Сегодня весь мир говорит о навыке, ценность которого за последние пять лет выросла в несколько раз. Этот навык - креативность.

На пороге четвёртой индустриальной революции в мире, который, кажется, медленно сходит с ума, люди должны заново придумать свою роль, чтобы остаться нужными и полезными. Иначе что нам останется после неизбежной автоматизации и роботизации всех отраслей и большинства рядовых профессий?

Даже если предыдущий абзац сложно читается и вы не хотите в это верить, перечитайте его ещё раз. в этом понимании - это не просто умение найти красивую картинку или подобрать рифму к слову «жуй», а возможность продолжать осмысленную жизнь, возможность жить и радоваться, возможность творить и быть полезным.

Я расскажу вам о нескольких инструментах, которые можно брать и применять для поиска новых идей сразу, не имея академического образования в креативности. Сегодня будет первый пост креативной серии про базовый инструмент творческого человека.

Что такое ассоциации?

Ассоциациями в психологии называют связи, возникающие между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, которые находятся в сознании человека и закреплены в его памяти.

Как они работают?

При наличии ассоциативной связи между явлениями A и B возникновение в сознании A влечёт появление в сознании явления B. Процесс ассоциативного мышления протекает в два этапа: сначала анализ, затем синтез. У вас не получится придумать что-то, что ранее не существовало, так как ассоциативное мышление производит новые комбинации встречавшегося ранее.

А какие ассоциации есть?

  1. По сходству. Явления схожи по некоторым признакам: телевизор - ящик , облако - вата .
  2. По контрасту. Явления противоположны по некоторым признакам: чёрное - белое , смех - грусть .
  3. По расположению в пространстве или во времени. Явления близки друг к другу: гром - молния , картина - стена .
  4. Причинно-следственные. Явления связаны как причина и следствие: нарушение - штраф , сарказм - драка .

Как использовать метод ассоциаций для решения творческих задач?

Правильно поставленная задача - половина успеха. И неважно, кто это сказал. Вам понадобится:

  1. Сформулировать первый вариант задачи.
  2. Разобрать задачу на составляющие.
  3. Для каждого элемента задачи написать 15–20 ассоциаций.
  4. Переформулировать задачу, используя созданные ассоциации, написать не менее 10 новых формулировок.
  5. Выбрать самую подходящую формулировку.
  6. Реализовать.

Как составить цепь ассоциаций?

Вам потребуется всего шесть минут. За три минуты нужно записать на листе цепь ассоциаций к слову «творчество». Каждое следующее слово должно быть ассоциацией к предыдущему.

Начало цепи: творчество - картина - краска - ворс - буйвол - луг - … Чем закончится такая цепь через три минуты, сложно предположить. Допустим, у меня получилось слово «колония».

Теперь у вас есть два слова: «творчество» и ваше последнее слово в цепи. Засеките ещё три минуты и попытайтесь создать и описать продукт, сервис или услугу, которые объединяют первое и последнее слово. Вариантов может быть несколько.

Мои примеры («творчество» + «колония»):

  • специальная реабилитационная территория, в которую приезжают на постой перегоревшие офисные менеджеры;
  • тематическая выставка современного искусства, посвящённая колонизации человеком других планет;
  • аукцион предметов, созданных заключёнными.

Как тренировать ассоциативное мышление?

Ассоциативное мышление, как часть мышления , можно и нужно развивать. Самые простые способы - играть в настольные игры с друзьями и каждый день практиковать ассоциативную цепь.

Результат такой работы над собой - более гибкое мышление, интересные идеи для работы и жизни. Вы можете получить результат через 20–60 дней. Примерно столько формируется устойчивая привычка.

Креативным называют человека, который не просто движется в общем потоке с толпой, а может видеть в обычных вещах что-то интересное, умеет придумывать что-то новое. Если нужно короткое определение креативности, то это способность мыслить нестандартно, генерировать новые идеи.

Креативность заложена в каждом человеке, особенно ярко она проявляется в детстве и подростковом возрасте. Но постепенно человек начинает мыслить более узко, шаблонно, подавляет свое творческое начало, поэтому ему трудно создать что-то новое и уникальное. Как развить креативность? Расскажет «ЛегкоПолезно».

Составляющие креативности

Понятие «развивать креативность» слишком неопределенное, непонятное. Если мы хотим накачать мускулатуру, мы ходим в спортзал и работаем над определёнными мышцами. Если стремимся изучить язык, учим новые слова, составляем из них предложения и т.д. А над чем именно нужно работать, чтобы развить креативность? Главная его составляющая – это воображение, поэтому в первую очередь необходимо работать над этим. Но важны и другие креативные способности:

  • Способность генерировать огромное количество идей в сжатые сроки: так больше шансов придумать то, что действительно пригодится.
  • Оригинальное и гибкое мышление без стандартных шаблонов, благодаря которому на свет появляется что-то новое, нестандартное, и человек может быстро переключаться с одного на другое.
  • Чтобы сгенерировать новую идею, нужно быть открытым к новой информации, пополнять свои знания , так как часто своего опыта не хватает, или же мозг выдаёт стандартные решения проблемы.
  • Также важна восприимчивость . Это умение находить простое в сложном, необычные вещи в обычном, рассмотреть все детали, выявить противоречия и так далее.

Креативный человек должен уметь мыслить цельными образами, а также уметь обобщать и строить единое целое из разных знаний и идей. Но одновременно он способен детализировать проблему, разбить ее на части, чтобы уяснить ее суть.

Креативность у детей

С теорией разобрались, теперь пора переходить к практике. Для развития креативности, творческих способностей, можно и нужно выполнять различные упражнения. Хорошо, если ребёнок рос в творческой среде, уже с 3 лет подражал взрослым, у которых были хорошо развиты эти качества.
Со временем у него они тоже должны проявиться и закрепиться, рано или поздно должен открыться талант в той или иной области. Постепенно ребёнок перестанет подражать своему учителю и перейдёт к самостоятельному творчеству. Но некоторые люди так и остаются подражателями всю жизнь.

Как развивать

Развитие креативности у детей – это не только общение с людьми с нестандартным мышлением. Можно целенаправленно работать над этими качествами. Как и большинство навыков в этом возрасте, он приобретается во время игры. Ребёнку должно быть интересно, должен нравиться сам процесс, то есть в этом случае главное не результат, а само занятие.

Важно создать особую атмосферу, быть доброжелательным и открытым. Не стоит критиковать ребенка, даже если вы считаете, что критика заслужена, быть нетерпеливыми, так как таким образом вы погубите первые ростки пробивающегося у него таланта. Также не нужно настраиваться на моментальные результаты: они могут появиться не сразу.

Если вы отдаёте ребёнка в какой-либо кружок или центр развития, тщательно выбирайте учителя. Развивать креативное мышление у детей может только тот педагог, который сам обладает креативным складом ума.

Упражнения

Есть упражнения для развития у детей креативности. Это, кстати, хороший способ весело провести время с семьёй или же развлечь ребятишек во время семейного праздника.


Эти упражнения помогут развить креативность у ребёнка. Однако и взрослый человек может работать над собой.

Креативность у взрослых

Если нужно развить креативное мышление у взрослых, важно создать подходящий психологический настрой. Человек, который ощущает себя неудачником, не сможет быть генератором идей.

Боремся со страхами

Творческое начало в человеке может загубить неуверенность в себе, страхи и сомнения. Поэтому необходимо научиться контролировать свои страхи, неуверенность, убирать это негативное отношение к происходящему. Как с этим бороться? Прежде всего, признать, что эти чувства у вас имеются. А потом стараться заменять их позитивными мыслями.

Хорошо помогает упражнение под названием «Тик-так». Принцип действия тот же – отслеживать свои страхи, а потом заменять их на положительные мысли, но делать это не в голове, а в тетрадке, то есть всё записывать. Разделите лист на 2 части. Над первой подпишите «тик», над второй – «так». В первой нужно записывать свои страхи, во второй – способы борьбы с ними, позитивные мысли. Например, вы написали под «тик», что никогда не сможете что-то сделать. Теперь осталось найти решение проблемы: действовать постепенно, шаг за шагом, составив подробный план. Главное – это начать. И так расписываем каждый страх. Постепенно вы заметите, что у вас все негативные мысли стали заменяться позитивными. Но для этого придётся проделывать данное упражнение множество раз.

Старайтесь как можно чаще вспоминать о своих успехах, можете даже записать все случаи, когда вы добивались успеха. Это поможет приобрести уверенность в себе и добиться большего. Также нужно самого себя убедить, что вы – творческая личность. Люди часто мыслят и чувствуют так, как сами себя представляют, или как о них думает их окружение. Поэтому важно почувствовать себя творческими людьми. Для этого нужно написать небольшой рассказ о том, что вы являетесь творческим человеком. А также придумать и записать несколько утверждений, не только от первого, но и от второго и третьего лица, например, «Елена, ты – творческая личность» или «Я наделён даром творчества».

Развиваем креативность

Когда страхи ушли, можно начинать тренировки, которые помогут развить креативность. Старайтесь тренировать у себя «двойное зрение», которое поможет увидеть то, что многие не замечают. Научитесь внимательно смотреть на мир: любое дерево или необычная конструкция могут подсказать вам нужную идею. Старайтесь следить за своими мыслями, записывайте всё то, что приходит вам в голову. Придумали – тут же зафиксируйте всё на бумаге. Организуйте свой «банк данных», храните эти идеи или в специальной коробке или же в ящике стола.

Часто полёту фантазии мешает тот факт, что все мы живём, подчиняясь какой-либо привычке. Всё у нас «разложено по полочкам», поэтому и мыслим мы узко. Чтобы как-то справиться с этой проблемой, надо составить список своих привычек и постепенно некоторые из них менять:

  • сегодня отправляйтесь в магазин или на работу по другой дороге;
  • возьмите отпуск не летом, как привыкли, а в другое время года;
  • не слушайте одну и ту же радиостанцию, включайте новые;
  • разнообразьте своё меню, используйте новые рецепты;
  • знакомьтесь с новыми людьми.

Для развития творческого мышления необходимо постоянно знакомиться с новой информацией, давать пищу уму. Прежде всего, читайте книги, но не все подряд, а те, что могут быть вам полезными. Изучайте биографии известных людей, книги с полезными советами, специальные журналы, публицистические издания. Но это должно быть не просто чтение, а обдумывание полученной информации. Старайтесь при помощи новых знаний решать старые проблемы.

Изучайте даже рекламные проспекты, обращайте внимание на новые тенденции. Полезно ходить на различные семинары и лекции, смотреть интересные передачи по телевизору или в интернете. Не сидите дома, посетите музей или выставку. Даже простой поход в магазин или же на ярмарку народного творчества может подарить новую идею.

Что ещё поможет вам в творчестве? Необходимо сделать ваше мышление гибким и быстрым. Для этого старайтесь составлять списки. Возьмите какой-то предмет и постарайтесь придумать множество способов его использования, в том числе и нестандартные. Или же подберите несколько не связанных между собой слов и за 5 минут составьте несколько предложений, которые содержат эти слова.

Стоит поработать и над своим воображением . Возьмите в руку книгу и попробуйте представить, что именно вы в ней прочтёте. Так любил развлекаться Джордж Бернард Шоу. Или же, прочитав часть книги, придумайте сами, что будет дальше, как будут развиваться в ней события. Просматривайте с друзьями фильмы без звука. Пусть каждый из вас озвучивает того или иного героя. У вас получится свой оригинальный сюжет.

Рассказать в одной статье о том, как развить креативность, достаточно сложно. Но мы показали вам, в каком направлении нужно двигаться, а дальше – проявите креативность, придумайте для себя новые упражнения, оттачивайте свои умения и совершенствуйтесь.

Если верить словарям – а если не им, то кому вообще остается верить в этой стране? – слово «креативность» означает способность сознания создавать а) нечто новое и б) обладающее цен ностью. Вторая часть определения очень важна. Потому что ясно же, что практически любой человек может придумать виниловый слезопромокатель или слово «калиплюк» – но эти новинки никому не будут нужны. В латыни есть глагол creare («создавать, производить»), но применяли его только к богам. Считалось, что человек ничего не придумывает сам: стихи, дизайн туники и чертеж катапульты ему нашептывают духи, которых греки называли демонами, а римляне – гениями. Впервые назвать «креа­тивной» козявку по имени человек дерзнул в XVII веке польский поэт Мацей Казимир Сарбевский. Это была история – сдать и забыть. Дальше пойдет информация, без которой на шим учебником нельзя будет воспользоваться.

Сегодня есть множество теорий, объясняющих, почему одни умники могут сочинять шутки, песни и нано­роботов, а другие – нет. Трое самых из вестных теоретиков креативности – Алекс Осборн (создатель мозгового штурма), Эдвард де Боно (придумавший латеральное мышление) и наш, несмотря на фамилию, соотечественник Генрих Альтшуллер (автор ТРИЗ, теории решения изобретательских задач). Все они писали о разном и породили массу школ в практической психологии, но в целом мысли их сводились примерно к одному и тому же. Мы воспользуемся метафорами де Боно.

1. Мышление человека можно сравнить с песочницей. Если лить воду на песок, то сначала она растечется­ по небольшой площади, а потом начнет углублять ямку и собираться там. То же самое и с головой. Про блемы (и вообще данные) – это вода, которая оставляет следы. Ямка – это мыслительный шаблон.

2. Шаблоны помогают распознавать ситуацию и быстро реагировать на нее. Достаточно один раз уколоться о кактус, чтобы перестать их покупать.

3. Собравшись вместе, шаблоны образуют вертикальное мышление («поле проб и ошибок»). Оно помогает при решении повседневных рутинных задач. Попадая в ямку-шаблон, информация стекает вниз, углубляя ее.

4. Вертикальное мышление убивает креативность. Человек, мыслящий шаблонами, не может придумать ничего нового. Потому что для этого нужно выйти за рамки привычной трактовки, сломать шаблон, освоить новые горизонты данных.

Все вышеперечисленные исследователи разработали свои методики развития нестандартной, творческой мысли. Де Боно учил пускать «воду» вбок, отсюда и название его метода – латеральное мышление (от латинского слова «боковой»). Альтшуллер создал 76 протоколов для того, чтобы вывести мысль за пределы при вычного. Осборн полагался на коллективный разум, считая, что группа людей, выкрикивающих разную фигню, в итоге оказывается умнее каждого из ее членов, всерьез размышля ющего над проблемой.

Но довольно уже об этом. Готовьте мозг, будем его тормошить.

Часть 2: много практики

А вот и обещанные упражнения. Каждое из них направлено на раз витие определенного аспекта мыш ления. Если прочесть и исчеркать карандашом не только статью, но и указанные в ней книги, можно стать умнее и даже, в частности, на учиться рисовать. Кроме шуток.

Рисунок 1

Аспект 1: отсуствие самокритики

Де Боно считал, что люди становятся глупее с возрастом. Происходит это потому, что взрослые начинают вводить ограничения для мысли. Многие варианты решения проблемы отметаются как «глупые» или «детские». Вот, например, знаменитый тест с фигурой (рис. 1). Когда Эдвард показывал ее детям и просил сказать, что это, любой школьник называл около40 вариантов: домик без трубы, заготовка для бумажного самолетика, обкусанная плитка шоколада. Взрос лые называли максимум 10 вариантов. Они, как правило, загоняли себя в шаблон геометрии и описывали фигуру как квадрат с треугольником наверху или усеченный прямоу гольник.

Представляете? Человек способен отсечь три четверти вариантов решения задачи (а любой образ – это уже задача, материал для интерпретации) просто потому, что они несерьезные и якобы недостойны мыслящего человека! Взрослые даже не произно сят эти варианты, опасливо глядя по сторонам и ожидая удара степлером. Люди критикуют сами себя заранее! Де Боно говорил, что от этого комплекса нужно избавляться в первую очередь.

Упражнение 1

Попробуйте соединить девять точек четырьмя отрезками (рис. 2). Отрывать карандаш от бумаги нельзя. При этом линия может проходить через каждую из точек всего один раз.

Упражнение 2

А вот этим можете заниматься всю жизнь. Возьмите за правило смотреть на картинки (например, рекламу в журнале) и придумывать один-два варианта происходящего в кадре. Вот, например, женщина, у которой на лице выло жена буква «Т» из таблеток. Почему? Она пыталась спрятать синяк от столкновения с чугунной вывеской «Товаров для дома»? Она – одна из участниц (третья слева) марша «Мы требуем увеличения срока беременности!»? А может быть... Впишите свои три варианта. Пусть получается глупость. Но ваша задача – научиться думать именно «глупо», непривычно, как ребенок. И не чувствовать вину за это. Это – начало креативности.

Рисунок 2

Аспект 2: сдвиг точки входа

Еще один тест де Боно (рис. 3) выглядит так: участникам предлагается нарисовать фигуру, которую можно одним движением разрезать на четыре равные части. 35% участников тут же сдаются­, выдвигают идею креста­, очень узкого в цен­тральной части­, около 3% выдают уникальный результат (Эдвард их коллекционирует). В среднем 12% оставшихся решают задачу не запредельно твор ческим, но все же интересным способом – потому что подходят к решению с конца. То есть сначала вырезают из бумаги четыре одинаковых куска, а потом пытаются совместить их в фигуру. Это и есть сдвиг точки входа. Кто сказал, что проблему нужно решать последовательно? А что если сразу представить себе ре зультат? Или попытаться связать ее со случайным словом? Или с картинкой?

Упражнение 3

Откройте www.dzen.yandex.ru. Найдите кнопку «Найти». Задумайте какую-нибудь проблему: муж играет в покер, на каблуках-шпильках порвалась кожа, никак не придумываются сюжеты для корпоративного календаря. Нажмите на кнопку. Поисковая машина выдаст вам случайный результат: слово и картинку. Попробуйте связать ее с вашей проблемой. Как соотносятся проблемы с результатом поиска? Например, вам выпала «оплетка руля». Может быть, опасное хобби мужа можно заменить на безопасное, подарив (или сломав) ему машину? А каблуки оплести? И так далее. Спросите совета у «Дзен-Яндекса» (только не вслух, чтобы не чувствовать себя совсем ребенком). Чем бредовее будет ответ, тем сильнее он станет разрушать шаблон мышления. И помните, никакой самокритики!

Рисунок 3

Аспект 3: бесконечность вопросов

Еще один навык творческого мышления, которым дети владеют лучше взрослых, это ниспровержение основ. Почему гром гремит? Потому что тучи сталкиваются друг с другом. А почему они сталкиваются­? Потому что наверху дует ветер. А почему они не могут разъехаться? Задача ребенка – не столько утомить вас (он может и не понимать, какое удовольствие приносят издевательства над взрослым), сколько докопаться до шаблона. Дети не выносят ответов вроде «так всегда было» или «так надо». «Кому надо?» – продолжают они свой допрос. Это и позволяет им выдавать по сто абстрактных и парадоксальных суждений в день, типа «мама пришла пьяная, потому что боится ездить в лифте». Вы тоже так можете.

Упражнение 4

Задачка для тех, кто умеет играть в шахматы, – ну или хотя бы знает, как ходят фигуры и что пешка превращается в любую фигуру, дойдя по последней линии. Условие: черные начинают и в один ход ставят мат белому королю. Вертикальный перебор ходов не поможет (рис. 4).

Упражнение 5

Вам наверняка знакома такая игра: ведущий рассказывает ситуацию. Например, человек приходит в бар и просит стакан воды. Бармен наставляет на него пистолет. Человек говорит «спасибо» и уходит. Или: муж с женой останавливаются на пустынной дороге, муж идет за бензином, жена запирается. Когда муж возвращается, она мертва, рядом с ней в машине незнакомец, двери закрыты изнутри. Задавая однозначные вопросы (на «да» и «нет»), участники игры должны восстановить картину событий. Этих задач полно в интернете – они называ­ются «данетки». Они учат задавать вопросы до последнего, не сдаваясь. Если компьютерная игра не увлекает, тренируйтесь на живых людях, до последнего обсуждая проблему с коллегами или родными. Отказывайтесь принимать в качестве ответов «нельзя» и «так принято».

Рисунок 4

И довольно об этом

В то время как ТРИЗ, годящаяся в основном для решения инженерных задач, стала забываться после смерти ее создателя, метод мозговых штурмов получил развитие. Сегодня существует масса методик (например, процедура Янга или метод 3-6-5 – они есть в Google) для творческого решения проблем в коллективе­. Де Боно и вовсе жив и продолжает писать по книге в год. Его учебники можно купить на сайте www.debono.ru. Особенно хороши «Серьезное творческое мышление» и «Нестандартное мышление. Самоучитель».

До и после

Аспект 4: правополушарное мушление

Эта статья была бы еще более неполной, если бы мы не упомянули, что некоторые специалисты связывают креативность с правым полушарием мозга. До 50-х годов XX века оставалось неясным, зачем человеку носить в голове грецкий орех – и почему бы мозгу не быть идеальным шаром или кубом. Первые ответы получил Р. Сперри из Калифорнийского технологического института. В результате опытов над животными он выяснил, что полушария работают независимо друг от друга. Потом подтянулись и другие ученые, в частности Дж. Леви, работавший с эпилептиками, перенесшими комиссуро­томию – операцию по разделению полушарий. Леви выяснил, что левое полушарие – вербальное, временное, аналитическое. Правое – образное, вневременное, синтетическое. Задним числом его работы объяснили случай Ловиса Коринта – профессионального художника, который разучился рисовать, когда в его правом полушарии выросла опухоль.

Но довольно сопутствующей теории. Профессор Б. Эдвардс еще в 60-х годах разработала метод обучения рисованию, основанный на правополушарном мышлении. Ее курс позволяет человеку научиться рисовать за пару месяцев. А также улучшить почерк, научиться радоваться красоте и посмотреть на своего мужчину свежим незамутненным взглядом. А еще улучшить память и видеть связи между явлениями.

Если вы хотите научиться рисовать хотя бы как автор этой статьи, купите книгу Эдвардс «Откройте в себе художника». К счастью, ее недавно выпустили заново, так что совсем незачем скачивать старое издание с сайта www.booksgid.com.

Упражнение 6

Вам наверняка попадались картинки-иллюзии: два лица образуют вазу (рис. 5, но в интернете их гораздо больше). Рисование подобных парадоксов помогает найти связь со своим правым полушарием и понять разницу между двумя типами мышления. На левой стороне листа нарисуйте лицо, проговаривая про себя его части: лоб, глаза, нос, губы. Соедините крайние точки горизонтальными линиями с правой стороной листа. А теперь – внимание! Вам нужно нарисовать зеркальное отражение лица. Теперь попробуйте не вести с собой мысленный диалог, а просто медленно проводить линию, повторяя в зеркальном отражении все изгибы. Эта техника включит ваше правое полушарие.

Рисунок 5(1)

Рисунок 5(2)

Упражнение 7

Самый простой способ освоить правополушарное рисование – копировать перевернутые вверх ногами контурные рисунки (поиграйте с рис. 6). Проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, в том, что они рисуют символы, а не образы. То есть пользуются левым полушарием для рисования (а это грубейшая ошибка). Садясь рисовать лицо, они на самом деле рисуют схему: кружок, два глаза, палочка-нос, палочка-рот. Поэтому и копировать рисунки в режиме работы левого полушария не получается: мозг подгоняет каждую линию под готовый символ. Но стоит перевернуть рисунок – и у мозга пропадают ассоциации. Включается правая половинка – и все начинает получаться. Попробуйте сами!

Рисунок 5(3)

Упражнение 8

Ну а если вы хотите всерьез встряхнуть мышление, улучшить обмен электроимпульсами между полушариями – попробуйте следующий трюк. Возьмите две ручки (лучше, если одна из них будет карандашом) в разные руки. Попробуйте, не торопясь, рисовать одной рукой треугольник, а другой – круг. Первые минуты три у вас будут получаться кругольники или треукруги, но потом руки найдут нужный ритм и смогут обособиться. Если в этот момент заболит голова – бросайте это дело и возвращайтесь к нему спустя час-другой или день. Когда освоите рисование двумя руками, попробуйте писать слова. Они должны быть разными, но состоять из одного и того же количества букв.

Рисунок 6

Ну вот и все. Точнее, все только начинается. Растормаживайте мышление, не критикуйте себя, сдвигайте точку входа, рисуйте! Мы не знаем, как это поможет вам быть хорошим бухгалтером или женой, – но для чего-то же вы начали читать эту статью, узнав о том, что она повышает либидо и креативность.

Источник фото: Getty Images, архивы пресс-служб

Когда мы слышим слово «креатив», на ум сразу приходят такие сферы деятельности человека, как маркетинг и реклама. Это объясняется тем, что работа специалистов из данных областей напрямую связана с генерацией новых идей. Однако если задуматься о том, что такое креатив, то, скорее всего, процесс, поэтому он очень

Важен для любой сферы деятельности.

На сегодняшний день

На данный момент креативность стала важным качеством, которым должен обладать кандидат, принявший участие в борьбе за высокооплачиваемую должность. Кто-то говорит, что она сродни гениальности, и развить ее невозможно. Кто-то, напротив, предлагает развить это качество и гарантирует успех для любого человека. Сейчас повсюду можно наткнуться на сотни тренингов, направленных на развитие но так ли они необходимы? Поэтому прежде чем подписывать на очередной курс, стоит разобраться, что же все-таки такое креатив.

Значение слова

Если представить креативность на бытовом уровне, то ее можно назвать смекалкой, то есть способностью достигать поставленных целей и находить выход из сложившейся непростой ситуации, используя при этом предметы и обстановку нестандартным способом. Со стороны это может показаться чем-то гениальным, но в то же время простым. Возникает мысль: "Почему я до этого не додумался?" Подобный нетривиальный подход к решению проблем и есть креатив.

В переводе с английского это слово скорее звучит как "творить" или "создавать", но относится это не только к материальным вещам. Как видите, это крайне полезная вещь. Но откуда она берется? Согласно Абрахаму

Маслоу, американскому психологу, эта способность индивида врожденно свойственна абсолютно каждому, но в ходе воспитания и внешнего воздействия она может быть утрачена. Для оценки уровня творческих используются различные тесты, личностные опросники, а также проводится моделирование всевозможных ситуаций.

Проблема создания креатива

Теперь вы знаете, что такое креатив. Давайте же рассмотрим подробнее сам процесс создания идей. Может показаться, что гениальные мысли берутся из ниоткуда и просто появляются в голове, но все совсем не так. Английский психолог Грэхем Уоллес выделяет 4 фазы творческого решения поставленной задачи.

Первая из них - подготовка. На этом этапе происходит формулирование задачи или проблемы, а также производятся первые попытки решить ее. Далее идет фаза инкубации. Тут человек, как правило, отвлекается на другой предмет или действие и не возвращается к задаче до момента просветления (третья фаза), до интуитивного проникновения в саму суть проблемы. И заключительный этап - это проверка, то есть реализация решения.

На самом деле, для того чтобы проявилась креативность мышления, необходимо отключить сознание и полностью довериться подсознанию. Поэтому так важна вторая фаза. Чаще всего мы мешаем себе сами, пытаясь осознано найти решение в уже нам известных ситуациях, но ведь это не поможет придумать что-то новое. Проблемой креативности могут также стать наши комплексы или страх показаться глупым. Все это мешает мыслить творчески.

Критерии креативного мышления

Многие тесты направлены именно на оценку критериев творческого начала в человеке. Самый известный на данный момент тест создал психолог Пол Торренс. Он позволяет определить уровень этого самого начала. Вот некоторые из критериев:

  • беглость;
  • оригинальность;
  • гибкость (позволяет определить ложную оригинальность);
  • метафоричность, то есть способность видеть в простом сложное и наоборот;
  • восприимчивость;
  • разработанность;
  • удовлетворенность.

Методы креативности

Методики творчества - это методы и техники, разработанные для того, чтобы способствовать процессу генерации новых оригинальных идей и решений поставленных

задач. Они призваны помочь четко и ясно формулировать проблемы, ускорить сам процесс поиска решений, увеличить количество идей, а также расширить отрасль проблемы. Однако стоит заметить, что это не алгоритм, следуя которому непременно получишь решение. Методы лишь увеличивают вероятность появления хороших и правильных идей, они организуют сам процесс поиска, делая его более эффективным.

Что такое креатив? Это прежде всего инструмент для получения чего-то нового и оригинального. Методики стимулирования используются во всех сферах жизни, например, инженеры и изобретатели успешно применяют такие из них, как и ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Техника широко используется в сфере рекламы и маркетинга, а методика SCAMPER применяется для создания абсолютно новых продуктов. Есть и универсальные. К ним относятся мозговой штурм и метод Уолта Диснея. Они нашли применение практически в любой отрасли. Иногда в ход идут и графические изображения, например прием построения карты мыслей, такие еще направлены и на дополнительное развитие креативности.

Популярные методы и техники

Наиболее известными на данный момент являются следующие:


Развитие творческого начала

Узнав, что такое креатив, вам непременно захочется попробовать найти нестандартное решение. Возможно, вы относитесь к тем людям, которые не утратили эту способность, тогда у вас не возникнет проблем. Однако практика показывает, что без тренировок, направленных на развитие, добиться креативности не так просто. Как же развить свое творческое начало?

Прежде всего, нужно избавиться от стереотипов в мышлении и

приобрести способность мыслить вне рамок. Этому могут поспособствовать упражнения, которые должны стать для вас привычкой.

Упражнения на каждый день

Возьмем, к примеру, ваш путь домой или на работу. Обычно он проходит по одной и той же дороге. Попробуйте изменить маршрут до остановки или пройти пешком ту часть расстояния, которую вы проезжаете на автобусе. Каждый день старайтесь менять дорогу и находить новые варианты.

Полезно все новое и неиспробованное: места, меню, действия, одежда и даже мысли. Креатив, значение которого напрямую связано с творчеством, помогут развить занятия искусством или рукоделием. Такие упражнения, как чтение наоборот (снизу вверх или справа налево), тоже весьма полезны и к тому же поднимают настроение.

Постарайтесь придумать 10 экзотических имен, например Диосфена, Гематина или Эйергестиор. Нарисуйте животное, которого не существует, дайте ему название, придумайте, где оно живет и чем питается. Возьмите любое слово и представьте, что это аббревиатура, расшифруйте ее. Все эти упражнения просты и забавны, но именно они помогут вам развить креативность.

ФОТО GettyImages

1. Ограничьте выбор

Исследования показывают, что ограничение выбора может стимулировать творчество. Если мы специально закрываем для себя часть возможностей, то можем лучше сосредоточиться на оставшихся.

2. Не ждите вдохновения

Многие считающие себя творческими личностями люди подолгу не пытаются ничего создавать, заявляя, что ждут искры вдохновения. Важно помнить, что искра зачастую вспыхивает уже в процессе работы. Спортсмены же не ждут вдохновения, чтобы начать тренироваться после перерыва. Они просто идут и начинают тренировку. Важно иметь терпение и не беспокоиться, хороший ли выйдет результат.

3. Сконцентрируйтесь не на результате, а на способах его достижения

Представьте, что вы заблудились и вместо того, чтобы следить за поворотами на дороге, думаете только о пункте назначения. Конечно, далеко вы не уйдете. Нередко мы слишком увлечены мыслями о «шедевре», который собираемся создать, при этом даже не думая, что конкретно нужно для этого сделать.

4. Дистанцируйтесь от творческого проекта

У нас в голове рождается больше творческих решений для тех задач, которые мы воспринимаем удаленными в пространстве или во времени. Чем больше воображаемая дистанция, тем больше мы переключаемся с конкретного на абстрактное мышление, которое помогает обнаружить неожиданные взаимосвязи между, казалось бы, не имеющими ничего общего идеями.

5. Работайте в кофейне

Исследования показали, что уровень фонового шума в кофейне (около 70 децибел) способствует креативности. Средний (но не низкий) уровень шума повышает сложность обработки информации, что активирует абстрактное мышление и повышает творческую производительность. Слишком громкий шум, напротив, мешает.

6. Займитесь интенсивными физическими упражнениями

Физическая активность помогает спрятанным (в бессознательном) идеям, всплыть наружу. Ученые еще лишь исследуют, какой вид упражнений лучше всего способствует креативности, но известно, что Эйнштейн придумал теорию относительности во время поездки на велосипеде.

7. Делайте повседневные дела другой рукой

Если мы используем другую руку, мы активируем работу обоих полушарий мозга и подстегиваем креативность. Активно обмен информацией между полушариями приводит к том, что и эмоции, и мысли становятся яснее и понятнее.

8. Начните с конца истории

Писательница Роксана Робинсон (Roxana Robinson) рассказывает, что попробовала писать рассказы, сначала придумав финал. Это помогло ей преодолевать творческие кризисы.

9. Цените случайные мысли

Картинки или идеи, которые время от времени всплывают в голове, часто кажутся бессмысленными, но они могут стать фундаментом творческого прорыва. Полезно всегда иметь с собой блокнот или диктофон.

10. Меньше знайте, больше угадывайте

Сегодня мы со всех сторон окружены информацией. Полезно на время отложить телефон, ноутбук, планшет и позвольте своему разуму блуждать там, как ему вздумается. Не подглядывайте ответы на возникающие вопросы в интернете. Отрезанный от привычных источников информации, ваш мозг может придумать что-то очень необычное.

Постоянная погоня за эффективностью и постановка четких целей может помешать возникновению творческих идей. Попробуйте, шагая по улице по своим делам, каждую минуту останавливаться и внимательно разглядывать все, что вас окружает. Неожиданные звуки или виды могут дать свежий взгляд на вещи и помочь активизировать мысли, прячущиеся глубоко внутри.

ФОТО GettyImages

12. Громко смейтесь

Смех стимулирует активность префронтальной коры и передней поясной коры головного мозга – эти зоны связаны с креативностью. Он также поднимает настроение, что способствует творческой деятельности. Не обязательно искать что-то уморительно смешное, сам физический акт смеха приносит пользу.

13. Делайте что-то осознанно

Медитация – надежный способ очистить разум, сосредочить внимание и побыть в текущем моменте. Она стимулирует мышление (мозг визуализирует проблему и предлагает несколько разных путей решения), что помогает решению творческих задач

14. ...или неосознанно

Столкнувшись со сложной проблемой, мы обычно начинаем усиленно раздумывать над решением. Иногда это создает много ненужного шума в голове, что только повышает наше недовольство, не давая четких решений. Перерыв может быть не менее полезен, чем короткая передышка во время физических упражнений. Когда вы вернетесь к своей проблеме, могут появиться новые идеи. Можно, например, взять карты и разложить пасьянс – это занятие занимает мозг, но не требует чрезвычайной сосредоточенности.

Подробнее «14 Surprising Ways To Boost Creativity», dailygood.org