

Рекомендуется, в первую очередь, музыкальные композиции, в которых преобладает мелодия с выдержанным ритмом. Во время каждого сеанса первой звучит мелодия, в какой-то мере отвечающая душевному состоянию ребенка в данный момент. Например, если ребенка мучает навязчивая тревога, страх, то первой ему предлагаю для прослушивания грустную мелодию, которая звучит для него как голос сострадания и сочувствия его подлинным или воображаемым невзгодам. Звучание следующего произведения призвано противостоять действиям первой мелодии, как бы нейтрализуя его. В данном случае это будет светлая, воздушная мелодия, дарующая утешение и вселяющая надежду. Третье произведение, завершающее данный комплекс, я выбираю с таким расчетом, чтобы его звучание обладало наибольшей силой эмоционального воздействия, чтобы оно породило у ребенка настроение, необходимое для оздоровления его психического состояния. Как правило, это динамическая музыка, вселяющая уверенность в себе.

Еще одним методом, используемым в работе, является рисуночная терапия . Одно из самых мощных выразительных средств, которыми пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего нас мира. Чтобы выразить свои чувства, не обязательно что-то говорить, можно взять краски или карандаши и выразить свои чувства в рисунке (что особенно важно при коррекции трудностей в общении, замкнутости, стеснительности).

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события.

На занятиях по рисуночной терапии используются разнообразные методики:

1) каждый рисует самостоятельно то, что хочет;

2) на одном листе рисуют пара участников, тема рисунка задается, вербальные контакты между рисующими исключаются;

3) вся группа рисует на одном листе бумаги на заданную тему;

4) дополнительное рисование (один начинает, другой продолжает рисунок).

Эффективность применения вышеперечисленных форм и методов зависит как от профессионализма медицинского и педагогического персонала, так и от ряда условий: логичности, системности, целесообразности, адресности здоровьесберегающей деятельности. Такое обучение будет служить эффективным средством профилактики психологического нездоровья и иметь адаптивный эффект.

Основные требования к качественному занятию в условиях здоровьесберегающей педагогики

1. Построение занятия на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.

3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности воспитанников с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей. .

5. Активизация развития всех сфер личности детей.

6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегаюших образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).

10. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.

11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого учетом особенностей развития воспитанников

Однако при этом необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей. Для этого создается

прогнозируемая модель личности выпускника ДОУ . Выпускник ДОУ – это:

1. Физически, нравственно, духовно здоровая личность.

2. Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.

4. Осознающая необходимость здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.

5. Проявляющая стойкий интерес к познавательной, двигательной деятельности и к регулярным занятиям физическими упражнениями

6. Обладающая творческой продуктивностью.

Итак, сохранение и укрепление здоровья воспитанников – основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Слайд 3

Для современных российских условий характерна широкомасштабная социальная депривация - лишение, ограничение или недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей, приводящая к ухудшению здоровья детей: физическому, психическому, социальному

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Уровни психологического здоровья детей

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Методы воспитания валеологической культуры

О сновные требования к качественному занятию в условиях здоровьесберегающей педагогики

Прогнозируемая модель личности выпускника ДОУ


создание организационно-педагогических условий

введения фгТ в ДОУ


Буторина наталья николаевна, старший воспитатель МБДОУ №45 «Добрая фея»
В настоящее время деятельность дошкольных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию регламентируется Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования и условиям ее реализации на практике образовательными учреждениями (далее – ДОУ).
Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем:

1) Решать поставленные цели и задачи предлагается:

Максимально приближаясь к разумному «минимуму» (не за счет раздувания сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей);

В совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

2) Причем, в совместной деятельности взрослого и детей предписывается отказ от стратегии руководства в пользу стратегии сопровождения процесса развития дошкольника, основанной на субъектном отношении педагога к ребенку; индивидуально-мотивационном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка.

3) Также предписывается отказ от занятий, в детском саду в пользу новых адекватных форм работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Акцент делается на игровые формы образования дошкольников, на образовательные технологии деятельностного типа, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности.

4) При организации педагогического процесса в детском саду акцент со знаний, умений и навыков переносится на содействие становлению и развитию интегративных качеств личности (активности, самостоятельности, любознательности, рефлексивности и др.), формирование универсальных предпосылок учебной деятельности (умение слушать и слышать, задавать вопросы и находить на них ответы, используя различные источники информации и др.). Эти качества личности как все личностные характеристики являются результатом совокупности взаимовлияния многих факторов – семьи и социального окружения, системы образования, но прежде всего, жизнедеятельности и жизнетворчества самого ребенка. То есть они являются результатом индивидуальной жизни в большей мере, чем плодом планомерного педагогического воздействия.
Следовательно, те изменения в организации образовательного процесса, которые предусмотрены ФГТ неминуемо должны вести к индивидуализации образования в целом.

Но такого рода преобразования в организации педагогического процесса требуют иных технологий. Без их изучения и апробации на практике, предпосылки для радикальных изменений, которые возникли в связи с принятием новых ФГТ могут так и остаться лишь «предпосылками»: слишком сильна инерция прошлого.

Ведь, согласитесь, несмотря на признанность новых социальных реалий, основные направления развития личности в педагогической практике по-прежнему реализуются в контексте социализации – дошкольникам по-прежнему предъявляется линейно выстроенное содержание отобранного взрослыми «культурно-исторического опыта» преимущественно в форме специально организованных занятий.

Очевидно, что формализация обучения и воспитания будет происходить до тех пор, пока педагоги не научатся помогать ребенку совмещать его природную способность быть активным и любопытным с развитием умения познавать, осознавать, творить в ситуации свободного выбора, в самостоятельной деятельности и со-деятельности с другими.


Понимая важность данного момента, коллектив нашего учреждения был погружен в поиск эффективных форм повышения качества дошкольного образования с учетом требований ФГТ.

На этом этапе мы потратили достаточно времени для того, чтобы педагоги поняли смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на более глубоком уровне ценностей и целей.

С помощью системы обучающих практических семинаров, наши педагоги, вместо специально организованных занятий учились решать задачи развития (воспитания и обучения) в ходе совместной игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной деятельности, во время чтения; в ходе режимных моментов; во время самостоятельной деятельности детей; во взаимодействии с семьями воспитанников.


Комплекс методического сопровождения по вопросу реализации ФГТ в ДОУ

1.Семинар-школа по проблеме «Внедрение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе ДОУ»

Тема 1: « Содержание ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования – новые ориентиры в дошкольном образовании»

Тема 2 : «Особенности организации жизнедеятельности детей в условиях ДОУ с учетом ФГТ и СанПин.»

Тема 3 : Презентация по теме «Организация образовательной деятельности в ДОУ с учетом изменений нормативных требований к дошкольному образованию»

Тема 5 : Анализ содержания образовательной программы ДОУ в соответствии с образовательными областями, определёнными ФГТ.

Тема 6 : «Анализ условий для реализации ОП в каждой возрастной группе»

Тема 7 :«Алгоритм разработки календарно-тематического планирования»

Тема 8 : «Интеграция образовательных областей – как один из принципов построения основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Тема 9 : «Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по образовательным областям (формы работы с детьми)»

Тема 10 : «Новые требования к календарному планированию образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГТ»

Тема 11 : «Алгоритм календарного планирования образовательной деятельности с детьми воспитателями»

Тема 12 : «Возможности интеграции содержания образовательных областей в образовательном процессе»

Тема 13 : «Определение содержания работы с детьми в рамках тематической недели»

Тема 14 : «Отработка содержания и варианты итоговых мероприятий в рамках тематических недель»

Тема 15 : «Технология оценки промежуточных и итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы детьми.»

Тема 16 : «Развивающая среда в соответствии с ФГТ к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
2.Педсоветы

- «Система планирование в рамках внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»

- «Результаты работы педагогического коллектива за год в условиях перехода на ООП ДО»
3. Самообразование педагогов

4. Посещение курсов повышения квалификации.

5.Участие в работе городских методических объединений

6. Открытые просмотры и анализ образовательной деятельности
Кроме того, в ходе работы по программе поиска, педагоги изучили ценностно-целевые установки современного дошкольного образования с позиции его индивидуализации; определили каких изменений должны претерпеть результат (а значит, и цели) образования, а также отношение к содержанию образовательных областей и организации работы с детьми.

Конечно, на начальном этапе мы столкнулись с множеством препятствий, тормозящих процесс перехода на ФГТ – это:

Смутное представление по переходу на ФГТ;

Упрощенное понимание сущности и технологии реализации личностно-ориентированного подхода;

Ранее сложившаяся методика проведения занятий;

Принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов освоения ООП;

Высокий процент избегания ситуации неопределенности со стороны педагогов, не желание принимать на себя личную ответственность и др.


мастер-класс для педагогов ДОУ

«Выявление и развитие детей с ярко выраженными интеллектуальными способностями»

Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

Цель: обучение инновационным подходам в области внедрения фгт в воспитательно-образовательный процесс ДОУ; отбор средств и методов инновационной деятельности в ДОУ.

Старший воспитатель рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.


Вступительное слово:
Я, педагог! Я с гордостью об этом говорю.

Пусть я не Бог, но чудо на земле я сотворю.

Я вижу детские лучистые глаза,

Им подарю я знаний чудеса!


Методика «Карта одаренности»

Проблема выявления и развития детей с ярко выраженными интеллектуальными способностями является одной из наиболее сложных и интересных проблем современности. Здесь важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей.

Психологи и педагоги предлагают нам большое количество тестов по выявлению детей с ярко выраженными способностями. В своей работе мы используем методику «Карта одаренности» Хаана и Каффа. Методика адресована как педагогам, так и родителям, что в свою очередь помогает в вопросе работы с родителями по теме одаренности.

Сейчас, мы предлагаем и вам пройти интеллектуальный тест. Уважаемые коллеги, члены жюри:

1. загадайте любое число от 2 до 9;

2. умножьте это число на 9;

3. сложите цифры получившегося двузначного числа;

4. на первую букву вновь получившегося числа загадайте страну в Европе;

5. на третью букву названия этой страны загадайте животное.

Все справились с заданием?

Ну и с чего вы взяли, что в Дании водятся носороги?

99, 9% процентов загадывают, именно Данию и Носорога, если вы не в этом числе, то у вас нестандартное мышление.
МЕТАГРАММЫ

Мы придерживаемся мнения известного математика, Андрея Николаевича Колмогорова «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия … ». Поэтому в работе с детьми мы используем логические задачи, интеллектуальные игры, конкурсы, проекты и эксперименты. Метаграмма - разновидность шарад, загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну или несколько букв так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки. Предлагаем и вам разгадать несколько метаграмм.


ВАРИАНТЫ МЕТАГРАММ:

С «к» я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С «п» - от вас не утаю -

Тоже в школе я стою. (КАРТА)
Встречаешь ты меня, считаешь дни мои,

Но видеть ты меня не можешь,

А если «г» заменишь буквой «й»,

То в сумку санитарную положишь. (год)


На мне качаясь, птичка весела

И чувствует себя прекрасно.

Но только с «в» для птички я мила.

А с «с» я для нее опасна.(ВЕТКА)


Я стою у тротуаров,

На проспектах городов,

Украшение я бульваров,

Парков, скверов и садов.

А заменишь «п» на «с»,

Убегу тотчас же в лес. (ЛИПА)


логические задачи:

  1. Маленький, серенький, на слона похож? (слоненок)

  2. Как перечислить пять дней недели, не называя их по именам? (позавчера. Вчера. Сегодня. Завтра. Послезавтра)

  3. За чем охотник носит ружьё? (за спиной)

  4. Что всегда увеличивается и никогда не уменьшается? (возраст)

  5. В 9-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет 2 человека, на втором 4 человека, на третьем 8 человек, на четвертом 16, на пятом 32 и так далее. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других? (кнопка первого этажа)

  6. На какое дерево садиться ворона во время дождя? (на мокрое)

  7. Чем заканчивается как день, так и ночь? (мягким знаком)

  8. По чему собака бегает? (по земле)

  9. В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько свечей останется? (20 свечей, т.к. 30 горевших сгорят полностью)

  10. Какой рукой лучше размешивать чай? (чай лучше размешивать ложкой)

  11. Едет охотник в автобусе, видит - бежит заяц. Он выстрелил. Куда он попал? (в милицию. Стрельба в транспорте запрещена)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Игра «Объединись в группу». Все участники по команде ведущего начинают двигаться, издавая при этом гудение и также по сигналу ведущего все должны интуитивно, без слов объединиться в группы (те у кого глаза одного цвета, у кого вес одинаков, кто одинаков по знаку зодиака, кто одинаково проводит свободное время, кто имеет сходное хобби, у кого одинаковое количество детей в семье и т.д., у кого одинаковые предпочтения в еде, кто работает на группах сходного возраста)

Игра «Пересядут все, у кого (кто )... есть чувство удовлетворения от работы; часто грустит; есть в жизни цель; считает себя уверенным; считает себя успешным и т. п.»

Водящий стоит, остальные сидят по кругу, все сидячие места заняты. Все, кто считает себя принадлежащим к названной категории, должны быстро пересесть на свободное место. Водящий также стремится занять свободное место. Тот, кому не хватило места, становится водящим.

Упражнение «Волна». Участники сидят в кругу. По команде ведущего они должны пересесть на соседний стул и так до тех пор. Пока ведущий не займет чье-то место.

Упражнение «Встреча взглядами ». Участники сидят в кругу опустив глаза. По команде ведущего они должны встретиться с кем-нибудь взглядом, «договориться» взглядом и по команде пересесть.

Игра «Камень, бумага, ножницы ». На счет «три» каждый из участников одновременно выбрасывает либо камень - сжатый кулак, либо ножницы - два пальца, либо бумагу - раскрытая ладонь. Играют до тех пор, пока вся группа не выбросит что-то одно.

Игровое упражнение «Сосчитайте до 10». Члены группы, не договариваясь, называют цифры от 1 до 10. Если кто-то сказал одновременно с кем-то, то счет начинают заново. Это упражнение можно выполнить с закрытыми глазами

Игра «Испорченный телефон». Все участники, кроме одного, выходят за дверь. Оставшемуся участнику ведущий в устной форме передает сообщение, которое он должен постараться как можно точнее запомнить, чтобы передать другому. Например: «Со следующего учебного года в нашем учреждении общение с родителями будет полностью переведено на дистанционную форму. Каждому педагогу бесплатно будет выдано специальное устройство, через которое в определенные часы ежедневно будет проходить общение с родителями воспитанников. 50% помещений учреждения будет сдаваться в аренду для того, чтобы приобрести эти специальный устройства». В конце упражнения подводится сравнение первоначального сообщения с итоговым, которое получил последний участник игры.

Упражнение «Передача движений». Водящий выходит за дверь, группа выбирает ведущего, за которым она будет копировать движения. Каждый 10-15 секунд ведущим меняется упражнение. Водящий должен угадать ведущего.
Уважаемые коллеги, вы прекрасно справились со всеми заданиями, но это лишь небольшая часть приемов, которые мы используем. Применяя их, перед нами раскрылся неиссякаемый источник детской активности, любознательности, логического мышления, воображения, фантазии.
Заключительное слово:
Раскрыть ребенка, как цветок,

Развить способности, талант, умения.

И проявить при этом все свое терпение.

Для творчества открыть ему пути,

Чтоб с ним по жизни было радостно идти,

Чтоб сказка снова вдруг пришла,

И детскую была душа!

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 (дошкольное отделение) г. Челябинск, Челябинской области

Выполнила: воспитатель 1 квалификационной категории Лавренко Любовь Эдуардовна Челябинск

В дошкольном образовательном учреждении экологическое образование в соответствии с ФГОС должно осуществляться на основе принципа интеграции. Принцип – это основное исходное положение, внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. Принцип интеграции – это основа образовательной деятельности в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает формирование экологической культуры дошкольников.

К педагогическим условиям организации экологического образования в ДОУ мы относим:

  1. интегрированный подход в экологическом образовании детей дошкольного возраста;
  2. работа по повышению компетентности педагогов в экологическом образовании детей дошкольного возраста;
  3. работа с родителями по экологическому образованию детей дошкольного возраста.

Первое условие - интегрированный подход в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Говоря об интеграции в экологическом образовании, следует отметить мероприятия, которые использует дошкольный педагог в своей работе - это комплексные занятия. Их можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны для старших дошкольников.

Рассмотрим особенности комплексных занятий на конкретных примерах. В конце осени с детьми старшей группы обычно подводится итог – формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разные виды деятельности. Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Важную роль в этом играет календарь природы, который на занятии является наглядным демонстрационным пособием, помогающим детям увидеть и осмыслить особенности сезона в целом.

Воспитатель строит беседу следующим образом: рассматривает по очереди каждую страницу календаря, формируя представление о том, какая осень вначале, середине, в конце. Воспитатель ведет последовательный разговор. Опираясь на первую страницу календаря, а потом сам подводит итог о том, что представляет собой осень в многообразии своих явлений и во все периоды протекания. Таким образом, ведущим методом первой части занятия является логически построенная беседа, а ведущей деятельностью детей – умственно-вербальная.

Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности. К занятию специально организуется небольшая выставка на тему: «Осень» : несколько репродукций картин знаменитых художников (И. В. Левитан, И.С. Остроухов и др.) , художественные фотографии, на которых могут быть изображены картины природы, дары осени (грибы, овощи, фрукты) , 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи или графике. Осмотр выставки, поиск красоты, ее переживание – это другой вид деятельности, позволяющий решать эстетические задачи.

Третья часть занятия - художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию (рисование пейзажа, букета осенних цветов, аппликации грибов в траве или корзине, аппликация фруктов в вазе, поделки из природного материала и др.) . Педагогические задачи этой части занятия иные – развитие творческих способностей детей, их художественно – ручных умений.

Комплексное занятие по времени может выходить за рамки обычного занятия – это не страшно, так как смена деятельности не вызовет усталости и скуки, тем более, что – по своему усмотрению – воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, провести веселую физкультминутку.

Второе условие - работа по повышению компетентности педагогов в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Компетентный педагог сочетает теоретическое знание методики экологичесокого образования дошкольником с пониманием возможностей ее практического применения и умеет применять данное знание. Повышению компетентности воспитателей в детском саду признана методическая работа. Оптимальным вариантом методической работы в детском саду являются следующие формы:

  • Совет педагогов.
  • Обучающие семинары.
  • Консультации.

Значительную роль в образовательном процессе в целом и системе повышения профессиональной компетентности педагогов играют открытые просмотры занятий.

  • Смотр-конкурс.

Разнообразие формы методической работы в ДОУ способствуют тому, что каждый педагог может самореализоваться как личность.

Третье условие - работа с родителями по экологическому образованию детей дошкольного возраста.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей» , в течение которых родители могут побывать в любой группе. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку» , приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Вывод - к педагогическим условиям организации экологического образования в ДОУ мы относим: интегрированный подход в экологическом образовании детей дошкольного возраста; работу по повышению компетентности педагогов в экологическом образовании детей дошкольного возраста; работу с родителями по экологическому образованию детей дошкольного возраста.

Говоря об интеграции в экологическом образовании, следует отметить мероприятия, которые использует дошкольный педагог в своей работе. Прежде всего, это комплексные занятия. Это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Их можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны для старших дошкольников.

Компетентный педагог сочетает теоретическое знание методики экологичесокого образования дошкольником с пониманием возможностей ее практического применения и умеет применять данное знание. Повышению компетентности воспитателей в детском саду признана методическая работа. Оптимальным вариантом методической работы в детском саду являются следующие формы.

Взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками ДОУ. Поэтому в современных условиях активное участие родителей в образовательном процессе является обязательным условием.

Библиографический список.

  1. Бутенко, Н.В. Интеграция деятельности ДОУ и семьи в экологическом образовании детей /Н. В. Бутенко, О.В. Джалмагамбетова // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ // Актуальные проблемы дошкольного образования процесса в ДОУ: Материалы IX Международной научно-практической конференции, Челябинск, 2011г. /ЧГПУ. - Челябинск: Изд-во ООО «Три кита» , 2011.
  2. Данилина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей /Т. Данилина //Дошкольное воспитание. – 2000. -№1
  3. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями /Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. -2004. - №1.
  4. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс, 2001.
  5. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. -М.: Сфера, 2004.
  6. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006.
  7. Трубайчук, Л.В. Интеграция как форма организации образовательного процесса /Л. В. Трубайчук // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ: Материалы IX Международной научно-практической конференции, Челябинск, 2011 г. //ЧГПУ. - Челябинск: Изд-во ООО «Три кита» , 2011.

Татьяна Кислова
Создание эффективных педагогических условий в ДОУ для социально-личностного развития воспитанников.

Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий . Специфической чертой понятия «педагогические условия » является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания : цели, содержание, методы, формы, средства. В. И. Андреев считает, что педагогические условия - это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей».

Педагогические условия - это процесс , влияющий на развитие личности , представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений.

1. Одна из задач дошкольного образовательного учреждения – социализация ребёнка , т. е. усвоение воспитанником и дальнейшее развитие социально-культурного опыта , необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из : трудовых навыков; знаний; норм, ценностей, традиций, правил; социальных качеств личности , которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей. Коллектив нашего детского сада работает над созданием благоприятных условий для освоения детьми первоначальными представлениями социального характера и включения детей в систему социальных отношений . Решение вышеназванной задачи осуществляется, в частности, через развитие игровой деятельности детей. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом и с взрослыми. Повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности .

2. Педагогами детского сада создана и развивается игровая предметная среда, которая является средством тренировки человеческих отношений, позволяя копировать их. Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения людей в различных ситуациях. Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, атак, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. В процессе игры раскрывается социальная польза выбранной роли. Ребёнок получает представления о многообразии социальных ролей , выполняемых взрослыми.

3. Педагоги стремятся поддерживать коммуникативную инициативу детей, учат их договариваться друг с другом при распределении действий, игрушек, пособий. В коллективных играх успешно соблюдаются правила, поскольку сверстники следят за тем, как партнеры их выполняют. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит малыша перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнера, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.

4. В играх формируются не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры . Воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка : на его сознании, чувства, волю, поведение. Основа гуманного отношения к людям –способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Как в повседневной жизни, так и в специально организованных занятиях, беседах мы работаем над развитием внимания и сопричастности к партнеру. Учим понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе. Воспитываем эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать.

5. При восприятии произведений художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства педагоги стараются вызывать у детей чувство сострадания к тем героям, которые нуждаются в помощи или испытывают тревогу, волнение, физическую боль, огорчение, обиду; формируют представление о добре и зле. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать характеры героев, их поступки, понимать, “что такое хорошо и что такое плохо.

6. В детском саду созданы условия для формирования нравственной основы патриотических чувств.

В непосредственно образовательной деятельности с воспитателями дети получают первоначальные представления о стране, в которой они живут; о названии государства, о его символике, о его территории и расположении; о его многонациональном населении, о том, что государственный язык России – русский, о столице России– Москве. Мы воспитываем детей в духе уважения и интереса к различным культурам.

7. Мы также в своей группе используем систему нравственно патриотического воспитания . Которое способствует гуманистической направленности поведения воспитанников . На материале литературных произведений, исторических фактов, биографических данных, понятных жизненных ситуаций мы знакомим детей с поступками людей, защищавших и отстаивающих ценности жизни, семьи, дружбы, любви и верности, созидания и труда. Такая форма работы, как семейный проект позволяет формировать у детей патриотические чувства, основанные на знакомстве с участием родственников в Великой Отечественной войне, их подвигами; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

8. Семейные проекты помогают ребёнку получить представления о родословной своей семьи, узнать традиции семьи, позволяют поддерживать любовь ребенка как родным и близким людям, своему дому, воспитывать интерес к истории своей семьи. Являясь нетрадиционной формой общения и совместной деятельности родителей и детей, обогащают внутрисемейные связи.

9. Большое внимание мы уделяем организации совместной трудовой деятельности детей со сверстниками и с взрослыми. Это способствует формированию у наших воспитанников таких важных социальных умений , как умение определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнеров, оценивать результат и характер взаимоотношений.

Главным педагогическим условием в подготовительной группе является подготовка к школе. Как отмечал еще Л. С. Выготский, сложность переходного периода от дошкольного к школьному детству заключается в том, что у ребенка уже есть основные предпосылки учения – произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т. д. Однако он, по существу, "еще дошкольник, который, переступая порог школы, "несет с собой представления о ярком, интересном мире".

В своей группе мы используем следующие методы взаимодействия с детьми :

1. Целенаправленные беседы о школе.

2. Экскурсия в школу, экскурсия в класс.

3. Рассматривание картины "В школе", иллюстраций и открыток с изображением учителей, школьников, класса, рисунков, сделанных бывшими выпускниками детского сада на данную тему.

4. Чтение художественной литературы (рассказа С. Баруздина "Кто сегодня учитель?", А. Барто "Подружки идут в школу" и др.).

5. Серия сюжетно-ролевых и режиссерских игр "Школа" с целью формирования положительного отношения к школе, а также формирования мотивов, связанных с учебной деятельностью.

В начале работы с будущими выпускниками детского сада, мы проводим цикл целенаправленных бесед, в которых рассказывалось бы о школе и существующих в ней порядках, о взаимоотношениях учителя и учеников. Это необходимо с целью расширения кругозора детей, уточнения представлений детей о работе учителя, о взаимодействии учителя и учеников.

Беседы с детьми о школе могут включать следующие вопросы (можно использовать часть из них в первый раз, часть – во второй) .

1. Когда в школе начинаются занятия?

2. Какой это день и как он называется?

3. Как можно догадаться, что находишься у здания школы?

4. Как вас будут называть, когда вы будете учиться в школе?

5. Какие помещения есть в школе и зачем они нужны?

6. Как называется профессия человека, который учит детей?

7. Каким вы себе представляете учителя?

8. Как учитель оценивает ответы детей?

9. Что необходимо ученикам для школы? Как это можно назвать одним словом? Для чего они нужны?

10. Зачем нужно учиться? А вы хотите учиться? Почему?

Беседа проходит сразу со всей группой детей в виде диалога.

Публикации по теме:

Создание педагогических условий и психологического комфорта для математического развития детей дошкольного возраста Подготовила педагог - воспитатель: Борисова Анна Трофимовна Детский сад «Филиппок» Развитие детей зависит от создания воспитателем педагогических.

Создание условий для физического развития детей в ДОУ «Создание условий для физического развития детей в ДОУ» 1 слайд Цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении –.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между.

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно.

Педагогическими условиями организации экологического образования дошкольников являются:

    эколого-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения;

    организация познавательной и экологической деятельности детей на основе их сенситивности к разным формам освоения мира природы.

Формируя систему знаний о природе, воспитатель учит детей:

    видеть и понимать связи между явлениями;

    эмоционально откликаться и оценивать то, что он видит, наблюдает;

    практически осваивать природу, создавая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов.

Необходимым условием экологического образования дошкольников является создание развивающей экологической среды в ДОУ:

    cоздание в группе уголка живой и неживой природы;

    на территории дошкольного учреждения создание внешних природных зон (сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, "птичья столовая");

    включение экологических занятий в образовательный процесс ДОУ;

взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического образования с семейным воспитанием.

19. Современные проблемы эстетического воспитания и художественного развития детей дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое

воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть

формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.

Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития

раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с

положительными и отрицательными переживаниями человека.

В процессе художественно-творческой деятельности совершенствуется

память, особенно зрительная и музыкальная. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится в их зрительной памяти.

В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность.

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьей по вопросам художественно-эстетического развития детей на одно из ведущих мест.

На собраниях воспитатели знакомят родителей с основными задачами эстетического развития дошкольников, дают ряд конкретных советов для их осуществления, демонстрируют приемы и методы работы с детьми, организуют экспресс-консультации со специалистами.

Положительным опытом взаимодействия педагогов и родителей является организация совместных праздников и досугов, способствующих неформальному общению участников педагогического процесса.

Педагоги ДОУ используют многообразие форм и методов работы с родителями: анкетирование, консультации, беседы, семинары-практикумы, педагогические гостиные и т.д. Только в сотрудничестве педагогов с родителями можно решить проблемы художественно-эстетического воспитания ребенка, развить у него творческую инициативу, целеустремленность, поддержать интерес к изобразительному искусству.