Конспект НОД «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка» с элементами экспериментирования»

Федяева Анна Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №248» г.Новокузнецк.
Описание материала: материал содержит конспект непосредственно-образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, с применением методов эксперименирования. Участники: воспитанники второй младшей группы (3-4 года) с привлечением родителей в образовательный процесс. Материал может применяться педагогами ДОУ при организации образовательной деятельности с детьми, а также в качестве элемента родительского собрания.

Конспект НОД «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка» с элементами экспериментирования»
Предмет: интеграция образовательных областей: познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической, физической, речевой. Форма образовательной деятельности: интегрированная.
Цель - формирование нравственно-моральных качеств у детей дошкольного возраста через сказку «Заюшкина избушка»; развитие исследовательской деятельности детей.
Задачи:
1. Продолжать формировать умение называть свойства предметов; развивать продуктивную (конструктивную) деятельность;
2. Развивать мыслительные операции, воображение, внимание, память, творческие способности, ассоциативное мышление.
3. Закреплять и расширять знания детей о русских народных сказках; помогать детям, используя разные приёмы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
4. Обогащать словарь; развивать связную речь; продолжать формировать умение детей отгадывать загадки; продолжать воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки; воспитывать любовь к народному творчеству.
5. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, развивать общую моторику, координацию движений; формировать правильную осанку; продолжать работу по укреплению здоровья детей, совершенствованию функций организма.
Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к ней, просмотр мультфильмов по мотивам сказки «Заюшкина избушка»; разучивание стихотворений, загадок про птиц и животных.
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентация PowerPoint «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»; элементы декораций к сказке «Заюшкина избушка»; колокольчик; дорожки со следами петуха, медведя, лисы, зайца; ширма-домик; куклы зайца и лисы; лист бумаги, сложенный домиком, снежные домики, деревянные брусочки, 3 подноса, 3 лейки, блюдца; цветные модули; плюшевые шапочки персонажей сказки; картинки берлоги, норок лисы, зайца, курятника; стулья – пенёчки по количеству детей; большая мягкая игрушка медведя и книжки со сказками.
Компоненты образовательной деятельности
I Организационный момент (2-3 мин)
Дети заходят в зал, становятся в круг. Воспитатель в роли Феи:
- Ребята, здравствуйте! А вы любите сказки? (Да) Я тоже! И поэтому, сегодня я Фея Сказки! Я предлагаю вам отправиться в путешествие не простое, а волшебное! А поможет нам попасть туда мой волшебный колокольчик. Закройте глаза.
- Колокольчик зазвени. (Звенит колокольчик) В сказку нас перенеси! По волшебному пути в сказку можем мы войти.
II Основная часть (15 мин)
Фея обращает внимание на следы:
- Ой, ребята, смотрите, кто-то раньше нас пробежал в страну Сказок. Вы здесь никого не видели? (Нет)
- Тогда отгадайте загадку: кто рано встаёт, голосисто поёт, детям спать не даёт? (Петух)
- Правильно, посмотрите на экран, вот он наш Петя-петушок золотой гребешок, масляная головушка, шёлкова бородушка! А какого цвета его следы? (Серые)
- Почему следы петуха вдруг стали серыми? (Ответы детей)
- Наступила весна, растаял снег, петушок шёл по талому снегу и замарал лапки. Сейчас я вас превращаю в петушков, пройдём по его следам. (Корригирующая ходьба «Петушок»: спина прямая, ходьба с высоко поднимая колени)
- А это чьи следы, как вы думаете? (Показывает на следы медведя) Он зимой в берлоге спит, потихонечку храпит, а проснется, ну реветь. Как зовут его - ...? (Медведь)
- А какого цвета следы медведя и почему? (Дети рассуждают)
- Наступило лето, медведь ходил по зелёной траве и оставил зелёные следы. Покажите, как мишка ходит.
(Корригирующая ходьба «Мишка косолапый»: спина прямая, руки в стороны, ходьба на внутренней стороне подошвы ног)
- А это уже другого зверя следы. Как вы думаете, чьи они? По снежку зимой бежала, и следы все заметала. Рыжий мех, а хвост – краса! Подскажите, кто? (Лиса)
- Посмотрите на экран, вот она наша лисичка – хитрая сестричка! Какого цвета следы лисы и почему? (Предположения ребят)

Наступила осень. Лиса бегала по опавшим листьям и оставила свои следы. Пройдём по ним на носочках, хвостиком машем, лапочки впереди.
Корригирующая ходьба «Лисичка»: спина прямая, лёгкий бег на носочках
- Интересно, ну, а это кто здесь наследил?
Всех боится он в лесу: Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь, С длинными ушами…? (Заяц)
- Вот он наш зайчик! (Показывает на экран) Какого цвета следы зайца? Почему они белые? (Предположения ребят)
- Правильно, наступила зима, и зайчик бегал по снегу. Давайте отправимся по его следам, только не забываем, что мы стали зайчиками. Дети под музыку друг за другом прыгают на двух ногах по следам зайца. Следы зайца приводят к дому. Фея, показывая на домик:
- Вот это да! Ребята, смотрите, следы привели к домику. Как вы думаете, кто в нём живёт и почему? (Дети рассуждают)
- Правильно, там живёт заяц! А мы с вами попали в сказку «Заюшкина избушка». Я вас приглашаю присесть и отдохнуть на волшебные пенёчки. Дети рассаживаются. Воспитатель проходит в дом, надевает на руки куклы зайца и лисы, начинается мини-спектакль.
- Давайте позовём и поздороваемся с Зайкой. Зайчик, Зайчик, выходи скорее серенький! Все вместе.
Из домика в окошко показывается Лиса и говорит:
- Сейчас как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Нет здесь никакого Зайца! Я здесь живу. Это мой дом! Уходит обратно в дом.
Фея: - Ребята, что случилось? Почему Лиса у Зайчика в домике живет? И где же сам Зайчик – хозяин дома?
Выходит Заяц и плачет: - Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы – ледяная! Пришла весна-красна, у Лисы избушка ледяная растаяла, а у меня стоит по-старому. Попросилась она ночевать, да меня же и выгнала!
Фея: - Ребята, как вы думает, Лисичка хорошо сделала, выгнав Зайчика из его дома? (Дети отвечают, что лиса плохо поступила) Лиса скверно поступила, ведь у каждого должно быть своё жилище. Не плачь, зайчик, мы тебе поможем! Правда, ребята?
Лиса выходит и говорит: - Я так больше не буду!
Фея: - Простим её ребята?
Лиса: - Но где, же мне жить? Моя избушка растаяла… (плачет)
Фея: Мы с ребятами тебе поможем. Сейчас мы построим тебе новый дом! Правда, ребята? Фея приглашает ребят подойти к себе. Дети вместе с Феей выполняют физминутку.
Физминутка «Я хочу построить дом»
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял, пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
- Молодцы! А как вы думаете, какой мы дом построили? Настоящий или воображаемый? (Это дом не настоящий, мы его нарисовали в воздухе. Это дом нашей мечты)
- А чтоб построить настоящий дом для Лисы, надо выбрать подходящий материал, а помогут нам в этом наши родители.
Проходите, здесь у нас 3 полянки.
Первая полянка «Бумажная», на ней всё делается из бумаги. Вторая полянка «Снежная», на этой полянке всё сделано из снега и льда, и третья полянка «Деревянная», здесь всё сделано из дерева. Дети делятся на группы, с ними экспериментируют подготовленные родители. Для них приготовлены шпаргалки с вопросами и предполагаемыми ответами детей. Воспитатель обходит и контролирует образовательный процесс.
1 полянка «Бумажная» (На столе поднос, на нём домик из бумаги, лист бумаги, блюдечко со смоченной бумагой, лейка)
1 родитель: - Ребята, из чего этот дом? (Из бумаги)
- Значит он какой? (Бумажный)
- Как вы думаете, что будет, с таким бумажным домиком, если вдруг подует сильный ветер? Давайте проверим, подуем на него! Что случилось? Бумага лёгкая или тяжёлая? (Лёгкая как пушинка) А если вдруг пойдёт дождик? (Льёт из лейки на бумажный дом, демонстрируем, уже заготовленную в блюдце намокшую бумагу) Что случилось с бумагой? (Намокла) Потрогайте. Как вы считаете, можно ли жить Лисичке в таком доме? (Нет) Почему? (Бумага не прочная, мокнет, такой домик унесёт ветер)
2 полянка «Снежная» (На столе поднос, на нём домики из снега, снег, лейка)
2 родитель: - Как вы думаете, из чего этот домик? (Из снега)
- Значит он какой? (Снежный) Представляет, какой красивый домик можно построить из снега (Демонстрирует дом). Потрогайте его, какой он на ощупь? (Холодный)
- Давайте проверим, что будет с домиком изо льда, если подует ветер? (Вместе дуют, ничего не происходит)
- Никакой ветер не страшен такому дому! А что с ним будет, когда наступит весна, а затем лето и пойдёт дождь? (Поливает лейкой снег, даёт полить детям) Что случится тогда? (Дом растает). Пойдёт такой материал для строительства дома для Лисы? (Нет, не пойдёт такой материал, дом может растаять, он холодный)
3 полянка «Деревянная» (На столе поднос, на нём домики из деревянных кубиков, лейка)
3 родитель: - Из какого материала изготовлен этот дом? (Из дерева) Значит, домик какой? (Деревянный)
Можно ли, Лисе жить в таком доме? Давайте проверим. Страшен ли ему ветер? (Дети дуют, ничего не происходит) Почему? (Дерево прочное) А сейчас, сожмите в кулачке деревянный брусок и определите холодное дерево или тёплое? (Тёплое) А если вдруг пойдёт дождь? (Поливают из лейки) Подходит дерево для строительства дома? (Да, дерево прочное, тёплое, ему не страшен ни дождь, ни ветер)
Фея: Молодцы, поэкспериментировали на наших волшебных полянках. Из каких материалом мы пытались построить дом? Перечислите, дети! (Обращает внимание на ИКТ)
- Молодцы! Какой материал подходит для нашего дома? Почему? (Дерево, оно прочное, ему не страшен ни ветер, ни дождь, такой дом будет светлым и теплым), Воспитатель проводит детей по полянкам ещё раз, закрепляет:
- Бумажный дом размок: бумага непрочная, лёгкая. Ледяная избушка, как в сказке у Лисы растаяла. А деревянная избушка, лубяная, как стояла, так и стоит по-старому.
- Ребята, а у нас в сказочном лесу есть разноцветные модули, давайте из них, построим дом для Лисы!
Конструирование из модулей дома под музыку.
- Молодцы! Какой у нас дом получился? (Ответы детей) Теперь в этом доме будет жить Лиса из сказки! (Фея садит игрушку лисы в дом) Вот мы и помирили Зайчика с Лисичкой! Славно потрудились! Но как говорится в пословице: кончил дело: гуляй смело! Теперь мы будем играть! Вышли дружно на лужок, встали в маленький кружок. Были мы ребятами, стали все зверятами. Фея надевает шапочки зайца, лисы, петуха, медведя детям, спрашивает: - В кого я вас превратила?
Каждый ребёнок называет, кем стал, и рассказывает стих.
- Ребята, это в сказке Лисичка и Зайчик живут в домах. А в природе, где живут животные и птицы? (Ответы детей, Фея показывает картинки берлоги, норы, курятника и раскладывает их на полу) Поиграем в игру «Найди свой домик». Пока я звоню в свой колокольчик, звери и птицы бегают, летают по полянке. Как только перестанет звенеть колокольчик, они находят свои дома! (Дети играют)
-А теперь проверим, правильно ли звери и птицы нашли свои дома? Педагог ещё раз закрепляет, что медведь живёт в берлоге, лиса и заяц - в норах, а петух - в курятнике.
- Молодцы! Дети, вам понравилось путешествие в сказку?
- Из какой сказки были зайка, лисичка, мишка, петушок?
- Ребята, мы сегодня сделали хорошее дело, какое? (Ответы)
III Заключительная часть (2-3 мин)
Фея: А сейчас нам пора возвращаться. Закройте глаза. Колокольчик зазвени. Нас в детский сад скорей верни. Откройте глаза! Ой, ребята, смотрите, кто это там спрятался за сугробом? (Фея быстро открывает спрятанный сюрприз под белой тканью – сугробом) С нами из сказки вернулся Мишка, а что это у него в мешочке? (Дети смотрят: в мешке книжки со сказками) Наверное, он хочет, чтоб мы ещё и с другими сказками познакомились! Пусть Мишка и его сказки живут в нашей группе! До свидания! Как говорится, в гостях хорошо, а дома лучше.

Используемая литература:
1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).
2.Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008

Наталья Чернышова
Конспект НОД по экспериментированию «Вода» в средней группе

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Тема «ВОДА »

Цель : Познакомить со свойствами воды

Задачи :

1. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении

2. Познакомить со свойствами воды

3. Развивать связную речь, познавательную активность, расширять кругозор детей

4. Воспитывать бережное отношение к воде

5. Формировать навыки экспериментирования

Оборудование : волшебный сундучок, бутылочка с водой, аудиозапись со звуком воды, карточки-капельки и плакат с мольбертом, фартучки, стаканчики с водой, пуговицы, клеенка, салфетки.

Ход экспериментирования:

Дети входят в группу .

В :Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас в прекрасном настроении.

Вы уже обратили внимание, что у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с гостями.

(Дети здороваются.)

А сейчас мы подарим друг другу хорошее настроение.

Прошу вас собраться в кружок.

Организационный момент (Дети повторяют слова и движения за воспитателем) .

Собрались все дети в круг,

Я-твой друг и ты-мой друг (дети встали в круг и взялись за руки) .

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, давайте с вами поздороваемся веселой песенкой :

Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп.

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ.

Здравствуйте, щечки, плюм-плюм-плюм.

Здравствуй, носик, бум-бум-бум.

Здравствуйте, ребятки!

В : Прошу вас сеть на стульчики. Сегодня у нас будет необычное занятие.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла-

Только в садик я зашла,-

Сундучок я здесь нашла.

А что в этом сундучке- я прошу вас угадать.

(воспитатель достает «сундучок» - небольшую коробочку).

Что же там может быть? (воспитатель выслушивает все предположения детей)

В :Да, наверное все вы назвали там все это может быть. Хочется все таки узнать, что лежит в этом сундучке. Вместе с сундучком были подсказки, чтобы нам было легче угадать.

Вот первая подсказка (воспитатель включает аудиозапись звука льющейся воды) .

Дети высказывают свои предположения.

В : Мы чуть -чуть приблизились к разгадке, послушайте вторую подсказку.

Нужно отгадать загадку :

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без.

Дети : …. воды!

В : Так что же в сундучке?

Д : Вода !

В : Давайте откроем сундучок и посмотрим, что же там?. (Дети вместе с воспитателем открывают сундучок и находят там… бутылочку с водой.)

В : Молодцы, ребята! Вы верно расшифровали все подсказки, это действительно вода .

А сейчас я предлагаю вам отправиться в нашу небольшую лабораторию, где мы с вами научимся проводить опыты, как настоящие ученые, и будем изучать воду, какие свойства она имеет.

Но сначала послушайте правила которые необходимо выполнять :

1 Слушаем внимательно воспитателя.

3 После каждого опыта не забываем делать вывод.

В : Прошу вас одеть фартучки.

(Дети проходят в «лабораторию» , надевают фартучки.)

В : Давайте начнем наши опыты по определению свойств воды.

Ребята, пожалуйста подойдите к столу с приготовленными стаканами. (Дети подходят к первому столу, где стоят стаканы с водой.)

В : Я предлагаю каждому взять по стакану с водой и рассмотреть воду в стакане. (Дети берут стаканы и рассматривают)

В : Что мы видим? Ваши предположения?

Д : Мы видим воду.

В : А какая она?

Д : Чистая, прозрачная

В : Прозрачная? Как вы догадались? Я предлагаю наше предположение закрепить и провести настоящий опыт, который нам точно даст ответ, прозрачная вода или нет . Вы согласны?

Дети : Да!

В : Сейчас каждый возьмет в руки пуговицу. Рассмотрите ее. Пуговица прозрачная?

Д : Нет!

В : Нашу не прозрачную пуговицу мы опускаем в стаканчик с водой. (Дети берут пуговицы и опускают в воду)

В : Что мы видим?. мы пуговицу видим?

Д : (делают вывод) что вода прозрачная (потому что пуговицы в воде видны) .

Воспитатель подводит к тому, что прозрачность воды детям помогли определить глаза.

В : Молодцы ребята, я поздравляю вас с первым успешно проведенным экспериментом , где мы с вами доказали, что вода прозрачная ! И что помогло нам увидеть это?

Д : Нам помогли наши глаза увидеть то, что вода прозрачная .

В : Спасибо дорогие ученые за правильное предположение. Сейчас возьмите пожалуйста карточки с условным обозначением – глаз.

В : Но вода имеет еще другие свойства и для определения их я приглашаю вас к опыту №2

В : Прошу вас пройти к приготовленному оборудованию для второго опыта к следующему столу нашей лаборатории.

На втором столе стаканчики с водой.

В : Уважаемые юные ученые! Сейчас нам необходимо определить имеет ли вода запах . А как мы можем это определить?

Д : Мы можем понюхать

В : Предлагаю подтвердить наше предположение экспериментом . Для этого каждый из вас берет по стаканчику с водой, и аккуратно понюхает воду в стакане. (дети нюхают воду)

В : Что скажите коллеги? (Вместе с воспитателем делают вывод, что вода не имеет запаха .)

Воспитатель помогает детям выяснить, что в этом опыте детям помог нос.

В : Я вас поздравляю со вторым успешно проведенным опытом, мы выяснили, что вода не имеет запаха ! У меня остался в этом эксперименте один вопрос , что помогло нам определить, что вода без запаха ?

Д : Нам помог наш нос.

В : Да! Вы правы! И мы с собой берем еще одно условное обозначение – карточку с изображением носа.

В :Но мне кажется, что не все свойства воды мы еще открыли, мы можем еще провести опыт и определить следующее свойство воды. Вы хотели бы еще провести опыт, вам интересно? (Дети соглашаются, высказывая интерес) Дорогие ученые, я приглашаю к следующему столу с оборудованием в нашей чудесной лаборатории для проведения третьего опыта.

Дети подходят к столу.

В : Здесь приготовлены стаканчики с питьевой водой. Я предлагаю вам определить вкус питьевой воды. Есть ли вкус у воды?

Д : высказывают свои предположения.

В : Сейчас мы проверим есть ли вкус у воды. А как мы можем это сделать?

Д : Мы можем попробовать воду.

В : Да, и для проведения этого опыта, вам необходимо взять каждому по стаканчику с водой и аккуратно попробовать воду. Я благодарю вас, что вы помните о том, что мы с вами ученые и проводим очень серьезные опыты в спокойной обстановке.

Дети пробуют воду.

В : Вот мы попробовали воду и что почувствовали? …Какая вода на вкус ?

Дети делают вывод, что вода не имеет вкуса .

В : Да, мы определили третье свойство воды, что она не имеет вкуса. А что нам помогло в этом?

Д : Нам помогли рот и язычок определить, что у воды нет вкуса, когда мы ее попробовали.

В : Вы совершенно правы! Прошу вас взять еще одно условное обозначение.

Свои карточки- обозначения положите пожалуйста на свои стульчики, я приглашаю вас на веселую разминку. После проведения таких серьезных опытов нам необходимо немного отдохнуть. Давайте разомнемся.

Физ. минутка

Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик

Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Руки кверху все подняли

Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)

Вот и кончилась игра.

В : Молодцы! Прошу вас занять места на своих стульчиках в нашей лаборатории для ученого совета.

Дети садятся на стульчики.

В : Ребята, я благодарю вас за умелые действия в проведении наших опытов. Сейчас мы должны закрепить наши выводы. Для этого мы с вами должны заполнить наш научный документ – плакат. Здесь нам помогут карточки- обозначения по опытам. У всех они есть?

Давайте вспомним, что мы с вами сегодня узнали о свойствах воды?

Д : Сегодня мы узнали, что вода прозрачная , без запаха, без вкуса.

В : А как мы узнали, что вода прозрачная ? Что помогло нам определить это?

Д : Мы увидели, что вода прозрачная опустили в нее пуговицу. А помогли увидеть нам наши глаза.

В : Молодцы, на наш плакат мы прикрепляем первый знак-… какой?

Д :Глаза.

В : Во втором опыте что мы с вами определили? Что нам помогло?

Д : Во втором опыте мы определили что вода не имеет запаха . Мы ее понюхали. Нам определить это помог наш нос.

В : Правильно, закрепим на нашем плакате условное обозначение.

В : Напомните пожалуйста, что мы определили в третьем нашем опыте? Что нам помогло?

Д : В третьем опыте мы определили, что вода без вкуса . Нам помог рот и язычок. Мы пробовали воду.

В : Молодцы ребята! Закрепим на нашем плакате третье условное обозначение.

На сегодня мы выполнили все поставленные задачи, НО у меня осталась загадка- сюрприз для вас. Воспитатель высыпает из термоса кусочки льда. Дети рассматривают, берут в ладошки.

В : Что же это такое?.

Д : Это лед.

В :А лед – это что? У меня опять появились вопросы…. Предлагаю встретиться в следующий раз в нашей чудесной лаборатории и провести опыты со льдом и выяснить, что такое лед? это вода или что-то другое ?

В : Вы согласны встретиться вновь здесь у нас в лаборатории для проведения опытов со льдом?

Д : ДА!

В : Уважаемые ребята, сейчас снимаем наши фартучки и аккуратно складываем их на стульчики.

В : В завершении я хочу вам вручить сертификаты «ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ» , за успешное проведение научных опытов.

Вручение сертификатов.

Дети и воспитатель прощаются с гостями и уходят.

Конспект НОД (Познавательно-исследовательский «Волшебная-водичка») в средней группе.

Цель : развитие представления детей о воде.
Задачи:
Расширять знания детей о свойствах воды в процессе выполнения опытов;
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека;
Формировать навыки проведения простейших опытов: закреплять умение работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;
Развивать социальные навыки: умение работать в микрогруппах;
Развивать умение подводить итоги опытов;
Активизировать и обогащать словарь детей.
Воспитывать бережное, экономическое отношение к чистой воде.
Интеграция: образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка».
Оборудование:
Прозрачные стаканчики, стеклянные сосуды разной формы. Вещества для опытов (вода, молоко, сахар, соль, мука, масло). Пластмассовые ложечки, камушки, кубики, шарики). Схемы сенсорных методов обследования (посмотреть, послушать, понюхать, попробовать на вкус, потрогать).
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций на тему «Вода», чтение художественной литературы, игровые упражнения «Какая бывает вода».

Ход деятельности:

Организационный момент:
- Я рада видеть всех вас. Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что рада видеть его. Он повернется к своему соседу справа и поприветствует его.
Мотивационно-ориентировочный:
- Дети, вы любите, когда к вам приходят гости… и с подарками?! Сегодня к нам в гости пришел необычный гость.
Появляется Мойдодыр (младший воспитатель в костюме):
Я – Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник
И мочалок Командир.
Обращается к детям:
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки
- А вы, дети, умываетесь по утрам и вечерам?

Чем вы умываетесь?
- Для чего нужна вода? (ответы детей: вода нужна людям постоянно, чтобы мыть, готовить пищу, поливать растения и животных. Ни одно живое существо не может обойтись без воды).
Воспитатель: Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Мойдодыр: - Я принес вам водичку и хочу побольше о ней узнать. Вы мне поможете? (ответы детей)

Поисковый этап:
- Чтобы помочь Мойдодыру, я хочу пригласить вас в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? (проводят опыты и эксперименты). Правильно, но чтобы провести опыты, что сначала нужно сделать (составить план и выбрать методы исследования). Что нам поможет?
На доске выкладывается схемы (ухо, глаз, нос, я зык, рука).
Практический этап:
- Дети, что мы будем делать сначала? Потом? (проведем опыты по предложенному порядку). Чтобы быстрее провести работу, нужно разделиться на пары.
Дети подходят к столу и начинают работу.
Опыт №1 «Вода – жидкость»
- Возьмите стаканчики с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется, растекается по блюдцу. Почему вода растеклась по блюдечку? Вода жидкая и может течь, поэтому ее называют жидкостью. Какие еще вы можете назвать жидкости?
Опыт №2 «Вода не имеет формы»
- Ребята, на столах у вас лежат предметы. Какой они формы? А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, я вам предлагаю провести следующий эксперимент. Будем наливать воду в разные емкости. Что мы наблюдаем? Вода приняла форму этих емкостей. Что же показал нам этот эксперимент? Вода имеет форму? Вода не имеет собственной формы. Она принимает форму той емкости, в которую ее наливают.
На доске вывешивается символ – памятка о свойстве воды.
Опыт №3 «Вода не имеет вкуса и запаха»
- а сейчас, я вам предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода? Вода не имеет запаха, если она чистая. Теперь возьмите трубочки и попробуйте воду из стаканчиков. Есть ли у воды вкус? Значит, у чистой воды нет вкуса.
На доске вывешивается символ – памятка о свойстве воды.
Опыт №4 «Вода не имеет цвета, она прозрачная»
- Ребята, на столах у вас есть еще стаканчики с молоком. Давайте сравним эти жидкости по цвету. Молоко белое, вода бесцветная. Опустите камушки в воду и молоко. Что вы наблюдаете? Камушки в воде видны, а в молоке нет. Значит, вода прозрачная.
На доске вывешивается символ – памятка о свойстве воды.
Опыт №5 «Вода растворитель»
- Давайте, проведем еще один опыт. В один стакан положим сахар, другой соль, в третий муку, а в четвертый нальем немного масла. Хочу напомнить вам, что при проведении таких опытов, нужно соблюдать определенные меры безопасности. Нельзя пробовать вещества на вкус, нюхать их нужно очень осторожно.
Растворяя вещества, приходим к следующим выводам: сахар и соль хорошо растворяются в воде, мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной, масло не растворяется в воде. Значит, мы установили еще одно свойство воды: вода растворитель.
На доске вывешивается символ – памятка о свойстве воды.
Опыт №6 «Вода превращается в пар»
- Сейчас, я покажу вам еще один опыт, а вы поможете сделать вывод. Вы, видите, как из чайника выходит пар. Откуда он взялся в чайнике? Я налила туда только воду. Правильно, вода при нагревании превращается в воду. Некоторое время подержу стекло над паром. Что произошло со стеклом? На стекле образовались капельки воды. Пар опять превратился в воду. Вот так происходит и в природе.
- Ребята, а вы знаете, что такое круговорот воды в природе?
- Сейчас, я вам расскажу. Ложитесь поудобнее, закройте глазки.
Релаксация «Ходят капельки по кругу»
Закрыли глазки. Представим, я мама Тучка, а вы детки – Капельки, и нам пора отправляться в путь. Капельки наши прыгают, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и встретились ручейки и стали большой речкой. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой – пребольшой океан. Плавали – плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не залезали, не брызгались. Теперь со мной будьте, я без вас соскучилась.
Сейчас, я сосчитаю до 3 и вы откроете глаза. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
Воспитатель: давайте повторим то, что вы услышали (иллюстрация «Круговорот воды в природе).
Дети: Из тучи летом идет дождь, а зимой снег. Капельки дождя превращаются в ручей, ручей течет в реку, река впадает в море.
Яркое солнышко заставляет капельки воды испаряться, превратив их в легкие воздушные облака. Облака собираются в тучи, и снова идет дождь.
Коллективная работа:
- Я приготовила тучку, а вы сделаете дождик. Пусть этот дождик будет разноцветным! (дети из цветной бумаги вырезают капельки и приклеивают к тучке).
- Какой красивый разноцветный у нас получился дождик. Мойдодыр, тебе понравился наш дождик из капелек? Дети, от куда еще могут капать капельки (из крана, если его не плотно закрыть)?
- А вы плотно закрываете кран после того, как помылись? Всегда ли следите, чтобы из крана зря не текла вода? Почему надо беречь воду? (ответы детей)
Как вы думаете, о чем говорят капли, когда капают из неплотно закрытого крана? Вот послушайте:
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдет немного лет,
И нет водицы – нет, нет, нет.
- А чтобы вы не забывали, я повешаю символ – памятку у нас в моечной: «Помыл руки – плотно закрой кран».
- А теперь давайте расскажем Мойдодыру о каких свойствах воды мы сегодня с вами узнали, глядя на наши карточки – символы: Вода бесцветная; Вода – безвкусная; Вода не имеет запаха; Вода не имеет формы; Воду надо беречь.
Рефлексивно – оценочный:
- Дети, что нового вы сегодня узнали?
-Вы хотели бы еще проводить опыты и исследования?
- Вы сегодня молодцы и Мойдодыр угощает вас чистой родниковой водой, чтобы вы были здоровыми, любили и берегли воду.

Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами «Маленькие волшебники».

Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

-расширять представление детей о свойствах различных веществ и материалов (воды, бумаги, магнита, пластмассы, дерева, стекла, металла, резины);

-знакомить с техникой проведения опытов;

-обогащать словарь детей новыми словами (эксперименты, предположения, вывод).

Развивающие:

-развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

-развивать коммуникативные умения;

-развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий.

Воспитательные:

-воспитывать самостоятельность и активность в процессе опытов;

-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;

-воспитывать любознательность, взаимопомощь.

Ход НОД:

Дети заходят в зал. Встают полукругом, лицом к гостям.

Воспитатель: Ребятки, давайте за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Посмотрите, к нам пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: И споём для них весёлую песню:

А у нас в саду дела –

Эксперименты снова.

Сам волшебник никогда

Не творил такого!

То растопим снег и лёд,

То смешаем краски,

Изменяем вкус воды,

Как в волшебной сказке.

То ли ещё будет,

То ли ещё будет,

То ли ещё будет, ой-ой-ой!

(Включается волшебная музыка и световой шар).

Воспитатель: Ребята, что это за волшебство! И музыка сама включается и огоньки мигают. А может быть, мы попали в волшебную страну? Как вы думаете?

Дети: Да, наверно это волшебная страна.

Воспитатель: Тогда нам тоже надо стать волшебниками.

Вокруг себя вы повернитесь

И волшебниками окажитесь.

(Дети кружатся и одевают колпачки).

Входит волшебник.

Волшебник: Здравствуйте, мои маленькие волшебники. Я приветствую вас в своей «Волшебной стране экспериментов» и приглашаю на экскурсию.

(Звонит телефон, волшебник отвечает).

Волшебник: Ой, ребята, мне срочно нужно вас покинуть, помочь моим подружкам феям Винкс. Но я постараюсь быстро вернуться (убегает).

Воспитатель: Ну конечно, он же волшебник, у него всегда дела. Но вы не расстраивайтесь, давайте без него продолжим экскурсию. Пойдёмте, посмотрим, что здесь интересного.

(Идут по залу, находят волшебную палочку).

Воспитатель: Ой, что это?

Дети : Волшебная палочка.

Воспитатель: А для чего она нужна?

Дети: Водить вокруг предметов, помочь во время заклинаний.

Воспитатель: Я возьму её с собой. Она мне поможет. А ваша задача посмотреть на волшебство и отгадать его секрет. Посмотрите на экран, что вы видите?

Дети: Краски и воду.

Воспитатель: Какого цвета краски? Назовите цвета по порядку. А какого цвета вода?

Дети: Краски - красная, жёлтая, синяя, зелёная. А вода не имеет цвета.

Воспитатель: Я вас всех приглашаю посмотреть первый волшебный эксперимент.

«Разноцветная вода».

На столе стоят пластиковые бутылки, наполненные водой. Воспитатель произносит волшебные слова и взмахивает волшебной палочкой:

Воспитатель: Была водичка простой,

Стань водичка цветной!

-Волшебники, помогайте, берите бутылочки и взбалтывайте воду (вода окрашивается в яркие цвета).

-Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства?

-Почему вода окрасилась в разные цвета?

Дети: предполагают, что скорее всего вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.

Воспитатель:

Воспитатель берёт бутылочку с водой, под крышку кисточкой кладёт густую краску-гуашь, завинчивает её и встряхивает. Дети убеждаются, что вода смешалась с краской.

Воспитатель :

Вывод: Вода бесцветная, т.е. не имеет цвета. Но если её смешать с краской, то она примет цвет краски.

Воспитатель: Молодцы, ребятки, отгадали секрет первого волшебства.

-А теперь давайте опять посмотрим на экран. Что вы видите?

Дети: Цветок.

Воспитатель: Как называется этот цветок?

Дети: Кувшинка.

Воспитатель : Где он растёт?

Дети: На озере, в пруду.

Воспитатель : Я вас приглашаю посмотреть второй волшебный эксперимент.

«Живые цветы».

На столе стоят тазы с водой. Дети встают вокруг стола.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, у нас на столах кувшинки, сделанные из бумаги. Я вам предлагаю взять по одному цветку и бережно положить их на поверхность воды.

Воспитатель произносит волшебные слова и взмахивает волшебной палочкой:

Воспитатель: Эй, цветочки, просыпайтесь!

Лепесточки раскрывайтесь!

Дети наблюдают за раскрытием лепестков.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства?

-Почему лепестки цветов стали раскрываться?

Дети: предполагают, что лепестки намокли; бумага впитала воду.

Воспитатель: Давайте проверим наши предположения.

Воспитатель предлагает ребёнку в стакан с окрашенной водой опустить салфетку, которая быстро впитает воду.

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем вывод.

Вывод: Бумага впитала в себя воду, и лепестки под тяжестью воды распрямились и легли на поверхность воды.

Воспитатель: Молодцы, ребята, и секрет второго волшебства вы отгадали. Давайте немного отдохнём.

Физкультурная пауза:

Вот волшебники идут, (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Замыкают дружно круг.

И где палочкой взмахнут (руки вверх, помахать кистями рук)

Изумруды там и тут

Ну а если что-то скажут (повороты вправо, влево)

«Крекс, пекс, фекс»

Чудеса они покажут. (разводят руки в стороны)

Ножками потопают, (топают ногами)

Ручками похлопают, (хлопают руками)

Очень быстро приседают, (приседают)

Всем на свете помогают.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран.

-Что вы видите?

Дети: Ключ.

Воспитатель: А для чего нам нужен ключ?

Дети: Чтобы открывать замки.

Воспитатель: А из какого материала состоит ключ?

Дети: Из металла.

Воспитатель: Я вас снова приглашаю к столу, посмотреть третий волшебный эксперимент.

«Непослушный ключик».

Дети подходят к столу.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что лежит в этой коробочке?

Воспитатель достаёт ключ.

Воспитатель: Стёпа, прикрепи ключ к вертикально расположенному листу картона, вот сюда (показывает волшебной палочкой).

Ключ падает.

Воспитатель: Стефан, прикрепи ключ вот сюда (показывает).

Ключ опять падает.

Воспитатель: Вот какой непослушный ключик. Наверно мне нужно нарисовать крючок (маркером рисует) и произнести заклинание:

Ключик, ключик не ленись,

И к крючочку прикрепись!

Воспитатель взмахивает волшебной палочкой.

Воспитатель: Ну а теперь, Полина, прикрепи ключ к нарисованному крючку (ключ держится).

Воспитатель: В чём секрет этого волшебства?

Дети: предполагают, что магнит может притягивать металл. Может быть сзади магнит.

Воспитатель: Давайте проверим наши предположения.

Воспитатель берёт магнит и показывает взаимодействие его с предметами из различных материалов (пластмассы, дерева, стекла, резины, металла). И дети убеждаются в том, что магнит притягивает металл.

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем вывод.

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы; значит в нашем случае с ключом, сзади скорее всего находился магнит (показывает).

(Появляется волшебник).

Волшебник: Ну вот и я. Пойдёмте я проведу для вас экскурсию по моей волшебной стране экспериментов.

Воспитатель: Не надо, мы уже сами справились и отгадали все секреты твоего волшебства.

Волшебник: А с какими секретами волшебства вы познакомились? Что вы делали?

Дети: Мы смешивали воду с краской; опускали цветы кувшинки в воду и наблюдали за ними; вешали ключ на крючок.

Волшебник: А что вам понравилось больше всего?

(Ответы детей).

Волшебник: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми моими заданиями и теперь по праву можете называться «Маленькими волшебниками».

-А я вам хочу подарить за это медали.

(Раздаёт медали «Маленькие волшебники»).

Волшебник: До свидания, ребята.

Воспитатель : Вот и подошло к концу наше путешествие. И нам пора возвращаться в наш любимый детский сад.

Вокруг себя вы повернитесь,

И в саду вы окажитесь.

Воспитатель: Ребята, если вам понравилось сегодня быть волшебниками и отгадывать секреты волшебства, то давайте похлопаем, а если нет, то потопаем. Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать.

-Ну а теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети: До свидания!

Познавательное занятие с элементами экспериментирования в средней группе на тему: «Воздух – невидимка». Цели: Образовательные: - Сформировать представление детей о воздухе, его свойствах и роли в жизни человека; -Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха, способствовать формированию у детей познавательного интереса; - Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов. Развивающие: - Развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия. Воспитательные: - Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; - Воспитывать любознательность и взаимопомощь; - Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами. Материал: - Полиэтиленовые мешочки(по количеству детей); - Стаканчики с водой, коктельные трубочки(по количеству детей); - Тазик с водой, стакан, салфетки; - Парашют из полиэтилена с привязанным к нему пластилином и пластилиновый шарик. Место проведения - Групповая комната Ход занятия: Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Отгадайте мою загадку: Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но, невидим он для нас! Что это? Эксперимент № 1 « Какой воздух?» Дети: Воздух! Воспитатель: Воздух? А что это такое? Вы видели воздух? Дети: Нет. Воспитатель: Если мы его не видим, значит, он какой? Как иначе можно сказать? Дети: Невидимый, бесцветный, прозрачный. Воспитатель: Вы хотите воздух увидеть? Его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Тогда возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? Дети: Он пуст. Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха. Каким стал пакет? Дети: Он стал круглым. Воспитатель: Пакет полон воздуха. Но, здесь ничего не видно. Почему? Дети: Воздух прозрачный, невидимый. Воспитатель: А теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет стал тоненьким. Почему7 Дети: В нем нет воздуха. Воспитатель: Вывод- воздух невидимый и, чтобы его увидеть, воздух надо поймать. И мы это смогли сделать! Воспитатель: А сейчас я наберу в один пакет воздух, а в другой пакет воды. Чем они похожи? Дети: Они оба прозрачные. Воспитатель: А как узнать, в котором воздух? Вот, возьмите и подержите. Дети: Вода тяжелая, а воздух легкий. Воспитатель: Вывод- воздух легкий. Воспитатель: А для чего нам нужен воздух? Вот, вода нам нужна, чтобы пить, варить еду, умываться, стирать. А воздух для чего нужен? Дети: Дышать. Воспитатель: А можно прожить без воздуха? Давайте попробуем ненадолго задержать дыхание. Можно долго не дышать? Дети: Нет, очень тяжело. Воспитатель: Да, ребята, человек не может жить без воздуха. Сделаем Вывод- воздух невидимый. Он легче воды. Человек не может прожить без воздуха. Эксперимент № 2 « Где живет воздух?» Воспитатель: Ребята, мы уже с вами знаем, что воздух вокруг нас, мы им дышим, мы его ловили. А где еще живет воздух? Раз мы дышим воздухом, может ли воздух жить внутри нас? Дети: Может. Воспитатель: И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите, что это? Дети: Соломинки. Воспитатель: Да, это соломинки стаканчик с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики. Дети дуют. Что происходит? Что вы видите? Дети: Пузырьки поднимаются вверх. Воспитатель: Вот мы и доказали: оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но, как он попадает к вам? Через нос? Дети: Да. Воспитатель: Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы настолько привыкли к этому, что даже не замечаем. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем (2-3 раза). Дыхательная гимнастика « Обдуваем плечики». Вывод- человек не может жить без воздуха. Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руке стакан. В нем что-то есть? Дети: Нет, он пустой. Воспитатель: Я его переверну вверх дном, действительно пустой. Сейчас медленно опущу его в воду, погрузив до дна. Воспитатель достает из воды стакан и показывает детям. Дети обследуют его и приходят к выводу: снаружи стакан мокрый, а внутри сухой. Воспитатель: Почему вода не попала внутрь? Дети: Там был воздух. Воспитатель: Правильно. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Мы его не видим, потому что он прозрачный. Что нового узнали? Дети: Воздух живет в стакане, в воде и в нас тоже. Физминутка: Зашагали ножки прямо по дорожке. Весело гуляли, друга повстречали. - Здравствуй, здравствуй милый друг, Ты посмотри вокруг, Ты мне просто улыбнись, крепко обнимись. Эксперимент № 3 « Как помогает воздух?» Воспитатель: Ребята, посмотрите в одной руке у меня шарик из пластилина, в другой – парашют из полиэтиленовой пленки с таким же шариком. Как вы думаете: какой шарик упадет раньше? Дети: С парашютом.Без него. Воспитатель: Давайте посмотрим. Воспитатель опускает одновременно оба шарика. Дети: Быстрее упал без парашюта. Воспитатель: Как, вы, думаете почему шарик с парашютом упал на пол позже шарика без парашюта? Дети: Ему помог воздух. Воспитатель: Правильно. Воздух поддерживал парашют, не давал шарику упасть сразу. Посмотрите, с ним даже ничего не произошло, а шарик без парашюта помялся. Что же мы узнали? Кому помогает воздух? Дети: Воздух помогает человеку, если он прыгает с парашюта. Воспитатель: Вот, спасибо, ребята, вы мне сегодня помогли узнать, что такое воздух? Какой он? Где живет? И кому помогает? Вывод: - Воздух бесцветный, поэтому мы его не видим; - Чтобы увидеть воздух, его надо поймать; - Воздух легче воды; - Воздух находится даже внутри людей; - Без воздуха ничто живое не может жить; - Воздух помогает человеку. Аутотренинг: Закройте глаза, мы с вами отдыхаем. « Мы с вами на лугу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый и свежий воздух. Нам хорошо и приятно». Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, к нам прилетел шарик. Его надуло ветром. Посмотрите, какой он веселый. Давайте его украсим. (Дети украшают шарик салфетками, намоченными водой).