• Любят читать: младшие школьники (43%), старшие (17%)
  • Не любят читать: младшие школьники (8%), старшие (17%)
  • Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
  • Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся
  • Читают познавательную литературу 21% школьников
  • Читают для самообразования 10% школьников.

Налицо кризис чтения (2)

Чтение имеет огромное значение в жизни детей, гораздо большее, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти надолго, влияет на дальнейшее развитие ребенка, формирует миропонимание, вырабатывает определенные нормы поведения.

Дети составляют особую категорию читателей, нуждающихся в постоянном внимании и со стороны родителей, и со стороны педагогов. Библиотекари также ищут пути приобщения подрастающего поколения к чтению, применяя разнообразные методики с учетом возрастных особенностей своих посетителей.

Однако не стоит думать, что если у ребенка в руках постоянно есть книга - то проблема чтения решена. Напротив, здесь встает проблема иного рода и не менее сложная - содержание нынешней детской литературы. На полки книжных магазинов хлынула сомнительная литература для детей, с большим количеством насилия, культом денег, отчуждением от взрослых. Результатом является то, что у детей вырабатывается неправильное отношение к добру и злу - как к равным, просто антагонистичным силам. Нравственное развитие ребенка при чтении подобной литературы затормаживается, в худшем - деградирует.

Что касается восприятия читаемого текста, то замечено, что у нынешнего телевизионного и компьютерного поколения оно становится более поверхностным, а по характеру — клиповым, или калейдоскопичным, то есть коротким, вырабатываемым у ребенка от мгновенной и неожиданной смены различных впечатлений, не связанных друг с другом. Сегодняшние школьники, привыкшие к зрительной информации, более, чем раньше, нуждаются в иллюстрированных изданиях с широко представленным видеорядом. Текст без картинок отторгает их от чтения, утверждают психологи. (2)

Одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья. Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребенок еще не умеет читать сам. Когда же он — школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте, советуют педагоги. (2) Не годится для этого чтение по школьному типу. Лучше сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно: часть читает взрослый, часть — ребенок. В такой семье детей приучают писать отзывы на книги, вести читательские дневники, помогающие осмыслить произведение, понять свои впечатления, лишний раз подумать над авторским замыслом, соотнести прочитанное с реальной жизнью.

Как школьник выбирает книги? Сегодня функционируют книжные интернет-магазины, действует развитая система заказов по каталогам, прайс-листам. К источникам информации о книгах для чтения исследователи этой проблемы относят авторитет родителей (40%). Так же высоко ценится совет учителей (35%) и рекомендации друзей (39%). Что же касается СМИ, то их роль в формировании круга чтения отмечают лишь 12% респондентов. (4)

Взрослые должны интересоваться тем, что читает ребенок. Если это негуманная книга, постараться вызвать ребенка на откровенность, обсудить ее, заинтересовать другой, более подходящей.

Сегодня, в условиях развития информа-ционных технологий, мы можем осознать, что чтение — единственная технология освое-ния письменной культуры, накопленной человечеством, единственная технология добычи знания в самом широком значении этого понятия.

Основная ценность совре-менного общества — не столько сама инфор-мация, сколько знания, недаром ЮНЕСКО выдвинула лозунг «От информационного общества — к обществу знаний». Знание — это усвоенная, освоенная (т. е. ставшая «сво-ей») информация. Очевидно, что процесс переработки информации в знание без вдум-чивого, осмысленного чтения невозможен.

Человек, не владеющий чтени-ем как интеллектуальной технологией, не может соответствовать современным тре-бованиям, а государство, где такие люди превышают определённый уровень, неиз-бежно перейдёт в разряд второстепенных.

Чтение должно быть включено в страте-гию жизни каждой личности. Это значит, что в любой жизненной и житейской колли-зии человек должен искать опору, помощь в книге, библиотеке. Если же этого не проис-ходит и чтение как интеллектуальная техно-логия освоено плохо, то реализация личности не будет полностью успеш-ной — что и происходит сегодня в России. Российские педагоги отмечают, что подростки стали не только меньше чи-тать, но и хуже понимать прочитанное, в том числе материал учебников, и это, ко-нечно, сказывается в их дальнейшей жизни. Только 4,5% специалистов (управленцев, медиков, педагогов, инженеров) обращают-ся к литературе по профессии, и это не мо-жет не отразиться на их профессиональном уровне, уровне развития самих этих отрас-лей, а значит, и на развитии страны в целом. (3)

Долг каждого родителя, педагога и библиотекаря - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. От того, как мы будем ей заниматься, зависит будущее нашей страны.

Сегодня в нашей стране реализуется национальная программа поддержки и развития чтения, рассчитанная на 2007-2020 гг., разработанная ведущими экспертами по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Российского книжного союза.

Проблема формирования читательской культу-ры детей решается и в семье, и в школе, и в библиотеке. Она решается и на государственном уровне.

Список использованной литературы:

  1. Дети и чтение на рубеже XXI века: Литературные пристрастия современных подростков: Итоги исследования / сост. Харитонова О.И. - Волгоград, 2001. - С. 19.
  2. Чудинова В.П. Чтение детей как национальная ценность // Школьная библиотека, 2003, №8. - С. 15.
  3. Через чтение в мировое образовательное пространство / отв. ред. Сметанникова Н.И. - М.: ИТОП РАО, 2001. - С. 59.
  4. Извеков В.Ю., Климова Е.Е., Работкина В.В. Механизм живого интереса // Директор школы. - 2004. - № 2. - С. 38.

кандидат педагогических наук, доцент,

профессор кафедры педагогики, социально-экономических и гуманитарных дисциплин Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей

1.1 Проблемы чтения современных детей и подростков

О «катастрофе чтения» взрослого населения в России в течение последних лет говорят и пишут различные средства массовой информации. Согласно данным международных исследований педагогов, в которых приняла участие и наша страна, в России падает «грамотность чтения» школьников: они стали читать гораздо хуже, чем раньше. В ряде периодических печатных изданий утверждается, что «дети не читают». Те, кто работает с детьми, - педагоги, воспитатели, библиотекари, - знают, что все дети школьного возраста читают, поскольку должны подготовить школьные задания. Но читают ли они для себя, для собственного развития? На этот вопрос могут ответить библиотекари, работающие в детских и школьных библиотеках. Дети - одна из самых больших групп посетителей библиотек.

Но в целом, сегодня они читают иначе, чем их сверстники два десятилетия назад. Часть их стала читать меньше, изменились читательские потребности и предпочтения. Однако есть многие дети и подростки, которые любят читать и, как правило, регулярно посещают библиотеки.

Сложившуюся ситуацию необходимо внимательно исследовать: без системного анализа детского чтения, мониторинга и оценки происходящих процессов, выделения целевых аудиторий читателей библиотекарям и учителям крайне сложно выстроить новую стратегию взаимодействия с юными гражданами.

Детские библиотеки в стране проводят много различных исследований, посвященных разным аспектам взаимодействия детей с информацией. Они изучают детское чтение и литературу для детей, чтение в семье, информационные потребности детей, их отношение к библиотекам, роль «руководителей детским чтением» - учителей, воспитателей, а также библиотекарей и многое другое.

Одним из крупномасштабных проектов изучения детского досугового чтения является комплексное исследование «Сельский ребенок: чтение, книжная среда, библиотека», которое было проведено Российской государственной детской библиотекой совместно с центральными региональными детскими библиотеками в 2002-2005 гг. в 17 регионах России (в областях: Амурской, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Липецкой Московской, Мурманской, Нижегородской, Рязанской, Псковской, Пермской, Самарской, Саратовской, Томской, Тюменской, а также на Ставрополье и Краснодарском крае). В исследовании было опрошено 2448 подростков 11-15 лет. Опрос проводился осенью 2002 г. и весной 2003 г. в школах и библиотеках.

Полученные результаты позволяют увидеть проблемы и состояние детского чтения сельских детей и подростков, которые сегодня являются группами «читательского риска», - больших социальных групп будущих граждан страны, особенно нуждающихся в помощи государства на фоне процессов развития в России информационного общества.

Сегодня состояние чтения детей и взрослых вызывает тревогу: по данным социологов Аналитического центра Юрия Левады сегодня 52% россиян не покупают книг, а не читают - 37%. При этом 34% населения России не имеют дома книг. Жителям сел и городов с населением менее 100 тыс. человек книжно-журнальная продукция стала фактически недоступна . Мир детства изменился и продолжает испытывать личные трансформации; детское сообщество, так же как и взрослое, стало крайне дифференцированным. Стало очевидным, что «детей вообще» нет; существуют различные группы детей, испытывающие на себе влияние разнообразных социально-культурных факторов. Назовем основные из них.

1. Социально-экономические факторы: степень стратификации и социального расслоения общества; уровень доходов и уровень бедности населения.

2. Социокультурные факторы: развитость системы всеобщего среднего образования (в том числе - обучение «читательской грамотности»);

доступность образования; уровень образования и культуры населения (в том числе - наличие грамотных «руководителей детским чтением» - учителей, воспитателей, библиотекарей; наличие традиции чтения в семье);

развитость социокультурной и образовательной среды (в том числе - «книжной» - книжных магазинов, киосков, домашних библиотек, оснащенных обновленными книжными фондами и компьютерной техникой общедоступных, детских и школьных библиотек). 3. Информационно-коммуникационные факторы: развитость и доступность различных систем связи и каналов коммуникации (телевидения, телефонии и др.); доступность и развитость художественной визуальной культуры (видеотехника, кинотеатры); развитость и доступность Интернета.

Состояние чтения детей и подростков зависит от сложного взаимодействия всех этих факторов, причем в различных ситуациях и условиях проживания какой-либо из них оказывает наиболее сильное влияние. Так, в столице и крупных городах на детское чтение особенно сильно влияет фактор развитости социокультурной среды (других возможностей проведения досуга), а также степень развития визуальной - «электронной культуры». Для малых городов и сел особенно значимы факторы развитости книжной среды и существования образованных и грамотных «руководителей детского чтения» (прежде всего, учителей и библиотекарей).

Произошло ухудшение состояния книжной среды во многих регионах России (в том числе в результате снижения комплектования детских, школьных, сельских общедоступных библиотек - организаций, традиционно поддерживающих детское чтение). Недостаточная обеспеченность многих семей привела к тому, что книги и журналы стали слишком дороги и непосильны для семейного бюджета. Следствием разрушения системы продажи и распространения книг стало закрытие книжных магазинов во многих городах и селах.

Очевидна также деформация репертуара книгоиздания, что привело к резкому сужению репертуара актуальных книг для подростков (в том числе почти не издаются новые отечественные авторы, выходит крайне малое количество переводных изданий лучшей детской и подростковой литературы). На репертуаре и качестве детской литературы сказалось также и отсутствие государственной поддержки писателей, издателей, критиков детской и подростковой книжной культуры. Какие же книги хотят читать подростки? В ходе исследования респонденты назвали: приключения 43,7%), о природе (41,5%), фантастика и фэнтези (39,7%), юмор и «веселые» книги (37,7% и 27,4%), ужастики (35%), книги о путешествиях (34,7%), романы о любви (32,1%, читают девочки), книги о спорте (31,2%, читают мальчики), комиксы (30,6%), а также книги о компьютерах, детские детективы, книги о сверстниках, сказки. Кроме того, подростки читают литературу о профессиях, технике, истории, войне, космосе и мн. др. Но поэзию и русскую классику предпочитает лишь один человек из десяти (преимущественно девочки).

Диспропорции в издании литературы для детей и юношества привели к тому, что в литературный процесс мало попадают современные отечественные писатели, в связи с чем репертуар чтения художественной литературы подростков и юношества пока что обновляется за счет западной литературы - таких жанров, как триллеры (ужасы), детские детективы и фэнтези. Актуальная художественная литература для подростков и юношества, где бы говорилось о современных проблемах, замещается, таким образом, частично - журналами, частично - детективами и любовными романами для взрослых, частично - фэнтези.

Детская библиотека - организатор читательской деятельности школьника ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей (Оренбург/Россия)

Детское чтение, как педагогическая проблема

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса детей к чтению решает ряд воспитательных...

Досуг как социализация личности детей и подростков

Плодотворное использование досуга человеком - важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально...

Досуг как социализация личности детей и подростков

С целью социализации подрастающего поколения создана специальная система учреждений. Это, в первую очередь - детские сады и школы. Кроме того, существуют естественно сложившиеся учреждения и организации...

Досуг как социализация личности детей и подростков

Досуг как социализация личности детей и подростков

По данным Управления статистики г. Тюмени на 01.01.2006. доля подростков и молодёжи от 14 до 30 лет составила 22% от всего постоянного населения города. В настоящее время начался прирост молодёжной категории населения в связи с тем...

Поддержка и развитие чтения детей в библиотеке средствами библиографии

Падение интереса к чтению - общемировая тенденция. Сегодня, изучая чтения детей и подростков как социальное явление, специалисты разных стран приходят к тревожным выводам...

Фестивали - одна из самых популярных в мире форм культурно - массовых мероприятий. Фестиваль - (франц. Festival, от лат. Festivus праздничный) массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, циркового или киноискусства...

Разработка и проведение фестиваля творчества детей и подростков (на материалах областного фестиваля творчества детей и подростков "Возьмемся за руки друзья!")

Большинство из ныне известных и популярных фестивалей творчества детей и подростков появилось в конце 90-х годов XX века. Их развитие и постоянно увеличивающийся объем деятельности связан с глобальными политическими...

В данной главе рассказывается о становлении и развитии сети учреждений культуры для детей в России...

Сеть учреждений культуры для детей и подростков в России

В данном параграфе представлено становление сети учреждений культуры для детей и подростков, основные факты и события, повлиявшие на ее развитие. Так же рассказывается о досуге детей и подростков. Большое внимание уделено клубам Шацкого...

Сеть учреждений культуры для детей и подростков в России

Опыт работы детских клубов до революции был использован при создании советских детских клубов...

Сеть учреждений культуры для детей и подростков в России

В первом параграфе данной главы описывается влияние тех изменений в обществе, которые произошли во время "перестройки" на работу учреждений внешкольного образования...

Сеть учреждений культуры для детей и подростков в России

Изменения в обществе в 90-е годы привели к глубокому социально - экономическому кризису. На развитии системы образования, в том числе внешкольных учреждений, сказались две группы факторов: и смена ценностных ориентиров...

- 65.50 Кб


  1. Вступление…………………………………………………… ……………...
  2. Основная часть………………………………………………………………… ..............

    2.2 Читательские интересы молодежи 21 века…………………………………………………………………… ………….

    2.3 Проблемы чтения молодежи………………………………………………………… ……………...

  1. Практическая часть………………………………………………………………… ………..
  2. Заключение…………………………………………………… ……………..
  3. Приложения…………………………………………………… …………….
  4. Список литературы …………………………………………………… ………………

Введение.

Социологические словари определяют молодежь, как социально возрастную группу населения в возрасте от 14-28 лет. Знаменитый психолог Курт Левин охарактеризовал молодежь как слой населения, который отошел от одной группы (дети) и еще не пришел к другой (взрослые). Для молодежи характерно отрицание авторитета взрослых: семьи, родителей, учителей. Из–за этого сложилось мнение, что современные молодые люди – это часть населения, которая ничего не хочет, ни о чем не мечтает, и которой не до чего нет дела. Так какая же нынешняя молодежь? Что ее интересует? К чему стремятся молодые люди? Какие они? Эти вопросы интересуют многих психологов и исследователей юношества. Социологические опросы молодых людей в возрасте от 18-25 лет показали, что «Нынче модно быть активным, быть лидером, быть немножко не от мира сего. Современная молодежь получает информацию извне в обобщенном виде чрез зрительный анализатор, и очень мало жизненных ситуаций, из которых она может получить информацию от своего внутреннего «Я». Читать чужой текст – это значит читать и свою душу, сравнивать и анализировать. Сейчас многие молодые люди не читают, а не которые читают.
Моя социологическая работа состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части я попытаюсь раскрыть следующие вопросы: читательские интересы молодежи, так как они меняются из года в год. Проблемы чтения молодежи и пути их решения.
В практической части я исследую чтение молодежи. Объектом моего исследования являются молодые люди до 20 лет.

Цели моего исследования:
2. Задачи исследования: изучить молодежь, ее интересы и проблемы в области чтения.
Методы исследования: анкетирование и опрос.
Эта работа будет интересна, студентам, преподавателям и всем, кто работает с молодежью.

2. Основная часть.

2.1 Читательские интересы молодежи 21 века .

Наверное, люди никогда не откажутся от ставшей традиционной мысли, что их будущее связано с новым поколением, с молодежью. От того, насколько глубоко эти поколения усвоят духовные, нравственные, культурные традиции своего народа, общества, государства, зависит будущность страны.
Для современной России актуальность этого тезиса кажется острой как никогда. В обществе, по наблюдениям социологов, прослеживаются грозные симптомы «поколенческого разлома». Дети перестают понимать своих родителей и наоборот. Начиная с конца XX века наблюдается широкое распространение массовой поп-культуры, проповедующей распущенность и вседозволенность, копирующей с небольшим опозданием западные аналоги, например: хиппи, рокеров, панков. Досуг среди приверженцев такой «культуры» начинает восприниматься как основная форма жизнедеятельности. Но не все так безнадежно. Ведь, с другой стороны, нельзя не видеть в молодежной среде примеров проявления патриотизма, гражданственности и солидарности, сознательности и ответственности, жажды знаний и самосовершенствования. Молодежь стремится к идеалу, и библиотеки играют в этом очень важную роль. Сейчас современные молодые люди увлекаются спортом и музыкой. Читают чаще всего психологию, фантастику, романы, анекдоты.
Сейчас 83% молодые люди берут книги по школьной и вузовской программе. 17% читают с целью повышения профессионального уровня, самообразования и отдыха. 66% предпочитают читать книги считая, что они интереснее и познавательней чем журналы, а 34% отдают предпочтение газетам и журналам. В числе любимых авторов молодежи: Пушкин. Толстой, Булгаков, Бунин, Зощенко..
Среди молодых людей всех возрастов популярны серии книг «Ужастики» и «Страшилки». Эти книги о вампирах и оборотнях с леденящими кровь сюжетами как не странно помогают расслабиться после напряженного учебного или рабочего дня. Такие книги пользуются высоким спросом среди молодежи 18-19 лет и старше.

2.3 Проблемы чтения молодежи.

Чтение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни. Необходимо, что бы оно стало инструментом успешной деятельности в различных сферах жизни (учебе, работе, отношениях с людьми – в семье, в кругу друзей). Поэтому просто необходимо рассмотреть проблемы молодежи в области чтения, мы должны понять, почему оно отошло на второй план.
Итак, молодежь читает и читает не только то, что надо по программе, но и для собственного интереса. Однако таких мало! Престиж чтения повышается, но это происходит очень медленно.
Сегодня на процесс социализации подрастающего поколения усиливается влияние «некнижных» средств массовой информации. Количество каналов получения информации растет. Наряду с традиционными – книгой и периодикой – все больше места в жизни занимают аудиовизуальные («экранные») СМИ. Развивается культура, которую называют «экранной» («видеокультурой», «аудиовизуальной культурой»). Эта культура оказывает огромное влияние на чтение:
Падает символический статус чтения и его престиж.
Меняется восприятие печатного текста и информации (восприятие становится поверхностным и фрагментным).
Меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например: под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к тем темам и жанром, которые представлены на экране, особенно приключенческим – детективам, триллерам, книгам ужасов, комиксам).
Предпочитается печатная продукция, где широко представлен видеоряд, отсюда популярность иллюстрированных журналов и комиксов.
Отсюда можно сделать вывод, что главную конкуренцию книгам составляют телевидение и Интернет. То время, что раньше тратилось на чтение, сейчас заменили телепросмотры и компьютерные игры. У молодежи ярко выражен мотив: «Хочу почитать что–либо легкое, развлекательное», и выбирают журналы с обилием иллюстраций. Романы читают значительно меньше чем раньше.
Большинство молодых людей знакомо с Анной Карениной, Обломовым, Наташей Ростовой и Печориным только по фильмам. Прочитать четырехтомник «Войны и мир» сложней, чем просмотреть фильм, но никто почему-то не учитывает, что в фильм – это задумка режиссера, а не автора. Даже если фильм снят по роману в нем больше режиссера, чем автора. Примером может служить фильм, снятый Владимиром Бартковым по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В фильме много таких моментов, которых нет в книге и нет того, о чем писал Булгаков. Фильм, снятый по произведению (неважно какому) и само произведение две больших разницы.
Однако не все так трагично, как кажется на первый взгляд. После просмотра удачного фильма по хорошему роману всегда хочется прочитать книгу и сравнить, узнать о чем «промолчал» режиссер. Для некоторых молодых людей поиск отступлений режиссера от произведения стали чем-то вроде хобби.
Отдельно следует выделить Интернет и компьютерные игры. Компьютерные игры негативно влияют на современную молодежь, особенно если в них присутствуют сцены убийств и насилия (DOOM, SILENT HILL, GTA FAR). И наоборот интеллектуальные игры воздействуют благотворно.
В связи с тем, что молодежь предпочитает больше времени проводить за экраном телевизора или компьютера создаются электронные библиотеки, а книги на дисках пользуются большим спросом, чем традиционные. Книги классиков отцифровывают, и молодые люди активно берут их для чтения. Также создают электронные версии журналов для юношей, например «Мир ПК», и многие другие. В библиотеках проводятся выставки, посвященные тем автором, по книгам которых были сняты фильмы, а также конкурсно – игровые программы, посвященные произведениям разных авторов, и молодежь с интересом принимает участие в этих конкурсах.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что, несмотря на то, что престиж чтения падает, молодежь продолжает читать. Традиционные книги постепенно вытесняют электронные, и это новое веянье времени активно поддерживает молодое поколение. Современная молодежь предпочитает получать информацию на электронных носителях или искать в Интернете, я считаю, что это не так уж страшно как думают многие исследователи юношества. Главной проблемой Интернета я считаю то, что там много различной информации и порой в ней трудно сориентироваться и найти необходимую. Основная задача библиотекарей помочь молодым людям найти максимум необходимой информации при минимальных затратах.

3. Практическая часть.

Чтение – один из важнейших компонентов современной жизни. Оно влияет на общение с друзьями и близкими, является средством приобщения к культуре, расширяет кругозор и, наконец, служит средством развлечения. Для многих молодых людей чтение вошло в хобби, они любят читать. У них есть свои предпочтения в чтении, хотя не редко они меняются. А для некоторых чтение наоборот превратилось в необходимость. Они читают только то, что им задают по учебной программе.
Среди многообразных литературных жанров нередко можно заблудится. Очень трудно найти то, что бы нам нравилось. Мы читаем все в подряд, пытаясь, остановится на чем-то одном, что нам понравится. Нередко бывает так, что постоянные запросы меняются и чаще всего это наблюдается в молодежной среде.
Я решила провести исследование, и узнать какие жанры литературы пользуются популярностью у современных молодых людей. Молодежь стала редко посещать библиотеки, и я хотела бы узнать, с чем это связано.
Цели моего исследования:
1. Выяснить условия, при которых молодежь приобщается к чтению.
2. Обобщение теоретического и практического опыта юношества.
Задачи исследования: изучить молодежь, ее проблемы и интересы в области чтения.
Объектом моего исследования является юношество и молодые люди в возрасте до 25 лет.
Предметом исследования являются: Областная юношеская библиотека им. Уткина и Гуманитарный центр библиотека семьи Полевых.
Мною использованы следующие методы: анкетирование, анализ читательских формуляров и опрос.
Для анализа читательских формуляров я выбрала студентов в возрасте 18 – 21 года. Анализ я провела в Гуманитарном центре библиотеке семьи Полевых, литературу смотрела за три года: с 2007 по 2009. Я проанализировала 10 формуляров и сделала вывод, что студенты читают в основном книги по учебной программе, регулярно посещают библиотеку.
Из художественной литературы предпочитают в основном детективы, например Джеки Коллинз «По законам мафии» и любовные романы зарубежных писательниц. Но доминирующее место занимает учебная программа. Здесь на первом месте стоят Гоголь, Толстой, Шолохов, а из зарубежных писателей Рабле, Хемингуэй, Ремарк, Маркес, Камю.
Анкетирование я провела с молодыми людьми в возрасте 17 – 20 лет. Получила следующие результаты. В большинстве молодежь любит ходить в библиотеку, и любит читать. Мотивы чтения в основном учебные (42 %), досуговые и научно – познавательные занимают второе место (29 %). Среди жанров литературы на первом месте оказались романы – 33 %, а классика заняла вторую строчку – 26 %. Фентези и фантастика на третьем месте – 20 %, на четвертом месте оказались детективы – 7 % и 4 % опрошенных сказали, что читают все в подряд. Среди любимых авторов оказались такие как А.С. Пушкин, Валентин Распутин, Джек Лондон, братья Стругацкие и Сергей Лукьяненко.
75 % опрошенных пользуются Интернет – библиотеками, но предпочитают в основном получать информацию на традиционных носителях. К Интернету относятся негативно, но считают, что без него просто невозможно жить в современном мире. На вопрос «Влияет ли Интернет и компьютерные игры на чтение, как?» один из респондентов ответил «Очень влияет. Люди скоро разучатся читать даже то, что они пишут».
В Гуманитарном центре я провела опрос со студенткой 18 – 19 лет. В библиотеку она приходит редко, ссылаясь на учебные нагрузки. Литературу берет в основном по учебной программе, досуговое чтение почти отсутствует, хотя иногда читает романы о любви. Любимых авторов нет. Активно пользуется Интернет – библиотеками, (скачивает книги на телефон). Считает, что «электронная» культура благоприятно воздействует на молодежь.
Результаты наблюдения за молодежью оказались следующими. В библиотеку приходит довольно много молодых людей: в основном студенты. Большинство из них просят литературу по учебной программе. Самостоятельным поиском предпочитают не заниматься, у стеллажей ведут себя не уверенно. Даже при выборе художественной литературы просят постоянных подсказок. К библиотекарю обращаются со словами: «А Вы не читали эту книгу, не знаете, о чем она, мне бы хотелось почитать что-нибудь интересное»
Таким образом, по всему сказанному можно сделать вывод, что студенческая молодежь города активно посещает библиотеки. Основным мотивом чтения является учебный. Из–за этого на первое место выходит классика, те писатели, которых задают преподаватели. В связи с учебными нагрузками молодые люди не находят времени для свободного чтения. Посещают библиотеку в основном для получения, каких – либо профессиональных знаний: берут учебные пособия, просят подобрать литературу для написания рефератов. Досуговое чтение отходит на второй план. Из жанров литературы на первом месте классика, на втором месте романы, а фентези и фантастика опустились на третье место, на четвертом детективы. Молодежь не особо любит посещать традиционные библиотеки, предпочитая им электронные. При этом она знает, что чтение книг с монитора плохо влияет на зрение, но это удобнее чем сидеть за столом и читать печатную книгу.

4.Заключение.

Анализируя теоретическую и практическую части курсовой работы, я пришла к выводу, что исследованная мною проблема актуальна для современного времени.
Чтение очень важно для современной жизни. Оно формирует культуру, отношение с близкими людьми: родственниками, друзьями, расширяет кругозор. Особенно важно чтение в юношеском возрасте. Библиотеки должны помогать молодым людям в формировании их читательского круга, предоставлять необходимую информацию.
По данным, полученным мною в результате исследования и изучения можно сделать вывод, что молодежь любит читать, но относится к чтению как к незначительному занятию. Спросом пользуются все жанры литературы, особенно классика (но это связано с учебной программой). А вот в числе любимых книг классика занимает 3 строчку. На первом месте фентези и фантастика, а на втором романы. Детективы опустились на 4 место. Итак, молодежь любит читать, но не любит посещать библиотеки. Для хождения в библиотеки у молодых людей нет времени в связи с учебными нагрузками, да и все необходимое сейчас можно найти в Интернете. Я считаю, что библиотекам необходимо сотрудничать с электронными ресурсами, создавать свои сайты для привлечения новых читателей и предоставления полного объема информации в интерактивном режиме.

5. Приложения:
Вопросы для опроса
1. Часто ли Вы приходите в библиотеку?
2. Мотивы Вашего чтения?
3. Какие жанры литературы Вы предпочитаете?
4. Ваш любимый писатель?
5. Пользуетесь ли Вы Интернет – библиотеками?
6. Как, по вашему мнению, влияет «электронная» культура на молодежь?

Анкета.
Уважаемые читатели, в современное время существует огромное разнообразие литературных жанров, в связи с этим библиотека проводит исследование на тему: «Что читает молодежь?».
Просим Вас ответить на предложенные вопросы.

1. Укажите Ваш возраст_______________________ ____________________
2. Любите ли Вы ходить в библиотеку?___________________ ___________
3. Пользуетесь ли Вы Интернет - библиотеками?_________________ _____
4. Какую роль, по Вашему мнению, играет чтение?____________________
5. Любите ли Вы читать?_______________________ ___________________
6. Мотивы Вашего чтения?
1) Досуговые
2) Научно – познавательные
3) Учебные
4) Свой вариант ______________________________ ______________
7. Какие жанры литературы Вы предпочитаете?
1) Фэнтези и фантастику.
2) Детективы.
3) Романы.
4) Классику.
5) Свой вариант_______________________ _____________________
8. У кого Вы спрашиваете совета при выборе книг?
1) Родители.
2) Преподаватели.
3) Друзья.
4) Свой вариант.______________________ ______________________
______________________________ __________________________
9. Ваш любимый писатель?_____________________ ___________________
______________________________ ______________________________ _
10. Какую книгу Вы читаете сейчас?_______________________ __________
______________________________ ______________________________ _
11. Книги, на каких носителях Вы предпочитаете?
1) Традиционные (бумажные).
2) Электронные.

Спасибо за участие.

Анкета.
Уважаемые читатели.
В современное время огромное распространение получила «электронная» культура. В связи с этим библиотека проводит анкетирование с целью выяснения, влияние «электронной» культуры на чтение молодежи.
Просим Вас ответить на предложенные вопросы

1. Укажите ваш возраст ______________________________ ____________
2. Для чего, по Вашему мнению, нужна библиотека? ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ___
3. Как вы думаете, современная молодежь часто или редко обращается в библиотеки?___________________ ______________________________ _ ______________________________ ______________________________ _
4. Какую роль играет в жизни людей чтение? ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ___
5. Есть ли у вас свободное время для чтения?_______________________ _
6. Что означает по Вашему термин «электронная» культура? ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ __
7. Как вы думаете, влияет ли на чтение развитие «электронной» культуры?_____________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ __
8. На каких носителях вы предпочитаете читать?
o Традиционные (бумажные)
o Электронные.
9. Как Вы думаете, смогут ли электронные носители информации вытеснить традиционные? ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ __
10. Пользуетесь ли вы Интернет – библиотеками? ______________________________ ______________________________ _
11. Влияет ли Интернет и компьютерные игры на чтение, как? ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ __

Однолеток Алексей, ученик 7 класса МБОУ "СОШ № 13" г.Братска

Данная работа - результат изучения чтения учащихся 6-7 классов нашей школы. Автор ставил следующие задачи:

  1. Изучить читательские интересы подростков 13-14 лет нашей школы;
  2. Изучить литературу по данному вопросу.
  3. Определить роль и значение современной медиасреды в формировании читательского интереса;
  4. Выявить, какую роль в жизни подростков нашей школы играет чтение.

Данные исследования могут быть использованы на уроках для организации дискуссий, позволят корректировать работу по продвижению чтения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение.

Основная часть:

2.1.

Читательская деятельность как фундаментальная основа понятия грамотности.

2.2.

2.3.

Чтение в жизни подростков нашей школы

Подросток и библиотеки

4 -8

2.4.

Тенденции и читательские предпочтения учащихся 6-х и 7-х классов.

Заключение.

Библиография.

I. ВВЕДЕНИЕ:

Мы считаем, что взятая нами для исследования тема «Особенности чтения подростков» является актуальной в наше время. Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что именно книга поможет овладеть необходимой информацией для полноценного развития личности, научит выражать свои мысли, думать, анализировать события и поступки людей, что так необходимо сформировать у подростков сейчас, еще учась в школе, готовя себя к дальнейшей самостоятельной жизни.

Изучив круг читательских интересов подростков, узнав, насколько они владеют навыком работы с книгой, мы сможем проверить выдвинутую нами

гипотезу:

  • Действительно ли подросток сегодня отводит меньше времени на чтение, что приводит к снижению читательских компетенций.
  • Действительно ли в развивающейся медиасреде нет места книге.

Объект исследования:

Учащиеся 6-х-7-х классов МБОУ «СОШ № 13»г.Братска

Предмет исследования:

Чтение подростков

Цель исследования:

привлечь внимание всего школьного сообщества к проблеме чтения подростков и

наметить пути поддержки и развития чтения.

Поставленные задачи:

  1. Изучить читательские интересы подростков 13-14 лет нашей школы;
  2. Изучить литературу по данному вопросу.
  3. Определить роль и значение современной медиасреды в формировании читательского интереса;
  4. Выявить, какую роль в жизни подростков нашей школы играет чтение.

Для решения поставленных задач в процессе исследования использованы следующие

методы:

Анкетирование;

Наблюдение за подростками, приходящими в школьную библиотеку;

Анализ читательских формуляров школьной и городской библиотеки;

Интервьюирование учителей-словесников, библиотекарей;

Математические методы обработки результатов исследований;

Работа с печатными изданиями журнала «Школьная библиотека», с интернет-

ресурсами.

Практическая значимость заключается в следующем:

Материалы исследования помогут определить круг чтения современного подростка;

Данные исследования могут быть использованы на уроках для организации дискуссий, позволят корректировать работу по продвижению чтения.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. 2003 - 2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. Понятие грамотности в последние десятилетия претерпело ряд изменений и воспринимается более широко, совершенно иначе, чем десятилетие назад: это не только умение читать, писать, считать, владеть основами работы с компьютером и умение работать с информацией, но и многое другое. Сегодня в основе грамотности лежит читательская деятельность, от умений и навыков чтения зависит, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе. Осознание важности чтения, и особенно чтения детей и подростков, в последние десятилетия стало предметом заботы государства и общества во многих странах. В 2004 году в США прошла Неделя юношеского чтения. Результатом работы стало подписание «Заявления Международной ассоциации чтения», в котором сказано: «Подростки, вступающие в мир взрослых в ХХI веке, будут читать и писать больше, чем в любое другое время в истории человечества. Им потребуется более высокий уровень грамотности для работы, организации домашнего хозяйства, выполнения грандиозного долга и ведения личных дел. Им нужна грамотность, чтобы совладать с потоком информации повсеместно, где бы они ни находились. Они должны быть грамотными, чтобы подпитывать свое воображение и иметь возможность участвовать в строительстве будущего. В сложном, а иногда и опасном мире, для молодого человека очень важна способность читать. Поэтому необходима постоянная поддержка и помощь в обучении чтению, начиная с самых ранних стадий развития».

В нашей стране, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.

По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет

уменьшилось с 49% до 26%. У нас в стране существует серьёзная проблема с детским чтением. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий.

Исходя из сложившейся ситуации, была принята «Национальная программа поддержки и развития чтения на 2007-2020 год», 2014 год был объявлен Годом культуры, а 2015 - Годом литературы. Все эти меры призваны изменить ситуацию в отношении чтения.

2.2. В своей работе мы решили изучить отношение к чтению подростков нашей школы, определить их читательские приоритеты, таким образом выявить особенности чтения наших подростков. Для изучения этого вопроса мы выбрали объектом нашего исследования учащихся 6-7-х классов.

Нами проведено анкетирование 88 учащихся, из них девочек 36, мальчиков- 52 Ребятам было предложено заполнить анкеты, которые состояли из 12-14 вопросов об их отношении к чтению книг.

Вот вопросы анкеты предложенные нами.

Анкета «Чтение в моей жизни»

1. Чем ты любишь заниматься в свободное время? (пронумеруйте в порядке важности)

  • Гулять
  • Занятия на компьютере
  • Чтение
  • Телевизор
  • Увлечения, хобби
  • Не очень

3. Какой формат чтения ты предпочитаешь:

  • традиционные книги,
  • цифровой (компьютерный) формат

4.Сколько времени в день уделяешь чтению книг?

  • Классика
  • О животных и природе
  • Про сверстников
  • Приключения, фантастика, фэнтэзи
  • Детективы
  • Стихи
  • Про исторические события
  • Научно-познавательная литература
  • Сказочные повести
  • другое

6.Есть ли у тебя любимый писатель? Назови фамилию и его книги.

7.Назови своего любимого литературного героя.

8.Твои любимые книги (2-5)

9.Есть ли у тебя любимый журнал?

10.Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал, и ее автора?

11.Назови книги, прочитанные тобой в этом учебном году.

12.Как ты считаешь, почему современные подростки так мало читают?

13. Какую роль в современной медиасреде ты отвел бы чтению?

Книга нужнее, чем компьютер. Почему?

Книга не нужна. Почему?

Родители

Учитель

Друзья

Библиотекари

Средства информации

  1. Чем любят заниматься наши респонденты в свободное время.

Было предложено 5 вариантов ответов (гулять, компьютер, чтение, телевизор, занятия по увлечениям), нужно было расположить эти варианты в порядке предпочтений. Получились такие результаты.

Виды деятельности

I место

Гулять

Занятия на компьютере

Чтение

Просмотр TV передач

Занятия по увлечениям

Некоторые ответы на этот вопрос были не совсем корректные, поэтому в итоге таблицы не везде получается число 88 по количеству респондентов.

Все

Девочки

Мальчики

Да

Не любят

Не очень любят

3. Какое чтение ты предпочитаешь?

65 % предпочитают чтение традиционных книг, 35% - цифровой формат. На этот вопрос отвечали не все (69 чел)

4. Сколько времени в день уделяешь чтению книг?

Выяснилось, что мальчики уделяют больше времени чтению книг, чем девочки. Но среди учеников, много времени (3 час.) проводящих за чтением, оказались девочки 7 А кл.

5. Тематические предпочтения наших школьников выглядят следующим образом : большинство ребят, как мальчиков, так и девочек, предпочитают фантастику, фэнтэзи, затем следуют детективы и книг и о животных. Классику (причем, это в основном произведения, изучаемые по школьной программе) назвали только 8 девочек и 1 мальчик. Немногие отметили книги о сверстниках, научно-познавательную литературу, сказочные повести и стихи.

6. Любимые писатели наших подростков .

33 респондента (9 девочек и 24 мальчика) н е назвали в анкетах ни одного любимого писателя. Круг любимых авторов не очень большой, чаще других называют А.С.Пушкина, встречаются Тургенев, Распутин, Гоголь. В основном называют «раскрученных» авторов.

У девочек чаще других называются книги современного французского писателя Сержа Брюссоло и раскрученных после выхода известного фильма «Сумерки» Стефани Майер. У мальчиков - книги Д.Глуховского, книги серии «Сталкер», романы братьев Стругацких.

7. Любимые литературные герои.

Ответ на этот вопрос может дать представление о нравственном и духовном мире наших подростков. Ведь любимый литературный герой – это тот, на кого хочется походить, поступки которых вызывают восхищение, уважение. К сожалению, оказалось, что у 36 (37%) опрошенных учащихся нет любимых литературных героев. У остальных ребят очень большой круг перечисленных литературных героев. В основном - это главные герои их любимых книг.

Предпочтения девочек:

  • Кусака - 3
  • Зигрид - 3
  • Пегги Сью - 3
  • Ирка Хортица - 2
  • Муму - 2
  • Карлсон - 2

У мальчиков

  • Артем из «Метро 2033» - 5
  • Геракл – 2.

Называются Маленький принц, Бильбо, Грэй, Маугли, Незнайка. У шестиклассников чаще называются литературные герои из книг, прочитанных в начальной школе. Все это свидетельствует об бедном читательском багаже наших подростков.

8. Любимыми книгами наших подростков являются в основном книги любимых ими писателей:

«Дочь колдуна», «Зигрид и потерянные миры», «Проклятый цирк» С.Брюссоло, «Сумерки» С.Майер, «50 оттенков серого» Э.Джеймс у девочек; серия книг Д.Глуховского «Метро», книги серии «Сталкер», «Пикник на обочине» Стругайких, «Хоббит» Толкиена, «Алые паруса»А.Грина, «Тарас Бульба» Н.Гоголя, рассказы В.Шукшина «Срезал», И.Бунина «Цыфры», «Эрагон» Кр.Паолине, «Гарри Поттер» Дж.Роллинг.

9. Журналы вообще не вошли в круг чтения опрошенных нами подростков. 40 человек не назвали ни одного издания, 30 учащихся (в основном шестиклассники) отметили журналы, адресованные учащимся начальной школы («Мурзилка», «Непоседа»). Некоторые указали не журналы, а каталоги («Avon), несколько человек ответили: «мистика», но такого журнала нет, есть «Мистические истории». Только 4 респондента назвали журнал «Мне 15», адресованный подросткам. А познавательных журналов не назвал никто, хотя таких журналов, адресованных подросткам, существует очень много.

10. Недавно прочитанными книгами были названы в основном произведения, изучаемые по школьной программе по литературе. 32(36%) учащихся не назвали ни одной книги. Кроме программной классики были названы все те же книги это С. Брюссоло, С.Майер, Д.Глуховского. Встречаются в ответах ребят и довольно редкие в круге чтения подростков книги. Были названы книга Стейс Крамер «50 дней до моего самоубийства», в основе сюжета которой трудная судьба девочки-подростка. Один семиклассник назвал книги не очень известного у нас в стране современного английского писателя Метта Хейга «Семья Рэдли», «Тенистый лес», «Люди и я». Каждый роман этого писателя - событие, захватывающее, неординарное, веселое и немножко жуткое. Книги Хейга неизменно входят в списки бестселлеров Великобритании, экранизируются, удостаиваются престижных наград и широко публикуются за рубежом.

11. В этом учебном году ребятами были прочитано совсем немного книг, это все та же программная классика, и перечисленные ранее книги. В перечне прочитанных книг, как правило, не называются авторы. Не входит в круг чтения наших респондентов русская классика, не изучаемая в курсе литературы. Практически отсутствуют книги современных российских авторов, адресованные подросткам. Довольно редко встречаются книги писателей, входящих в круг чтения старшего поколения: были несколько раз названы «Алые паруса» А.Грина, романы Жюля Верна, «Робинзон Крузо» Д.Дефо. Ни в одной анкете не названо ни одно научно-познавательное или энциклопедическое издание.

12. На вопрос « Почему современные подростки мало читает?» большинство ребят ответили одинаково: зачем читать, когда есть компьютер. Причиной отсутствия интереса к чтению большинство ребят назвали наличие компьютеров, гаджетов (69 человек). Сослались на отсутствие времени 4 учащихся, а 17 человек эту причину сформулировали четко и кратко – лень.

13. На этот вопрос «Какую роль в современной медиасреде ты отвел бы чтению?» отвечали только 36 респондентов. Девочки ответили следующим образом:

  • Книга нужнее, чем компьютер. - 9
  • Книга не нужна. - 2

Мальчики:

  • Книга нужнее, чем компьютер - 19
  • Книга не нужна - 6

14. Выбирая книги для чтения, большинство учащихся прислушиваются к советам своих родителей , для многих авторитетом в этом вопросе является учитель. А вот СМИ отметили только 7 респондентов. Ответы на этот вопрос нам показались не совсем убедительными. В перечне прочитанных книг практически отсутствуют авторы, которых любили и читали родители наших подростков. В тоже время в среди любимых книг наши учащиеся называют как раз те книги, которые попали в круг чтения ребят в основном благодаря «раскрутке» этих книг через фильмы, компьютерные игры, рекламную компанию.

У девочек

  • Родители - 9
  • Учителя - 7
  • Друзья - 7
  • Библиотекари - 3
  • Средства информации - 3

У мальчиков

  • Родители -21
  • Учителя - 16
  • Друзья - 10
  • Библиотекари - 12
  • Средства информации – 4

2.3 . Подросток и библиотеки.

Нами проанализировано отношение наших респондентов к библиотеке. Выяснилось, что 28% учащихся не являются пользователями библиотек. В библиотеке им. Михасенко записано 46 учащихся, в школьной библиотеке -76 человек. Но посещают наши учащиеся библиотеки нерегулярно, порой 1-3 раза за учебный год. Чаще всего берут программные произведения классиков. Следует отметить, что некоторые учащиеся являются активными читателями библиотек: Хиску Кристина, Головин Максим, Марчук Настя из 7 А кл., Бевз Виталина и Кожемякин Эдуард из 7В кл., Кушнерчук Артем из 6Б кл. За счет читательской активности перечисленных ребят средняя читаемость получилась 7,08 книг. Это не очень высокий показатель. У остальных пользователей читаемость довольно низкая – 1-3 книги за учебный год.

2.4.Тенденции и читательские предпочтения учащихся 6-х и 7-х классов.

Таким образом, проанализировав ответы на вопросы анкеты и читательские формуляры шестиклассников и семиклассников нашей школы, мы пришли к следующим выводам:

  • Книга окончательно не ушла из жизни подростков, в целом у большинства позитивное отношение к чтению.
  • Среди любимых авторов и книг много произведений классической литературы.
  • Среди наших респондентов оказались (хоть и очень немного) подростки, не представляющие себя без книги и чтения.
  • Среди любимых героев названы в основном положительные персонажи.
  • Школьники отдают предпочтение традиционной книге.
  • Круг чтения девочек и мальчиков имеет отличия.
  • Самым читающим оказался 7 А класс.
  • На выбор чтения влияние оказывают родители и учителя.
  • Наши подростки сегодня отводит меньше времени на чтение.
  • Беден читательский кругозор респондентов.
  • Четко просматривается общая тенденция – стремление подростков читать развлекательную литературу таких жанров, как фэнтези, триллеры, приключения, мистика. Литература как средство социализации сегодня заметно уступает другим видам медиа: телевидению, Интернету.
  • Чтение школьников носит в основном случайный характер.
  • Низка читательская культура школьников.
  • Невелика роль библиотек в продвижении чтения.
  • Золотые полки» предыдущих поколений подростками не читаются, имена многих авторов-классиков им практически не известны, продолжается процесс прерывания литературной традиции нескольких последних поколений.
  • Книги хороших современных авторов, которые могли бы читаться подростками, почти не известны как им, так и их родителям, а также учителям и библиотекарям. Во многом это связано с отсутствием лучшей и новой литературы в фондах библиотек. Библиотекари

смогут сделать гораздо больше, если у них будет большой выбор лучших книг и периодических изданий для детей и юношества

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За несколько последних десятилетий книга во многом изменила свои функции в жизни подростка, и не только подростка. Сведения о самых различных ситуациях, с которыми можно столкнуться в жизни, и "рецепты" поведения в гораздо большей степени сообщает кино и телевидение, чем любые книги. Постепенно и разнообразные компьютерные игры также принимают на себя часть былой книжной нагрузки. Всевозможную полезную и вредную информацию все чаще школьники черпают из Интернета, и с каждым днем число обращающихся к нему растет и будет возрастать. И в то же время, несомненно, чтение остается одной из самых эффективных сфер, приучающих школьников к умственной деятельности. Следовательно, необходимо в новых условиях находить новые средства создания привлекательности самого процесса чтения, с тем, чтобы новые поколения школьников не теряли тех возможностей, которые приобретаются только в результате умения читать. Как и кто это может и должен сделать? Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводится школе, которая совместно с другими государственными и общественными структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания и необходимого условия социализации личности. На наш взгляд, это должны быть совместные усилия семьи, школы, внешкольных учреждений. Не стоит отказываться от традиционных форм продвижения чтения. Литературные гостиные, конкурсы чтецов, инсценирование и театрализация, викторины и разного рода литературные конкурсы, выставки книг, рекомендательные списки и многое другое, несомненно, помогают в привлечении к чтению.

Но, учитывая особенности современной жизни (ни дня без общения в сети), стоит призвать на помощь компьютер и Интернет. Многие библиотеки уже пытаются обратить их в союзники: сделали свои страницы, сайты, блоги в Интернете. Возможно, здесь нужно привлечь лидеров чтения, они могут делиться на страницах сети своими впечатлениями о прочитанном, могут вести свой блог. Большую пользу принесут общешкольные акции по пропаганде чтения с широкой рекламной компанией. Хотелось стоит войти в проект « Goole- сервисы в моем образовательном пространстве».

Наши гипотезы, что «современный подросток сегодня отводит меньше времени на чтение, что в век современных технологий книга постепенно уходит на второй план», к сожалению, подтвердилась. В результате обобщенного анализа ответов учащихся, можно констатировать, что книга для некоторых современных детей перестала быть источником духовного роста. Чтение детей стало или развлекательным, или «деловым», и книга для них, прежде всего, источник информации, который постепенно заменяет компьютер с его неограниченными возможностями. Информационное чтение лишает ребенка возможности самопознания, обедняет его духовный мир. Ребята познают этот мир в интенсивно развивающейся медиасреде, но ничто не заменит общение с доброй книгой, которая помогает разобраться в огромном потоке информации, определиться в жизни, сделать правильный выбор, найти нужное решение.

В целом ситуация в чтении детей и подростков стала значительно сложнее, поскольку именно сейчас как у детей, подростков, так и у взрослых развиваются новые практики чтения. Чтение во многом переходит в электронную среду, и этот процесс динамично и активно развивается дальше. От того, насколько взрослые – родители, педагоги, библиотекари – смогут адаптироваться к изменяющимся привычкам «цифровых аборигенов», помочь детям и подросткам, как в реальной, так и в электронной среде, во многом зависит будущее чтения и культуры этого поколения.

«Книги через читателя меняют саму жизнь», – так выразил назначение книги и чтения выдающийся книговед Н.А. Рубакин.

Значение чтения, таким образом, – в развитии творческого мышления, в развитии культуры мышления и связанного с этим понятием – культуры чувств.

Человек в процессе чтения развивается комплексно – вырабатывает память, учится терпению, чуткости, наблюдательности, развивает волю, воспитывает сердце и т.д. – все это в целом способствует совершенствованию личности.

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Абдурашидова Э. Изучение читательского интереса подростков//http://fullref.ru/job_d89920adb1af2d681ea0df8a9f863a82.html
  2. Иванова Г.И., Чудинова В.А. «Чтение, грамотность и библиотеки: функциональная неграмотность в развитых странах». Журнал «Школьная библиотека» № 6 – 2005 г.
  3. Национальная программа поддержки и развития чтения//http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_sec=130&o_doc=1122
  4. Новикова Т.А. «Роль библиотеки в формировании интереса к современной художественной литературе». Журнал «Школьная библиотека» № 2 – 1995 г.
  5. Соловьев Е.Н. «Книга в моем доме: моя семья и моя семейная библиотека». Журнал «Школьная библиотека» № 9 – 2002 г.
  6. Чарина И.Т. «Если мы однажды научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись». Журнал «Школьная библиотека» № 7 – 2002 г.
  7. Читательские интересы школьников и проблема формирования культуры чтения//http://сайт/shkola/literatura/library/2012/10/31/

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Литературные традиции детей и подростков в России на рубеже веков, смена "модели чтения". Разработка анкеты и социологический опрос лицеистов, определение их круга чтения. Исследование характера перемен в отношении к чтению: книга как источник информации.

    реферат , добавлен 05.01.2015

    Социология чтения как специальная область знания. Досуговая практика чтения среди детей, её история развития и направления. Данные исследований по данной проблеме Харьковского Университета имени В.Н. Каразина, проведённых в 1998-1999 и в 2013 г.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Факторы, влияющие на читательские предпочтения. Оценка значимости литературы в жизни студентов московских ВУЗов. Способы их студентов к книгам, повышения популярности чтения. Определение времени, отводимого на чтение и их отношение к различным жанрам.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2014

    Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков в психологии. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков. Девиантные явления в жизни подростка, его характеристика. Анализ девиантного поведение подростков в Усть-Илимском районе.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2008

    Общие закономерности роста и развития подростков. Факторы, определяющие начало половой жизни и последствия вступления в ранние сексуальные отношения. Методы формирования ответственного отношения подростков к сексуальному поведению, их роль и значение.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2013

    Теоретико-методологические основы исследования поведенческой культуры подростков. Нормы, ценности как средства социальной регуляции поведения. Анализ влияния информированности о ВИЧ-инфекции на поведенческую культуру. Причины распространения ВИЧ-инфекции.

    дипломная работа , добавлен 12.02.2009

    Определение читательских предпочтение студентов: идеальная и реальная ситуация. Круг чтения современных московских студентов. Роль библиотек в удовлетворении интереса. Результаты анкетирования студентов второго курса университета им. К.Э. Циолковского.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2015