для детей 2-3 лет

Введение. Дети, скоро будет чудесный праздник «Рождество Христово». Дома украшают красивыми елками с игрушками, снежинки делают, дарят друг другу подарки. Скоро и вы получите подарок от мамы и папы (покажите рисунок, где изображена елка и дети или приготовьте елку сами из картона рис. №1). А что ты хочешь? (обратитесь к 2 детям).

Прочтите стих детям

Рождество — это значит мир!

Рождество — это значит надо

Библейская история. (покажите детскую Библию детям, пусть они повторят с вами слово «Библия» или рис. Библия) .

У кого из вас есть маленькие братик и сестренка? Посмотрите на эту картинку – малыш только что родился. Он еще не умеет говорить, ходить, кушать как взрослый человек. Он маленький и беспомощный. О нем заботится мама и папа. Маленьких детей носят на руках или возят в колясках.

Маленький Иисус родился в городе Вифлееме, далеко от города Москвы, где мы с вами живем. Маму Иисуса звали Марией, а папу – Иосифом (покажите рис. №2 или покажите куклы ). В то время люди одевались по-другому, не как ваши мамы и папы. Мария едет на осле в город Вифлеем, а Иосиф идет рядом с ней. Ей тяжело, т.к. она скоро должна родить малыша.

Место, где он родился, называется хлев, там держали домашних животных (покажите рисунок №3, назовите животных ).

Как же это произошло и что удивительного было при рождении Иисуса? Одно из чудес – пастухи увидели ангелов на небе. Пастухи – это те, которые пасут овец (покажите рисунок №4) (покажите рисунок)

Иисус – имя всех выше,

Чудный Спаситель, славный Господь.

Эммануил – Бог вечно с нами,

Освободитель, вечно живой.

Молитва. А теперь мы помолимся Богу. Попросите детей встать и в тишине взрослый человек молится вслух примерно так: «Дорогой Бог, благодарю Тебя за праздник Рождество. В этот день много лет назад родился Иисус Христос, наш Господь. Благослови меня и моих родителей. Аминь».

Задайте вопросы детям

— Где изображен малыш Иисус?

— Где его мама?

— Как ее звали?

— Покажите ангела

— Кто подарил подарки Иисусу?

Поделки. На праздник Рождества Христова люди дарят друг другу подарки. Сейчас мы с вами сделаем подарки для наших мам и пап (рис. №5). Заранее приготовьте вырезанные фигуры для детей — Ангела, звезды. Пусть дети приклеят их на темно-синий фон. Объясните детям, где звезды, ангелы и младенец Иисус.

2 Занятие с детьми по теме «Рождество»
для детей 3-5 лет

Введение. Дети, скоро будет чудесный праздник «Рождество Христово». Дома украшают красивыми елками с игрушками, снежинки делают, дарят друг другу подарки. Скоро и вы получите подарок от мамы и папы . А что ты хочешь? (обратитесь к двум детям) .

Прочтите стих детям.
Рождество — это значит радость,
Рождество — это значит мир!
Рождество — это значит надо
Всех простить, как Иисус простил!

Библейская история. Рождение Иисуса было описано в Библии (покажите детскую Библию детям, пусть они повторят с вами слово «Библия») .

Возьмите на урок куклу-малыша, заверните его в покрывало и возьмите в руки. Или покажите картинку. «Много-много лет назад родился маленький мальчик, малыш по имени Иисус. Он был особенным. Он был Богом и человеком одновременно. Он родился, чтобы помогать людям, спасти их от грехов. Бог любит вас и каждого человека на земле».

У кого из вас есть маленькие братики и сестренки? Посмотрите на эту картинку – малыш только что родился. Он еще не умеет говорить, ходить, кушать как взрослый человек. Он маленький и беспомощный. О нем заботится мама и папа. Маленьких детей носят на руках или возят в колясках.

Маленький Иисус родился в городе Вифлееме, далеко от города Москвы, где мы с вами живем. Маму Иисуса звали Марией, а папу – Иосифом (покажите рис. №2) . В то время люди одевались по-другому, не как ваши мамы и папы. Мария едет на осле в город Вифлеем, а Иосиф идет рядом с ней. Ей тяжело, т.к. она скоро должна родить малыша.

Место, где он родился, называется хлев, там держали домашних животных .

(выслушайте ответы

детей)

(покажите рисунок №4) . Ночью они увидели много ангелов, которые славили Бога, говорили «Аллилуйя!» и пели песни. Ангелы (покажите рисунок) служат Богу и помогают людям. Они также заботятся о каждом из вас.

Включите песню «Иисус – имя всех выше» или спойте сами.

Давайте представим, что мы вместе с ангелами славим Иисуса, будем петь эту песню.

Иисус – имя всех выше,

Эммануил – Бог вечно с нами,
Освободитель, вечно живой.

Молитва.

Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое;


и прости нам долги наши,

и не введи нас в искушение,
но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство

Задайте вопросы детям
— Где изображен малыш Иисус

Если дети не могут ответить на эти вопросы, вы помогите им. ?
— Где его мама?
— Как ее звали?
— Покажите ангела
— Кто подарил подарки Иисусу?
— Что люди увидели необычного на небе?
— Как называется книга, где можно прочитать эту историю?

Поделки . На праздник Рождества Христова люди дарят друг другу подарки. Сейчас мы с вами сделаем подарки для наших мам и пап (рис. №6) (рис. 7 и 8) или гирлянду из звезд (для каждой гирлянды нужно от 5 до 10 звезд разных цветов, вырежьте заранее их, потом приклейте скотчем к нитке) .

3 Занятие с детьми по теме «Рождество»

для детей 5-7 лет

Введение. Дети, скоро будет чудесный праздник «Рождество Христово». Что это за праздник (выслушайте ответы детей). Добавьте — дома украшают красивыми елками с игрушками, снежинки делают, дарят друг другу подарки. Скоро и вы получите подарок от мамы и папы (покажите рисунок, где изображена елка и дети или приготовьте елку сами) . А что ты хочешь, чтобы родители подарил тебе? (обратитесь к двум детям) .
Прочтите стих детям.

Рождество — это значит радость,

Рождество — это значит мир!

Рождество — это значит надо

Всех простить, как Иисус простил!

Библейская история. Рождение Иисуса было описано в Библии (покажите детскую Библию детям).

Возьмите на урок куклу-малыша, заверните его в покрывало и возьмите в руки. Или покажите картинку. «Много-много лет назад родился маленький мальчик, малыш по имени Иисус. Он был особенным. Он был Богом и человеком одновременно. Он родился, чтобы помогать людям, спасти их от грехов. Бог любит вас и каждого человека на земле».

У кого из вас есть маленькие братики и сестренки? Посмотрите– малыш только что родился. Он еще не умеет говорить, ходить, кушать как взрослый человек. Он маленький и беспомощный. О нем заботится мама и папа. Маленьких детей носят на руках или возят в колясках.

Маленький Иисус родился в городе Вифлееме, далеко от города Москвы, где мы с вами живем. Этот город находится в Израиле. Может, кто-то отдыхал там с родителями? Эта страна находится очень далеко от нас. Зима там короткая, снега почти не бывает, а летом очень жарко. Там растут пальмы.

Итак, маму Иисуса звали Марией, а папу – Иосифом (покажите рис. №2) . В то время люди одевались по-другому, не как ваши мамы и папы. Мария едет на осле в город Вифлеем, а Иосиф идет рядом с ней. Ей тяжело, т.к. она скоро должна родить малыша. Место, где он родился, называется хлев, там держали домашних животных (покажите рисунок №3, назовите животных) .

Как же это произошло и что удивительного было при рождении Иисуса? Одно из чудес – на небе появилась необычная звезда. Она была очень яркая и красивая, отличалась от других звезд. Дети, вы видели звезды на небе (выслушайте ответы детей) . Звезда, которая появилась на небе, показала путь мудрецам, которые хотели увидеть младенца Иисуса и подарить Ему подарки. Они ехали долго через пустыни, горы. В то время люди ездили на верблюдах. Когда мудрецы встретились с младенцем, они были счастливы, и подарили ему подарки.

Другое чудо произошло, когда пастухи увидели ангелов на небе. Пастухи – это те, которые пасут овец (покажите рисунок №4) . Ночью они увидели много ангелов, которые славили Бога, говорили «Аллилуйя!» и пели песни. Ангелы (покажите рисунок) служат Богу и помогают людям. Они также заботятся о каждом из вас.

Включите песню «Иисус – имя всех выше» или спойте сами. Давайте представим, что мы вместе с ангелами славим Иисуса, будем петь эту песню.

Иисус – имя всех выше,
Чудный Спаситель, славный Господь.
Эммануил – Бог вечно с нами,
Освободитель, вечно живой.

Молитва. Прочтите с детьми молитву «Отче наш». Попросите детей встать и в тишине молитесь. Сначала говорит взрослый по два слова, потом повторяют все дети вместе, пока не прочтете всю молитву.

Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши,
как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение,
но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство
и сила и слава во веки. Аминь.

Ребус. Поделите группу на команды из 2 человек. Раздайте каждой команде конверт с буквами О Е Ж Р Д С В Т О. Они должны догадаться, что это за слово (Рождество).

Задайте вопросы детям

— Где изображен малыш Иисус?

— Где его мама?

— Как ее звали?

— Покажите ангела

— Кто подарил подарки Иисусу?

— Что люди увидели необычного на небе?

Если дети не могут ответить на эти вопросы, вы помогите им.

Поделки. На праздник Рождества Христова люди дарят друг другу подарки. Сейчас мы с вами сделаем подарки для наших мам и пап (рис. №6) . Заранее приготовьте вырезанные фигуры для детей – елку, ангелы, звездочки (вместо свечек), фигуры Марии, Иосифа и Младенца. Вы можете сделать Ангелов (рис. 7 и 8) или гирлянду из звезд (для каждой гирлянды нужно от 5 до 10 звезд разных цветов, вырежьте заранее их, потом приклейте скотчем к нитке).

урок во 2-в классе по курсу ОПК

2016 г.

Цель: 1. Познакомить с историей возникновения православного праздника «Рождество Христово»

2. Продолжить формирование понимания символического языка иконы

3. Обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения

4. Прививать интерес детей к изучению истории православной культуры; воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.

Оборудование: карточки с новыми терминами, видео мультфильм

«Рождество Христово», аудиозапись песни «Славим Рождество», икона «Рождество Христово», раздаточный материал для работы в парах.

Ход урока:

Орг.момент: Улыбнёмся друг другу глазами.

Взгляд наш чистый и добрый.

Душа открыта, сердце бьётся ровно и спокойно.

Сегодня у нас очередное занятие по ОПК. И для вас уже не секрет, что уроки по данному предмету не столько для ума, сколько для сердца, для души.

Богом нам дана душа – это маленький наш храм.

Загляни скорей туда: чисто ли сегодня там?

Может зависть завелась, притаилась ложь и лень,

Или что-нибудь ещё в нём живёт не первый день?

В храмике своей души ты порядок наведи!

Только с чистою душой ты по жизни, друг, иди!

Какие качества вам хотелось бы взрастить в себе, чтобы чувствовать, живя в обществе людей, лёгкость на сердце и чистоту в душе? Назовите эти качества с опорой на буквы своего имени. (дети приводят примеры)

В – верная

А – аккуратная

Л – любящая

Е – естественная

Р – рукодельница

И – интеллигентная

Я - ясная

Какая книга помогает людям хранить свою душу и сердце в чистоте? (Библия)

Словарная работа

Давайте полистаем ещё раз наш православный словарик, чтобы повторить некоторую терминологию: Библия, Евангелие, Спаситель мира, Богородица, обет, Назарет, Иосиф, Архангел, Палестина, Иерусалим,

Итак, думаю, что вы догадались, о каком православном празднике сегодня будем говорить?

Работа по новой теме:

Действительно, 7 января на каникулах в тёплой домашней обстановке каждый из вас встретит самый светлый, красивый и любимый праздник

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО .

Рождение детей – всегда радостное и важное событие в жизни людей. Родственники, знакомые, друзья поздравляют счастливых родителей, дарят подарки, желают здоровья и благополучия родившемуся ребёнку.

День рождения Христа празднуют во всём мире .

Рождество стало важнейшим событием для всего человечества. Даже современное летосчисление ведётся именно от Рождества Христова.

Сегодня на уроке вам предстоит услышать, понять и запомнить Рождественскую историю, которая произошла много-много (более двух тысяч) лет назад..

Произошло это событие в далёкой и тёплой стране Палестине, где находится город Иерусалим . Местность там гористая. По склонам гор разведено местными жителями множество виноградников и садов. К северу от Иерусалима в стране Галилейской в городе Назарете жила Дева Мария в доме Иосифа. В то время римский император Октавиан Август приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился, где жили его предки. Иосиф был родом из Вифлиема, поэтому он и Мария отправились из Назарета в Вифлием.

В Вифлием съехалось много людей, гостиницы были переполнены и места для Марии с Иосифом не оказалось. Они нашли приют за городом в вертепе, т.е. в пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель Мира. Самим Богом через Архангела Гавриила Марии было указано назвать сына Иисус (на древнееврейском «Спаситель» ) Христос (с греческого «Помазанник» . Так древние евреи называли царей, священников, пророков в знак их важного служения: помазывали миром (миро) – смесь благовонных веществ по- особому приготовленная и освещённая.

Мария спеленала родившегося младенца и положила в ясли – решётчатый ящик, в который клали корм для скота. Теперь в память о колыбельки Христа так называют детское учреждение, где воспитываются маленькие дети.

Придя на землю, Он не был встречен почетом, знатностью и богатством. У него не было пристанища, колыбельки как у всех детей. Ясли, т.е. ящик для корма скота стал его колыбелькой, пещера стала его пристанищем. Но разве обиделась Дева Мария на людей? Она всё так же смиренна, излучает любовь и кротость. (рассматривание иконы)

Ученик: Кротость, любовь и смиренье веет дыханием роз.

Грешной земле во спасенье послан Младенец Христос.

Дева склонилась над сыном, в сердце её – чистота.

Ангелы реют незримо, славят рожденье Христа.

Действительно, ангелы подарили маленькому Христу красивую песню небес.

Но не прошло это событие незамеченным и для людей. Первыми узнали о рождении Христа простые пастухи . В ту ночь они пасли свои стада в поле, и ангел возвестил им великую радость, что родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь! И указал место, где они смогут его найти. Пастухи поспешили посмотреть на чудо младенца.

Узнали об этом событии и волхвы – древние ученые, которые постигали тайны мира по звёздам. Они верили, что при рождении великого человека на небе появляется особенная звезда. Увидев яркую звезду, которая неожиданно вспыхнула на небе и засияла, всеми восьмью гранями поняли, что ожидаемый Младенец родился. Именно эта звезда, которой дадут имя Вафлиемская, указала волхвам путь до самой пещеры.

В Евангелие сохранились имена этих волхвов – ВАЛТАСАР, ГАСПАР, МЕЛЬХЕОР. Поклонившись Младенцу до земли, волхвы вручили подарки: ЗОЛОТО, как царю , в виде дани. Ладан (ароматная смола), как богу , при богослужении. Смирну (масло), как человеку , идущему на смерть. Потому что умерших людей смазывают благовонным маслом.

Мария хранила эти дары всю жизнь. Сейчас они находятся в монастыре на горе Афон . От даров и поныне исходит удивительное благоухание.

И все твари Божие радовались появлению Спасителя . (послушаем об этом замечательные стихи.)

Ученики:

В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени, гладил лён его волос.

Бык дохнул в лицо младенца и, соломою шурша,

На упругое коленце засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши к яслям хлынули гурьбой.

А бычок, прижавшись к нише, одеяльце мял губой.

Пёс, прокравшись к тёплой ножке, полизал её тайком.

Всех уютней было кошке в яслях греть Дитя бочком.

Присмиренный белый козлик на чело его дышал.

Только глупый серый ослик всех беспомощно толкал:

- «Посмотреть бы на Ребёнка хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко в предрассветной тишине.

А Христос, раскрывши глазки, вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки. Прошептал: «Смотри скорей!»

Закрепление изученного с помощью видеоматериала.

Давайте и мы с вами посмотрим на это чудное событие – Рождество Христово! (мультфильм)

Что было изображено в последнем кадре мультфильма? (ёлка)

Как выглядела ёлка? (нарядная, новогодняя)

А почему на праздник Рождества у людей в домах нарядные ёлки?

Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении.

С людьми вся природа в ту ночь ликовала:

Шумя, на деревьях листы, таинственным шепотом славили Бога

И пахли сильнее цветы.

Три дерева – пальма, маслина и ёлка у входа в пещеру росли

И в первые дни в горделивом восторге Младенцу поклон принесли.

Прекрасная пальма его осенила зелёной короной своей.

А с нежных ветвей серебристой маслины закапал душистый елей.

Лишь скромная ёлка печально стояла, она не имела даров.

И взоры людей не пленял красотою её неизменный покров.

Увидел то Ангел Господень и ёлке с любовью сказал:

«Скромна ты, в печали не ропщешь, за это от Бога награда тебе суждена»

Сказал так и звёздочки с неба скатились на ёлку одна за другой.

И вся засияла, и пальму с маслиной затмила своей красотой.

И до сих пор рождественская ёлка Вифлеемской увенчана звездой!

За какие качества ёлка получила такое щедрое вознаграждение? (скромность, кротость, смирение, терпение…)

Проверка знаний:

У вас на партах тоже лежат восьмиконечные звёздочки. Положите на каждый лучик определение, соответствующее термину, записанному на луче. (работа в парах)

Итог:

За хорошую работу на уроке вы тоже заслужили подарки. Раскраска с заданием. Думаю, что при выполнении данного задания вы проявите не только творчество мысли, но аккуратность и терпение.

А урок предлагаю закончить красивой песней , посвящённой замечательному православному празднику Рождеству Христову

Светлый праздник Рождества – праздник обновленья,

Песни ангельской слова льются во вселенной.

Возвещаю радость вам, радость эта будет

Всем искупленным сердцам, на Земле всем людям.

Эта радость с высоты нам даётся, дети,

Песнь небесной красоты в Новом всем Завете.

«День Рождения Христа!» - небо всё ликует

Пойте детские уста: Слава,аллилуя!

Рождественские посиделки

Такой праздник можно предложить малышам в детском саду, в классе, в клубе семейного досуга, в воскресных школах.

Праздник предусматривает чаепитие с рождественским угощением. Его ведут два ведущих и девочки-хозяюшки. В воскресных школах это могут быть представители от каждой школы, в общеобразовательных - от класса и т.д.

Предварительная подготовка к празднику предусматривает яркое праздничное оформление помещения, красивый эффектный пролог, выступление детей с рождественским поздравлением и колядками.

Кульминацией праздника станет концерт у елочки, подготовленный ребятами. Во время концерта дети наряжают елку рождественскими игрушками, изготовленными своими руками, следуя старинным славянским традициям.

Организаторам праздника важно не затянуть мероприятие. Регламент для малышей - до часа, для детей среднего возраста не более двух часов.

Организаторам следует предусмотреть рождественские подарки для всех детей и распечатки-памятки с рецептами блюд рождественского стола, а также рецепты изготовления рождественских игрушек.

До начала праздника гостей встречают девочки-хозяюшки, они приглашают их за стол.

ОФОРМЛЕНИЕ

Следует украсить помещение новогодними флажками, снежинками и т.п. Определить место сцены, где заранее установлена елка с огоньками, но без игрушек.

(Звучит колокольный звон. Выходят ведущие.)

ВЕДУЩИЙ 1:

Рождество Христово

Празднуем сегодня,

С песнями, весельем,

Елкой новогодней!

ВЕДУЩИЙ 2:

Спас пришел к народу,

Спас явился людям,

Слава в вышних Богу,

Всем спасенье будет.

(На сцене детский хор или вокальная группа без объявления исполняют песню «Рождество» )

Песня. Рождество.

Муз. А Паутова


1.

Пушистый снег покрыл поля,

Покрыл дремучий лес,

Уснула тихим сном земля,

Померкнул свод небес.

ПРИПЕВ:

Сегодня отдых от труда,

Забвенье всех забот...

Зажжется первая звезда,

И к нам Христос сойдет.

2.

Сойдет, чтоб в каждую семью

Внести покой и мир,

Всем благость проявить свою,

Устроить детям пир.

ПРИПЕВ

ВЕДУЩИЙ 1:

С праздником вас, ребята, и уважаемые взрослые!

ВЕДУЩИЙ 2:

С Рождеством Христовым!

ВЕДУЩИЙ 1:

25 декабря по старому стилю, 7 января - по новому согласно библейскому преданию в семье плотника Иосифа Пресвятая Дева Мария родила Иисуса Христа.

ВЕДУЩИЙ 2:

Чудесная Вифлеемская звезда появилась на небе, когда родился Спаситель.

ВЕДУЩИЙ 1:

Этот праздник, такой долгожданный и прекрасный, всегда встречают праздничным семейным обедом, нарядной елкой и рождественскими подарками.

ВЕДУЩИЙ 2:

Потому что Рождество - праздник верующих в Христа, а это значит, что Рождество - это добро и правда.

ВЕДУЩИЙ 1:

Уважаемые гости, все праздники всегда начинаются с поздравлений и добрых пожеланий.

(На сцену выходят девочки-хозяюшки.)

ХОЗЯЮШКИ:

1.

Гости жданные, красивые,

Дорогие, неспесивые,

Мы, хозяйки, хороши,

Всем вам рады от души!

(жест радушия)

2.

Мы пришли к вам не с помехою,

С угощеньем и потехою.

(девочки под фоновую музыку дружно выносят на столы какое-либо рождественское блюдо.)

3.

Наши гости, не стесняйтеся,

Угощеньем угощайтеся!

4.

Рождество! И всем понятно,

Что пора подать «Колядки».

ВЕДУЩИЙ 1:

Хозяюшки, а где же ваши «колядки»?

(девочки-хозяюшки выносят на столы мучное блюдо «Колядки»)

ХОЗЯЮШКИ:

1.

Все колядки на столе,

Вот кол яд очка тебе.

(дает ведущему пирожок-колядку)

ВЕДУЩИЙ 1 (берет пирожок):

Вот еще... Ну кто же не знает, что такое колядка? Это стишок или песенка, с которой идут в гости славить Христа и поздравлять с Рождеством, а хозяева благодарят колядников гостинцами. При чем тут пирожок?

ВЕДУЩИЙ 2:

Ну, что ты ____________ (имя ведущего 1).

Колядки - это традиционное рождественское блюдо. Это маленькие пирожки из пресного теста с разными начинками.

По традиции, колядники приходили в дом и, прославляя Христа, сначала одаривали всех своими колядками и пели песни-колядки, а потом уже и их благодарили гостинцами.

ВЕДУЩИЙ 1:

Девочки, расскажите нам про свои колядки и обязательно поколядуйте нам.

ХОЗЯЮШКИ:

1.

Мы - хозяйки на все руки,

Мы прогоним лень и скуку,

С тестом любим мы возиться,

Гостю есть, чем угоститься.

2.

Вот колядочки с капустой,

Угощайтесь, очень вкусно!

Тесто здесь ржаное, пресное,

Печь колядки интересно нам!

3.

У меня колядки с сыром

Угощайтеся всем миром!

4.

Я несу с картошкой,

И с пшеном немножко...

1.

Вы колядочки берите,

Нам «Спасибо» говорите.

А теперь нам, детвора,

Спеть колядочки пора!

(выходят колядники с вертепом и присоединяются к хозяюшкам. Они поют песню «Колядка»)

Песня «Колядка»

Воссияло солнышко во яслях на сене -

народился Божий Сын миру во спасенье.

Ночью студеной

зябнет Рожденный

Царь Царей всея Вселенной.

Славят Бога на небе ангельские хоры,

прославляет вся земля, и леса, и горы,

Славит дуброва

Бога Живого,

воцарение Христово.

Злые духи жалобно плачутся в пустыне,

человеки Рождеству радуются ныне:

Царь воцарился,

Бог народился,

во спасенье нам явился.

Ты, Мария-матушка, радости причина,

попроси у Господа, Вымоли у Сына

в жизни помогу,

в рай нам дорогу,

будем петь мы: слава Богу!

ЧТЕЦЫ:

1.

Ангел нынче нам спустился

И пропел: «Христос родился».

Мы пришли Христа прославить,

А вас с праздником поздравить.

2.

Посмотри, как ярко звезды

Светят миру там вдали:

Светят в них дары святые -

Для людей - благоволенье,

Мир и правда для земли!

От жестокости и бед,

Нас Христос спасает всех,

Милосердью учит нас,

К миру призывает Спас!

Знают взрослые и дети,

Для добра живем на свете!

Днесь святое Рождество,

На планете торжество!

Радуйтесь все люди,

На большой планете,

С нами Бог, Любовь и Правда

Христославьте, дети!

(Девочки-хозяюшки колядникам вручают подарки.)

ВЕДУЩИЙ 1:

Уважаемые гости, вы, наверное, обратили внимание на нашу елочку. Да, она светится яркими огоньками, но игрушек на ней нет.

ВЕДУЩИЙ 2:

И это не случайно. Елочка ждет подарков от ребят, наших веселых песен, танцев и настоящих рождественских игрушек, сделанных своими руками.

ВЕДУЩИЙ 1:

Мы начинаем праздничный рождественский концерт!

(У елки дети устраивают праздничный концерт. Участники концерта перед выступлением вешают на нее рождественские игрушки. Далее дети у елки водят хороводы, играют в подвижные игры и т. д. Уместно ввести в программу сказочных героев с Дедом Морозом и Снегурочкой. Они приходят к детям с поздравлениями и подарками (призами). Они же проводят музыкально-развлекательную программу у елочки. Подобрать программу можно в сценариях новогодних утренников.)

ФИНАЛ

ВЕДУЩИЙ 1:

Нашу елку нарядили,

Вам колядочки дарили,

Мы от всей души старались,

Стол накрыли, улыбались.

ВЕДУЩИЙ 2:

Вот такое Рождество,

В целом мире - торжество:

Песни, танец яркий,

У детей подарки!

ХОЗЯЮШКИ:

1.

Всем ребятам на прощанье

Адресуем пожеланья:

2.

Время даром не теряйте,

Добрым делом занимайтесь,

Не хитрите, не ленитесь,

Божьей милости просите.

3.

Будьте вежливыми сами,

Дома помогайте маме.

4.

И об этом помнить нужно:

Дорожите, дети, дружбой!

5.

Иисус Христос родился

И мир счастьем осветился!

6.

Так возрадуемся вместе,

Господу споем все песню!

(Дети все вместе заканчивают свой Рождественский праздник песней "Рождество Христово".)

Песня "Рождество Христово"

Рождество Христово,

Ангел прилетел,

Он летел по небу,

Людям песню пел:

«Вы, люди, ликуйте,

Все днесь торжествуйте,

Днесь Христово

Рождество!»

Пастыри в пещеру

Первые пришли,

И Младенца Бога

С Матерью нашли.

Стояли, молились,

Христу поклонились,

Днесь Христово

Рождество!

Все мы согрешили,

Спас, перед Тобой.

Все мы, люди, грешны,

Ты один святой.

Прости прегрешенья,

Дай нам оставленье,

Днесь Христово

По-рождественски доброе утро! С Вами Ирина Иваськив. Знаю, как непросто бывает . Ведь в этом событии столько сверхъестественного! Конспект этого рождественского занятия написала 10 лет назад. Проводила это занятие уже не сосчитать, сколько раз. И каждый раз это было по-новому. Удивительно! Скоро – , и это занятие – мой маленький рождественский подарок учителям Воскресных школ, родителям и каждому, для кого это событие имеет смысл. Это занятие рассчитано на младших школьников. С днём рождения, Иисус Спаситель!

Библейская история “Симеон благословляет Иисуса”

Для учителя: Начните занятие с любой весёлой игры (желательно, чтобы это была игра с хлопками, или с ритмом, или “зимняя” игра). А после игры переходите к библейской истории (она записана в Лк. 2:21-40 , а также в Быт.17:12, Лев. 12:3-8 , Исх.13:2-12).

Введение:

Скажи, твои родители рассказывали тебе что-нибудь о том, как ты родился? Ты знаешь, в каком городе ты родился? … А ты? … Что это было за время года? … Может, ты знаешь даже, в какое время суток ты родился: утром, днём, вечером, ночью? … Возможно, родители показывали тебе паспорт новорожденного, в котором записаны все эти сведения.

Предложение-связка: Иисус Христос родился на земле, как рождаются все дети. Конечно, Его родителям не вручили никакого паспорта об их новорожденном Сыне, но сведения о Его рождении записаны в Библии.

Рождение Иисуса в хлеву

Расскажи, что о Его рождении ты знаешь. В каком городе Он родился? Да, в Вифлееме. Вифлеем называют ещё городом Давидовым, потому что в Вифле­еме и царь Давид родился тоже. А где в Вифлееме родился Иисус? … Не в роддоме, не в больнице, а в небольшом сарае. Тогда была зима. Ночь… Ночью обычно холоднее, да? Сарай, конечно, имеет крышу, дверь, но это – всё равно не дом. В сарае не было тёплой печки или камина. На полу не лежали красивые ковры. Там не было кровати или дивана, прилечь можно было только на земле, на подстилке из сена. Ты был в каком-нибудь сарае, у бабушки в селе или в гостях? Примерно так сараи выглядят повсюду.

И все-таки для родителей Иисуса это место было не таким уж плохим. В сарае было лучше, чем на улице. Над головой была крыша, которая защищала от непогоды. На сене тоже можно было неплохо выспаться. Дыхание животных согревало воздух. А кормушку для скота можно было приспособить под колыбельку для новорожденного Иисуса.

Скорее всего, у Иосифа и Марии в Вифлееме были какие-то знакомые. Возможно, они перешли пожить к ним. Марии нужно было немного отдохнуть после родов, а Иисус был ещё очень маленьким, чтобы Его родители могли сразу же отправиться домой.

Когда малышу исполнилось 8 дней, Ему дали имя Иисус. Знаешь, почему Его назвали именно так? Так сказал назвать ребёнка ангел, который однажды явился Марии. В переводе на наш язык это имя означает «Бог спасает».

Иисус Спаситель для всего мира

Иосиф и Мария верили, что Иисус станет Спасителем для всех людей. И ты теперь это знаешь: Иисус Спаситель и для тех людей, которые жили раньше. И для тех людей, которые живут сейчас. И даже для тех, которые ещё родятся и будут жить на земле. Иисус Спаситель для всего мира (повесить Главную Истину на доске).

Может, ты думаешь: «А от чего нужно спасать всех людей? Почему Иисуса называют Спасителем?» Дело в том, что и ты, и каждый человек на земле рождается грешным. Из-за этого каждый человек успевает сделать много разных грехов. Эти грехи мешают человеку дружить с Богом. Поэтому Бог “разработал” замечательный план спасения для каждого человека на земле. Этот план имел «кодовое» название – «Иисус», что в переводе означает … запомнил? Да, Бог спасает. Рождение Иисуса на земле было частью этого плана. А что было потом, когда Иисус стал взрослым? … Да, Иисус умер на кресте за грехи всех людей на земле, потом воскрес. Иисус – единственный, Кто может забрать грехи человека, если человек этого захочет. Что человеку нужно сделать, чтобы Иисус забрал его грехи? … Да, признать себя грешным, поверить в Иисуса, попросить у Него прощение за свои грехи… И что происходит тогда? … Да, человек становится ребёнком Бога, Бог прощает человеку грехи. Другими словами, человек получает спасение. Ты можешь молиться обо всех людях, которые ещё ничего не знают об этом Божьем плане, чтобы Иисус Христос стал и их личным Спасителем. Ведь Иисус Спаситель всего мира!

Мария и Иосиф идут в Иерусалим

Я думаю, что Иосиф и Мария тоже молились о том, чтобы люди поверили в Иисуса как в своего личного Спасителя. Они были не очень богатыми людьми, но несмотря на это они хотели для своего Сына всего, что требовал закон Бога. А по закону, новорожденного первенца нужно было принести в церковь для благословения. Знаешь, кто такой первенец? … Это первый сын, который рождается в семье. Молитвой благословения ребёнка-первенца посвящали на служение Богу.

Ты видел когда-нибудь, как в церкви благословляют ребёнка? Как это происходит? … А почему папа с мамой хотят, чтобы их ребёнка благословили? … Да, они не просто посвящают своего ребёнка на служение Богу, они хотят, чтобы Бог помогал и охранял их ребёнка всю жизнь. Родители маленького Иисуса тоже этого хотели. Но своего первенца для молитвы благословения родителям разрешалось принести только на сороковой день со дня рождения. Это тоже было записано в законе Бога. Все эти сорок дней женщине не разрешалось приходить в церковь на служения и вообще куда-нибудь выходить из дома: женщина должна была отдыхать после родов. Но на сороковой день она уже могла прийти в храм. Ей нужно было принести с собой 2 подарка Богу, 2 жертвы: один подарок (это мог быть ягнёнок или молодой голубь) она несла Богу в знак своей благодарности за сына или дочку. А другой подарок (это был ещё один молодой голубь) она несла Богу в знак благодарности за восстановление после родов. Только после этого женщина уже могла регулярно посещать служения.

Ближайший храм находился в Иерусалиме. Это было приблизительно в восьми километрах от Вифлеема. То есть в Иерусалим можно было дойти пешком всего за несколько часов. И вот, когда Иисусу исполнилось 40 дней от рождения, Иосиф и Мария попрощались со своими знакомыми и отправились из Вифлеема в Иерусалим, чтобы зайти там в храм, а потом уже пойти домой в Назарет. Давай, и мы вместе с ними из Вифлиеема в Иерусалим «перейдём». Для этого мы с тобой поднимемся и будем идти по нашей комнате, а когда я хлопну в ладоши, всем нужно будет быстро сесть, но… обязательно не на своё место… Вот, теперь мы – в Иерусалиме.

Симеон благословляет Иисуса

В те времена в Иерусалиме жил один человек по имени Симеон. Он очень любил Бога. Он знал, что Бог пообещал людям Спасителя. И многие ждали, когда же это обещание сбудется. Симеон тоже ждал. Он был уже очень старым, а Спасителя всё ещё не было. Иногда Симеон думал, что скоро он совсем состарится и умрёт, не дождавшись Спасителя. Тогда Бог открыл ему, что он не умрёт до тех пор, пока не увидит Спасителя собственными глазами. Старик Симе­он ожидал этого каждый день. Однажды Бог снова обратился к Симеону и сказал ему идти в храм. Симеон сразу же понял, что вот: наступил тот день, которого он так долго ждал! Теперь исполнится его мечта! «О, неужели я дождался? Неужели я увижу сегодня обещанного Спасителя?» Симеон поспешил в храм. Там он увидел, как Иосиф и Мария с ребёнком заходят в храм. Он почувствовал, что этот ребёнок и есть Спаситель, обещанный Богом. Он взял маленького Иисуса на руки и принялся громко славить Бога:

«Спасибо тебе, Господь! Ныне радуется сердце моё: я дождался! Теперь я могу умереть спокойно, потому что глаза мои увидели Спасителя, Которого Ты дал всем народам. И еврейскому народу, и всем другим. Ибо Иисус Спаситель для всех.»

Иисус Спаситель для каждого человека

Симеон радовался и славил Бога, потому что понял: Иисус Спаситель для всего мира. И ты это знаешь. Ты можешь славить Бога за это. Иисус Спаситель и для Украины, и для России, и для людей с белой кожей, и для людей с тёмной кожей, для молодых и пожилых, для всех стран и племён по всей земле. Иисус Спаситель для каждого человека.

Поэтому каждому человеку на земле нужно сделать этот выбор: поверить в Иисуса как в своего личного Спасителя или нет. Может, ты думаешь: «На земле так много людей, целые миллионы. Неужели Иисус может быть Спасителем каждого человека?» Возможно, ты думаешь так, потому что ещё не подружился с Иисусом. Подумай, что выберешь ты? Если ты хочешь, чтобы Он стал и твоим личным Спасителем, подойди после занятия – я расскажу тебе о том, как помолиться такой молитвой.

Знаешь, такой выбор нужно было сделать даже родителям Иисуса! Симеон понимал это. Он видел, как Иосиф и Мария были удивлены его словами. Поэтому после того, как он благословил их, он сказал Марии: «Тебе придётся много страдать за Сына, когда Он станет взрослым, потому что не все поверят в Него. Многим не понравится то, что Он будет говорить, и то, что Он будет делать. Его слова и поступки, вся Его жизнь будут раздражать многих людей, злить их, приводить в замешательство. Но Он – Спаситель для всех народов и для каждого человека. И каждому предстоит сделать выбор, поверить ему в это или нет. И никто не избежит этого выбора, даже ты, Мария».

Анна радуется рождению Иисуса

Люди в храме слышали молитву Симеона и подошли посмотреть на ребёнка Марии и Иосифа. (Вовлекайте детей) Давай и ты сейчас представишь себя одним из тех людей в храме. Давай разыграем эту часть истории, тебе нужно будет движениями показывать то, о чём я буду рассказывать. Те люди, наверное, стали переглядываться: «О, какая интересная молитва! Что же это за особенный малыш? Дайте взглянуть на Него!» Подошла и старая Анна. (Предложите кому-то из детей сыграть Анну, наденьте этому ребенку на голову покрывало ). Ей было уже 84 года. После смерти своего мужа она жила в храме. Там Анна служила Богу, молясь за других людей. Анна тоже почувствовала, что этот ребёнок и есть Спаситель, Которого она тоже давно ожидала. Знаешь, что она начала делать, когда поняла это?

(попросите ребёнка, который играет Анну, прочитать Лк.2:38)

Анна с восторгом рассказывала всем, кого встречала в храме, про ребёнка Иисуса и про то, Кем Он является! (поблагодарите детей за помощь).

Когда Мария и Иосиф выполнили все, что было нужно по закону, они с маленьким Иисусом вернулись в Назарет. Иисус активно рос. Скоро Он начал говорить первые слова и ходить. Он рос, как растут все дети. Он был таким же ребёнком, как и ты. Поэтому Он хорошо понимает детей. Теперь ты можешь вернуться на своё место. Давай сделаем это так, как и в прошлый раз: мы поднимемся, будем ходить по комнате, а когда я хлопну в ладоши, тебе надо будет быстро сесть на своё место.

Заучивание библейского стиха Лк 19:10

Введение и чтение:

Давай поиграем в игру. Она называется «Кто Он?». В этой игре нужно будет отгадать по буквам 2 слова (повесить на доске наглядность). Знаешь, что это за слова? Это то, Кем является Иисус. Например, Он – Учитель, Он – Царь царей, Он – Сын Бога. Когда ты отгадаешь эти слова, то сможешь добавить в этот список ещё одно определение. Я записала эти два слова черточками. Видишь? Одна черточка – это одна буква. Ты будешь называть какую-нибудь букву. Если она есть в этих словах, я напишу её над черточкой. Если таких букв несколько, я запишу их все.

Предложение-связка: Что у нас получилось? Сын Человеческий. Иисус – не только Сын Бога. Он – ещё и Сын Человеческий. Оба эти слова пишутся с большой буквы. А почему Иисуса называют Сыном Человеческим? … Да, и это был Божий план спасения.

Об этом написано в книге Луки. Открой свою Библию. Книга Луки какая по счету в НЗ? Да, третья. В книге Луки нужно отыскать 19 главу и в ней 10 стих. Если ты уже нашёл, помоги тому, кто ещё ищет. Что напоминают тебе первые три буквы в этом слове «Луки»? Да, а ещё есть такое оружие со стрелами. Как можно показать такой лук? Давай, когда мы будем говорить, где в Библии записан этот стих, будем показывать в руках лук, натягивая на нём стрелу. Теперь давай вместе прочитаем, что записано в Луки 19:10. Я выписала этот стих отдельно, на доске (открыть заранее написанный стих). Давай прочитаем его с доски:

«Ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее». Луки 19:10

Объяснение и тренировка:

Смотри, здесь написано «пришёл». Как Иисус пришёл на землю, ты уже знаешь: Он родился на земле, как обычный человек. А потом? … А потом? … Да, а зачем это было нужно? Ответ записан дальше в стихе: «Чтобы взыскать и спасти погибшее». Как ты понимаешь слово «взыскать»? … Это искать и найти. А как ты понимаешь слово «погибшее»? Кто здесь имеется в виду? … Те люди, которые погибают. А какие люди погибают? … Да, те, которые не знают об Иисусе и Божьем плане спасения. Иисус пришёл для того, чтобы найти таких людей и спасти их, то есть рассказать им о Боге, чтобы люди могли принять решение стать Его детьми. Знаешь, через кого Иисус это делает? Да, через тебя и через других верующих, которые рассказывают об Иисусе.

Может, иногда ты не знаешь, как рассказать другому о том, во что ты веришь, какие слова говорить. На самом деле – это просто! Чтобы рассказывать об Иисусе, тебе не обязательно выучивать на память длинную речь. Ты можешь рассказывать своими словами о том, как ты подружился с Иисусом, о том, как Бог помогает тебе в жизни, что Он делает для тебя и для других христиан. Ты можешь пересказывать то, что запомнил на наших занятиях. Вот после этого занятия ты можешь рассказать о том, что Иисус Спаситель для всего мира, и объяснить своими словами, как ты это понимаешь. Может, тебе иногда бывает неловко рассказывать кому-то об Иисусе. Не стесняйся просить у Бога помощи делать это. Иисус хочет стать Спасителем для каждого человека.

Подумай, кому ты можешь рассказать об Иисусе. Кто эти люди? Папа, или соседский мальчик, или друг, с которым ты ходишь на тренировки. Давай сейчас повторим этот стих, и каждый раз вместо слова «погибшее» ты будешь говорить имя одного из этих людей, ведь Иисус – Спаситель и для них тоже (3 раза). (Добавьте также любой другой способ тренировки, в котором дети могли бы подвигаться). Рассказывая человеку об Иисусе, что ты можешь ему пересказать?

Другие части урока

Давай вот это предложение (показать на Главную Истину на доске) , которое мы сегодня часто повторяли, споём как песню, только мелодию к этой песне ты придумаешь сам. Предлагаю тебе взять простой рэповский стиль. Итак, 2 минуты на размышление! (Обычно дети любят рэп и предлагают хорошие варианты, по возможности, используйте все предложения, а также имейте в запасе свой вариант).

Игра на повторение «Классики»:

Я с тобой ещё в одну игру хочу поиграть. Она называется «Классики». Для этого нужно будет разделиться на две команды. А теперь придумайте название своим командам. Вот, я по очереди буду задавать командам по одному вопросу. Можно отвечать не сразу, а посовещаться с командой, как лучше ответить. Если ответ правильный, команда выбирает одного человека. Этот человек подойдёт к контрольной линии… Видишь, вот я её на полу нарисовала, и бросит мягкую игрушку на любой из квадратов, который ему понравится (заранее разложите на полу девять квадратов из картона 20*20 см ; разложите их в виде простого геометрического рисунка, но так, чтобы между ними оставалось пространство). Если игрушка «съедет» с квадрата, команда получает утешительные аплодисменты. Если нет, тогда нужно будет заглянуть, что написано с обратной стороны квадрата. Ну, что, начнём? Вопрос команде «…»!

Вопросы для игры:

  1. Кто благословил маленького Иисуса в храме?
  2. Сколько лет было Анне?
  3. В каком городе родился Иисус?
  4. Почему Анна в храме начала рассказывать всем об Иисусе?
  5. Почему Иисуса называют Спасителем?
  6. Как ты понимаешь предложение «Иисус Спаситель для всего мира»?
  7. Что записано в Луки 19:10?
  8. Что ты можешь делать для людей, которые ещё не познакомились с Иисусом?
  9. Кому ты расскажешь об Иисусе на этой неделе?

Надписи с обратной стороны квадратов:

  1. Браво! Браво! Браво!
  2. Приз «Три корочки»
  3. Расскажи таблицу умножения на 4
  4. Приз «Кукурузные палочки»
  5. Приз «Морские камушки»
  6. Всей командой без слов покажите верблюда
  7. Приз «Орешки»
  8. Вручить шоколадную медаль «Самый лучший метатель»
  9. Приз «Крекеры»

А чтобы тебе легче было рассказать другим об Иисусе, мы сделаем с тобой вот такую рождественскую открытку (покажите образец) . Видишь, на ней написано, что … давай вместе прочитаем … “Иисус Спаситель всего мира”. Когда ты подаришь человеку такую открытку, он тоже будет знать о том, что Иисус Спаситель.

Заключение

Конспект этого занятия можно разделить на 2 урока. Его можно также адаптировать под рождественский сценарий или рождественское семейное общение. Вот уже 25 лет я знаю, что Иисус Спаситель, что Он родился и для меня тоже. Это согревает моё сердце. Так же, как Симеону и Анне, мне хочется рассказывать об этом всем! И если благодаря этому занятию об этом узнает кто-нибудь ещё, я буду очень-очень счастлива! Другие конспекты занятий для Воскресной школы смотрите в нашей рубрике

Друзья! На нашем канале в Ютубе стартовал новый проект: Библейские уроки детям. Для детей и родителей – наша Воскресная школа онлайн! Хотите, чтобы изучение Библии стало увлекательным? Сожалеете, что не всегда понимаете сложные взрослые христианские проповеди? Нуждаетесь в том, чтобы кто-то объяснил библейские истории маминым языком? Не знаете, как применить библейские истины в обычной жизни? Заходите в гости, слушайте наши библейские уроки всей семьёй – и знакомые сюжеты оживут по-новому! Библия не устарела!

Цели: -

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Рождество Христово»

С.А. Степаненко, воспитатель Инсарской

Специальной (коррекционной)

Общеобразовательной школы–интерната VIII вида

Цели: - познакомить воспитанников с традициями празднования Рождества;

Раскрыть духовное богатство русского народа;

Приобщить учащихся к истокам русской народной культуры;

Прививать любовь к старине, к родным корням;

Воспитание толерантности у учащихся.

Форма занятия: устный журнал.

Ресурсы: презентация, видеофрагмент фильма «Ночь перед Рождеством»

Ход занятия

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. В нашей огромной стране живут люди разных профессий, национальностей, верований. Живут они дружно. Каждый народ стремится соблюдать свои праздники, свои традиции. Сегодня, в канун Рождества, мы поговорим с вами об одном из самых удивительных и самом любимом празднике всего христианского мира - Рождестве.

Дети:

1.- Рождество? Христос родился?

2 - Да, Христос, Бог наш и Спаситель,

В полночь народился,
В вертепе бедном он поселился…

  1. - Так Рождество – значит день рождения?

2. - Ну, конечно!
Мир ожидал Спасителя-царя,
А Он родился тихо, как заря.
Не во дворце богатом, не в столице,
Где Богу подобало бы родиться.
Родился в хлеве в полуночный час,
Явив пример смирения для нас.
Родился Бог под небом Вифлеема,
Его рожденье – целая поэма.

2.Страницы журнала.

1 Страница. Вводная.

Бог-отец послал в земной мир своего сына в облике человека, чтобы тот разделил свою жизнь с людьми. Чтобы рассказал людям всю правду о мире, научил людей различать добро и зло, правду и ложь. Поэтому Рождество называют днем примирения, доброты, доброты, миролюбия. В Рождественские дни люди стремятся быть лучше, добрее. В эти дни в России принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню бедным, слать подарки старикам.

2Страница. Историческая.

Из Рима, от императора пришел приказ - переписать всех людей Палестины. Каждый житель к назначенному дню должен был явиться в город, откуда начался его род. Иосиф посадил Марию верхом на осла, и они отправились в Вифлеем. К тому времени, когда вдали показались маленькие домики Вифлеема, Иосиф и Мария сильно устали от дороги. В город для переписи собралось слишком много людей. Все дома были уже заняты. Тогда Иосиф отвел Марию в пещеру, где зимой пастухи прятали скот от ветра. В пещере нашлось немного соломы, а для Марии пришло время рождения сына. Она родила Своего Младенца без мук и страданий, сама спеленала Его и уложила в ясли - кормушку для овец. Сияющий Младенец тихо лежал на соломе в темной пещере и его согревали своим дыханием Иосиф, Вол и ослица. Так совершилось великое в мире событие - рождение Спасителя.

Тем временем в Иерусалим прибыли из какой-то восточной страны волхвы, или мудрецы. Изучающие звезды. Они увидели, как на небе появилась новая необычная звезда и поняли, что ожидаемый Мессия родился.

Иудейский царь Ирод, прослышав о появлении необычной звезды, а, стало быть, и о рождении нового царя, испугался, что у него отнимут власть, ведь он не был иудеем. Ирод послал волхвов в Вифлеем разузнать о Младенце. Он задумал убить его.

Та же звезда шла перед волхвами по небу, указывая им путь, и привела как раз туда, где находился родившейся младенец Иисус.

Мария и Иосиф к этому времени уже перебрались из пещеры в город. Волхвы вошли в дом и увидели Мать и Младенца. Они поклонились Иисусу до земли и преподнесли подарки: золото как царю (в виде дани), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), и смирну, как человеку, который должен умереть (умерших натирали тогда благовонными маслами).

Ангелы протрубили, чтобы волхвы не возвращались к Ироду, так как царь издал указ об избиении младенцев (царю Ироду было предсказано, что конец его царствования придет тогда, когда родится миру Спаситель). Иосиф велел Марии взять Младенца и отправиться в Египет. А Ирод в Иерусалиме не дождался волхвов и решил, что они ошиблись - младенец не родился, и успокоился.

3 Страница. Рождественская елка.

Давным-давно, когда в России не отмечали Новый год, Рождество было самым любимым, ярким, красочным праздником. Именно на Рождество наряжали елку, и называлась она не новогодней, а рождественской.
Считается, что елка - неотъемлемая принадлежность Нового года. Это не совсем так. Ставить елку - это рождественский обычай. С глубокой древности у всех народов символом мира было дерево. Символ рая - вечнозеленая ель, которую принято наряжать в ночь на Рождество и оставлять в течение всех святок. Кстати, рождественская елка тем и отличается от новогодней, что ее украшали исключительно белыми и синими шарами.

Ель – дерево колючее. Иглы ее напоминают о терниях Спасителя и о тех терниях, которые всегда ожидают идущих путем духовным. Цвет ели – зеленый. В христианской символике это цвет надежды.

Ель - символ вечной жизни, неувядаемости, неумираемости. Вот почему в Новый год и обязательно в Рождество принято украшать жилища этим вечнозелёным деревом.

Но если в Новый год принято просто веселиться, встречая как бы новую веху жизни (подводя итоги прошедшего и строя планы на будущее), то с Рождеством связаны определённые обряды и традиции.

И, конечно же, какое Рождество без подарков? Обычай дарить в Рождество подарки связан с евангельскими преданиями о дарах волхвов. Как известно, золото, ладан и мирру. Но это не значит, что и мы должны дарить золото и прочие дорогие подарки. Главное - чтобы подарок был сделан от чистого сердца.

4 Страница. Рождественские посиделки.


За неделю до Рождества открывались двухнедельные празднества - святки. Первая неделя - святые святки, вторая - страшные вечера. Богаты на развлечения святочные недели.

Святочные недели... Коляда - из дома в дом ходили ряженые, угощались, исполняли колядки под окнами изб. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под старый Новый год и накануне Крещения. Каждая семья ожидала ряженых, готовила для них угощения и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки.

Гостей звали к столу , но рождественский ужин не отличается разнообразием блюд. Главное и необходимое кушанье на этом столе - кутья. Обязательной принадлежностью рождественского стола были фигурки животных из теста: маленькие коровки, быки, овцы. Такие фигурки ставили на стол, окна и дарились родным и ряженым.

После шумного, веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе. Ее убирали, украшали, заранее готовили дрова и лучину, мастерили костюмы и маски для ряженых. Устраивались общие посиделки - съедали все, чем их одаривали.

А еще на святки гадали. Для девушек в этом главный смысл и цель святочных вечеров.

Гадать можно было в любое время, самыми точными гаданиями были с седьмого по девятнадцатое января, но наиболее важными и значимыми считались гадания накануне Рождества, Нового года, Крещения.

5 Страница. Колядки.

Колядки – это песни, которые имеют свой смысл и предсказывают разные события. Молодежь – парни и девушки – или дети собираются группами и переходя от одного двора к другому поют колядки.

Раньше молодежь наряжалась в вывернутые наизнанку тулупы, надевали смешные и страшные маски (личины); мужчины переодевались в женщин, женщины в мужчин, чтобы их нельзя было узнать. Люди верили, что так они могут отогнать от себя нечистую силу. Шумом, гамом, песнями они старались запугать нечистую силу.

В таком виде ряженые ходили по домам или останавливались под окнами, славили хозяев, желали им добра, богатства, здоровья. Хозяева одаривали колядовщиков пирожками, пряниками, которые специально пекли для колядующих. А если хозяева ничего не давали колядовщикам, те пели песню-корилку и лишали хозяев того, что ранее пожелали. Ряженые заходили только к тем, у кого в окне была выставлена свеча или просто горел свет. Если же какой-то дом случайно пропускали и не заходили – это воспринималось как плохая примета, предвещающая беду.

Давайте посмотрим, как ходили колядовать.

Выходят девочки.

Девочка.

Да в высоком во дому,

Не зайти ли нам к кому.

Ждут ли в этом доме нас

То узнаем мы сейчас.

Авсень-коляда, Авсень-маледа.

А коль в этом во дому

Счастье надобно кому

Шире двери распахнут

И к себе нас позовут.

Авсень-коляда, Авсень-маледа.

Здравствуйте, люди добрые! Можно ли у вас поколядовать?

Хозяйка. –Милости просим! Заходите, гости дорогие!

Девочка. Ой, баусень, Коляда,

Глянь, хозяин, ты сюда:

Будь, хозяин, ты богатым,

Греби денежки лопатой.

Ой, баусень, Коляда,

Глянь, хозяюшка, сюда:

Будь пригожей да здоровой,

Копи счастье да обновы.

Ой, баусень, Коляда,

Глянь, малыш, скорей сюда:

Маму, папу будешь слушать-

Купят лакомств и игрушек.

Ой, баусень, Коляда,

Гляньте все сюда:

Саду да огороду – урожая,

А вам здоровья и счастья желаем.

Хозяйка одаривает колядующих.

Колядующие. Маловато, хозяюшка! Не по достатку одарила хозяйка, пожадничала. Отойдем к двери и споем колядку-корилку.

Колядующие. Щедрики-ведрики,

Дайте варенья нам,

А если варенья нет

Дайте пряников, конфет.

А конфеток маловато-

Дайте жвачек, шоколада.

А не дашь пирог-

Снега вытрусим мешок.

На ковер и на кровать-

Долго будешь вспоминать.

Хозяйка. Нет, нет, гости дорогие! Нам для вас ничего не жалко. Милости просим, угощайтесь. (Дает дополнительный гостинец).

Колядующие. Ай, спасибо, хозяюшке.

За мягкие пирожки!

Ай ли, ай люли.

За мягкие пирожки!

Да спасибо тому,

Кто хозяин во дому!

Ай ли, ай люли,

Кто хозяин во дому!

Вот так колядовали в каждом доме, желали хозяевам здоровья, богатства, удачи в новом году.

А теперь послушайте колядки, которые пели к богатству, к деньгам, свадьбе и даже к разлуке.

Выступления детей.

  1. К деньгам: Мышь пищит, сто рублей тащит.

Хлеба или меду! Кому спели, тому добро!

  1. К свадьбе: На дубочке два голубчика

Целуются, милуются.

То диво, то слава!

Кому выльется, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется!

  1. К дороге, разлуке: Стоят санки у лесенки,

Хотят санки уехати.

Ладу, ладу кому поем,

Тому честь воздоем!

Вот так колядовщики обходили все дома. А заканчивалось колядование всеобщей потехой, катанием с горок, играми, общим пиром.

6 Страница. Заключение.

Ребята, на этом наше занятие заканчивается.

Весь мир, славя Рождество, становится как будто добрее! Давайте же хранить этот Рождественский свет в своих сердцах и дарить его всем людям!

Праздник великий настал уже снова.

Будут веселье, пиры, торжество.

Вспомним, какое поведал нам слово

Тот, чье справляем теперь Рождество:

«Каждый да будет милосердным

К слабым, сиротам, больным!

Доброе дело-великое счастье,

Это святое души торжество!»

Список используемых информационных ресурсов:

1.М.А. Бесова «Шутки, игры, песни соберут нас вместе».-Ярославль:академия развития, 2002г.

2.П.Н. Воздвиженский «Священная история», М., «Белый град», 2005 г.

3.М.А. Михайлова «Народные праздники и развлечения».-Ярославль: Академия развития, 2005г.