Семинар-практикум

«Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС»

Цель: выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среде в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования .

Подготовка к семинару-практикуму:

Оформление зала к семинару-практикуму

(2 столика для двух команд, где поставлено равное количество стульев, имеется название команды «Знайки» - «Мыслители») подготовлены фишки для выставления баллов за правильный ответ.

План семинара - практикума

2. Деловая игра – викторина «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем»

Ход семинара – практикума

Педагоги выбирают места за столиками, не зная, что создают команду единомышленников (за 2 столиками равное количество мест и уже есть название команды). Выбирается капитан команды.

1. Введение в тему.

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию, а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. (Доклад)

2.Деловая игра «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем»


Цель : Оценить и закрепить знания педагогов по заявленной теме: «Предметно - пространственная развивающая среда ДОУ в соответствии ФГОС».

1 задание «Разминка»

1 команда:

Вопрос : Какие принципы учитываются в построении среды?

Ответ :

Принципы: информативности, вариативности , полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости, доступности.

2 команда:

Вопрос : Как вы понимаете полифункциональность и трансформативность ?

Ответ: Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметно-развивающей среды, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях исследовательской деятельности , взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения.

2 задание

Командам раздаются листочки с заданиями.

Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях ППР среды.

1 команда. Младший дошкольный возраст

Ответ: Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности . Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками , понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

2 команда. Старший дошкольный возраст


. Обязательными в оборудовании являются материалы, ………….. развивающие игры , технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Ответ. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты .

3 задание

Вопрос . Дайте характеристику словам связанных с предметно –развивающей средой (составьте глоссарий)

1 команда .

Слова:

Игрушки – персонажи,

Маркеры (знаки) игрового пространства,

Объекты для исследования в реальном действии (экспериментирования и упорядочивания,

Игрушка – предмет,

Нормативно-знаковый материал

Предметная развивающая среда

Развивающая предметная среда

2 команда .

Слова:

Предметы оперирования,

Безопасность материалов и оборудования,

Детская игра,

Образно-символический материал

Продуктивные виды детской деятельности

Развивающая образовательная среда

Подведение итогов игры.

Старший воспитатель: Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Младший дошкольный возраст

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в ………………

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ………… и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.


Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ………………… сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя ………………. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ………………. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование) . Обязательными в оборудовании являются материалы, ………….. развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Подготовила методист:

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования .

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» () .

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

В стандарте четко прописаны принцы развивающей среды, она должна быть:

Трансформируемой;

Полифункциональной;

Вариативной;

Доступной;

Безопасной.

ФГОС ДО рекомендует, что образовательное пространство должно быть достаточно хорошо оснащено средствами обучения и воспитания, в том числе игровым оборудованием. Среда должна предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Пространство должно легко трансформироваться исходя из замысла воспитателя в организации своей работы, согласно замыслу или желанию ребенка.


Предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

Вариативность среды предполагает наличие в различных пространств, в том числе для игры, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей, в том числе и игровую.

Доступность среды должна предполагать свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Все материалы и оборудования должны быть исправны, безопасны и правильно хранимы.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций .

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием . Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.


Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно - пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно - развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.) Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

Показ предмета и его называние;

Показ действий с предметами и их называние;

Предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально – потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы .

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Семинар для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Цель : выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно - развивающей среде в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

План семинара - практикума

1. Введение в тему: Презентация «Создание предметно развивающей среды в возрастных группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования».

Присутствовало: 20 человек

В ходе семинара педагогов познакомили с Письмом Минобрнауки России от 28.02.14 № 08-240 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования:

«Развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой программы Организации (группы) образовательное оборудование, мебель и др., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы).

Образовательная среда включает… РППС, взаимодействие между педагогами и детьми, детскую игру, предметное содержание образовательных областей и другие условия…»

Педагогам напомнили, что развивающая предметно - пространственная среда строится по направлениям деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены

Предметно - пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1. социально-коммуникативная,

2. познавательная,

3. речевая

4. художественно-эстетическая,

5. физическая.

Старший воспитатель напомнила, что при построении предметно - пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:

1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2. принцип активности, самостоятельности, творчества;

3. принцип стабильности, динамичности;

4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5. принцип эмоциогенности развивающей среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7. принцип открытости - закрытости;

8. принцип учёта половых и возрастных различий детей

Недопустимо!

В целях развития личности и защиты интересов детей Министрество образования РФ совместно с Художественно-техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек.

Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:

· Провоцировать ребенка на агрессивное действие;

· Вызывать проявление жестокости по отношению к игрушкам и к персонажам игр (людям, животным);

· Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

· Вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

Старший воспитатель напомнила ещё раз воспитателям, чтопостроение развивающей предметно - пространственной среды строится на основе рамочной полифункциональной конструкции зонирования группового помещения Н.А. Коротковой:

1. Блок активной деятельности (30%)

Ковер

Крупный конструктор

Крупные игровые маркеры

Игровые модульные трансформеры

Игровые настенные панели

Физкультурное оборудование

Виды самостоятельной деятельности: сюжетно-ролевая игра,

двигательная. конструирование

2. Блок спокойной деятельности (20 %)

Ковер

Столик, диван

Уголок природы

Ширма (театральный, музыкальный уголки)

Мобильный игровой стол

Виды самостоятельной деятельности: чтение, музыкальная, театрализованная, режиссерская игра, коммуникативная, познавательно - исследовательская

3. Рабочий блок (50%)

Детские столы и стулья

Доска

Стеллажи

Игровые настенные панели

Магнитные плакаты

НОД и виды самостоятельной детской деятельности (продуктивная, познавательно-исследовательская).

Во второй части семинары страший воспитатель подробно разобрала наполняемость каждого блока соответственно каждой возрастной группе, обратила внимание на соответствие игровых стеллажей возрасту и развитию детской деятельности.

1.Блок для спокойной деятельности («спокойная» зона). Здесь можно разместить центры «Книги», «Театрализованной деятельности».

2.Блок для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства - активным движением, возведение крупных игровых построек и т.п. (условно - «активная» зона). Здесь находятся центры сюжетно-ролевой игры, строительно-конструктивных игр, физкультурный инвентарь.

3. Рабочий блок . Здесь размещаются центры науки, игротека (математики), искусства, а также информационная доска и шкаф с материалом для работы в рабочей зоне. Именно эта зона превращается в полифункциональное, трансформирующее рабочее пространство. Она содержит материал и оборудование для занятия продуктивной деятельностью, «лаборатория» для занятия позновательно-исследовательской деятельностью и место свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми. Именно здесь используются столы разные по конфигурации. Столы должны быть лёгкими, подвижными. Все центры маркируются с помощью табличек с условными обозначением.

Вся мебель не размещается только вдоль стен и имеет подвижные границы между блоками (перемещающие стеллажи, витрины, ширмы, двухсторонние мольберты, крупные объемные модули и т.п.). Разделение смысловыми маркерами включает также ковры и ли подиумы. Каждый блок включает соответствующий материал. Весь материал должен быть функциональным, а не витринным: надо чтобы ребенку было удобно взять, перенести с места на место (не рассыпая по дороге, не мешая играющим рядом и т.п.). Материалы следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, деревянных, картонных коробках, контейнерах и т.п.) с яркими метками-значками, облегчающих выбор.

Комплексное решение блоков

Блок активной самостоятельной деятельности

. мобильные игровые столы для воспроизведения в игровой форме тем НОД

. игровые настенные панели (модули)

. игровые модульные трансформеры

. крупные игровые макеты

Ширмы

. спортивные комплексы

Блок активной спокойной деятельности

. магнитные плакаты

. многофункциональные ячеечные стеллажи

. строительные платы для сюжетного объединения конструкций

. ландшафтный макет

Рабочий блок

. доска или мольберт

. многофункциональные ячеечные стеллажи

. сенсорные, магнитные и другие образовательные стенды, доски (панели)

В конце семинара была проведена рефлексия, каждый воспитатель соответственно этой рамочной конструкции оценил развивающую предметно - пространственную среду своей группы. Каждый воспитатель увидел достоинства и недостатки в среде, который необходимо исправить.

Шульгина Наталья Евгеньевна
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Предметно-развивающая среда»

Форма проведения: Семинар практикум

Дата: 18.02.2015г.

Цель: выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среде в группах в соответствии с ФГОС ДО.

Подготовка к семинару-практикуму:

1. Презентация «Создание предметно развивающей среды в возрастных группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования».

2. Оформление зала к семинару-практикуму – старший воспитатель.

Проектор, экран и ноутбук для просмотра презентаций.

Подведение итогов упражнения «Придумайте и задайте вопрос командам» среди воспитателей.

План семинара – практикума:

2. Актуальность семинара практикума

6. Презентация «Предметно-пространственная развивающая среда в группе» - воспитатель

7. Подведение итогов семинара

Ход семинара – практикума:

Педагоги объединяются по два человека. На столах находятся таблички со специально подобранными цветными кружочками по возрастным признакам групп, в которых работают воспитатели (средняя группа – жёлтый кружочек; старшая группа – красный кружочек и т. д.). При входе в зал воспитателям предлагается взять кружочки, по такому же принципу, как в табличках на столах, таким образом, получается 4 подгруппы воспитателей.

1. Приветствие участников семинара-практикума.

2. Актуальность

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы.

Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

Выступление воспитателя средней группы О. С. Балакиной.

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования.

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности.

Организация современного педагогического процесса в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее – образовательные организации, требует от педагогических коллективов создания своеобразной материальной среды. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования).

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее -предметная среда, создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и учтом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребнка с учтом его склонностей, интересов, уровня активности. Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. В каждой образовательной организации предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);

Наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;

Охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;

Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;

Двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

Выступление воспитателя старшей группы Т. В. Антоновой.

Наполняемость предметной среды должна отвечать принципу целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждой из образовательных областей, представленных во ФГОС дошкольного образования, важно подготовить необходимое оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психолого-возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их образовательных потребностей. Вместе с тем предметная среда должна создаваться с учетом принципа интеграции образовательных областей.

Правильно созданная предметная среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Предметная среда современного детского сада не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени. Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансированно, сообразно педагогической ценности.

Предметы, игрушки, пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск. Вместе с тем традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе. Руководителям образовательных организаций необходимо систематически проводить анализ состояния предметной среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т. п.) При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах предметная развивающая среда должна отвечать: - критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в образовательных организациях, - санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организациях.

Выступление старшего воспитателя Н. Е. Шульгиной

1. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

2. При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования: - полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной; - трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т. е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством); - вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей; - насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей; - доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям; - безопасности: среда преполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

3. При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

4. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

5. Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

6. Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

7. Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:

4. Деловая игра – викторина «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем»

Цель: Оценить и закрепить знания педагогов по заявленной теме: «Предметно- пространственная среда ДОУ, в соответствии ФГОС».

Семинар - практикум

Тема:«РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Форма проведения – аукцион педагогических идей

Задачи:

1. Определить понятие «развивающая предметно-пространственная среда», элементы, принципы построения, особенности;

2.Активизировать действия педагогов на проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, обеспечения разнообразной деятельности детей и повышения уровня их познавательного, социального и физического развития в соответствии с ФГОС ДО.

1.Ход

Тренинг

Уважаемые, коллеги, поздравляю вас с первым днем весны, хотя с весной мы встретимся не скоро еще, но давайте вспомним, какая она и нарисуем. У вас на столах для этого есть весь необходимое. Звучит музыка педагоги рисуют. А сейчас передайте свои листочки соседу слева, свой творческий замысел вы будете воплощать не одни, вам будут помогать коллеги. Звучит музыка – вы рисуете, как только музыка остановилась, вы передаете свой лист соседу по часовой стрелке, и продолжаете рисовать на чужом листочке. И так по кругу пока ваш листочек не вернется к вам. Хотелось услышать, как воплотились ваши весенние фантазии или они претерпели изменения благодаря коллегам. Поднимите руки, те, у кого замысел совпал с результатом. Ваше творение мы оставим у себя в память о нашей встрече. Начинаем заседание практического семинара по теме «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как средство реализации ФГОС ДО». Планируем мы его провести в форме «аукциона педагогических идей». Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. Новоселова). Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы (М.Н. Полякова). Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО должна строиться, таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной. Воспитатели должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами .

Практическая часть

Игра «Дизайнер»

В качестве художников вы были, а теперь предлагаю вам представить себя в роли «дизайнера», нам вместе предстоит моделировать развивающую предметно-пространственную среду для воспитанников. Итак, уважаем «дизайнеры», сначала мы будем проектировать развивающую предметно-пространственную среду для детей от 1 до 3 лет. Перед вами макет группового пространства, заполните его центрами, центр-облачко. (Педагоги на листочках обозначают центры и раскладывают на макете группового пространства). Защита проектов – в итого получается общий проект развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего дошкольного возраста.

Презентация развивающей предметно-пространственной среды групп

Приступая к созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО, коллектив поставил перед собой цель: внедрить в деятельность дошкольного учреждения инновации по совершенствованию данной среды. Что у нас получилось, вы сейчас услышите.

Альбина Ахсарбековна расскажет, о развивающей предметно-пространственной среде своей группы, где живут самые маленькие наши воспитанники - дети раннего возраста.

Обобщение опыта работы Битаровой А.А.

Комфортной является среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней детей раннего возраста. Кроме того, особенностями развивающей предметно-пространственной среды является яркость и насыщенность помещений, ведь окружающий мир побуждает в детях различные эмоции. Чтобы украсить пространство, мы использовали цвет, который способен менять настроение и поднимать жизненный тонус.

Наши малыши, заходя первый раз в групповую комнату, опираются на визуальный анализатор, т.е. вначале оценивают помещение, окружающие предметы, а потом уже обращают внимание на доброжелательность и приветливость воспитателя. Для того чтобы развивающая предметно-пространственная среда выполняла свое основное назначение – создавала условия для полноценного развития ведущих видов детской деятельности мы учли следующие требования:

Соответствовать возможностям ребенка на границе перехода к следующему этапу его развития, т.е. создать зону ближайшего психологического развития;

Содержать как известные ребенку компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию, т.е. соответствовать уровню развития;

Быть неисчерпаемой, информативной для ребенка, удовлетворяя его потребность в новизне, преобразовании и самоутверждении;

Быть системной, т.е. отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, а также отражать основы национальной культуры.

Создание общего энергетического поля, в нашей группе это уголок «Здравствуйте, я пришел».

Все игровое пространство в группе разделено на развивающие центры активности детей, которые мы представили в виде одуванчика, т.к. наша группа так и называется. Малыши так лучше запоминают название центров, это панно служит еще и украшением группы.

Игровой конструктивный центр – здесь выставлены все виды конструктора, игрушки (используемые в конструировании), машины различных размеров. Дети свободно могут подойти к полке, взять нужный строительный материал, игрушку, сесть на коврик и заняться строительством.

В игровом центре для девочек обустроены магазин игрушек, парикмахерская, дом. Этот центр представлен предметами, имитирующими бытовую обстановку. Это крупная игрушечная мебель. Соразмерная детям и большим куклам

Центр отдыха, или релаксации. Сидя в кресле или лежа на удобном диванчике, дети рассматривают книжки, вместе с воспитателем играют в пальчиковые игры.

Центр продуктивной деятельности. В нем расставлены столы, за которыми малыши учатся разукрашивать, лепить, изучают цвет, форму, рядом на полочке выставлен весь необходимый материал для продуктивной деятельности и полочка Красоты, на которой гостят различные игрушки народного промысла.

В Центре природы – представлен широкий выбор материала, с помощью которого дети знакомятся с животным и растительным миром, временами года, их признаками; различный материал и атрибуты для проведения опытов.

Спортивный центр - где расположились спортивное оборудование и сухой бассейн. Большая часть оборудования спортивного центра сделана своими руками.

Центральное место в групповом пространстве занял

Центр речевой деятельности – Книжный и Театральный Центр. В книжном представлены книжки и иллюстрации в достаточном количестве. Каждый ребенок имеет возможность взять понравившуюся книжку и рассмотреть. Здесь мы вместе с детьми читаем сказки, а затем их обыгрываем, для этого в Театральном Центре выставлены все виды театров для детей раннего дошкольного возраста. Знания можно получить не только из книжек, для того чтобы малыши лучше узнали о народной культуре мы планируем создать еще мини-музей «Горницу». Так узнав новую сказку, ребенок может тут же увидеть упоминавшиеся в ней предметы: русскую печку и другие предметы домашней утвари.

И самый любимый детьми -

Дидактический Центр. Человек получает информацию через органы чувств, поэтому важно, чтобы к исследованию предметов, явлений и процессов было подключено как можно больше анализаторных систем, а также двигательные компоненты. В центре выставлены развивающие игры, имеется игровой материал для познавательного развития детей (мозаики, матрёшки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики и др.).

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в группе детей раннего возраста получилась комплексной, т.е. отвечает не только санитарным, но и эстетическим требованиям и носит развивающий характер. Мы стараемся не отставать от наших старших дошкольников и пытаемся учитывать тематическое планирование при создании развивающей предметно-пространственной среды, только у нас тема длится месяц.

Семинар – практикум для педагогов ДОО на тему «Развивающая предметно – пространственная среда в ДОО с учетом ФГОС ДО»

1 часть. Сценка «На лекции»
(за столами сидят студенты)
Преподаватель:
Здравствуйте, мои друзья!
Вам представить я должна
Кандидата из Москвы
А прослушать вы должны
Лекцию о развивающей предметно – пространственной среде
И о том, что ФГОСы есть везде.
Сразу Вас предупреждаю
Кнопки, жвачки отменяю
Слушать лектора прошу
Очень Вас внимательно.
Ну, ни пуха ни пера
Марина Николаевна
Девочки мои приложат все старания.
(лектор читает доклад о РППС)
Преподаватель:
Итак, начинаю я опрос
Первый есть для Вас вопрос
Как расшифровать на ФГОС ДО
Даст Машуня нам ответ…
Маша отвечает: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Преподаватель:
Умница! Сомнений нет!
Ставлю 5 тебе в журнал!

Продолжим. Вы послушали доклад
Значит каждый будет рад
Рассказать, что он узнал
Что в тетрадке записал
Отвечать пойдет… (все прячутся за книжки)
Наташа Власова
Вопрос: что такое РППС?
Наташа отвечает: под РППС понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное. Приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
(отвечающему подсказывают студенты с места)
Преподаватель:
Зря вы слушали подсказку
Очень слабый был ответ
А меня вогнали в краску
Мне Вам верить или нет?

Вот вопросик по докладу
Мне задать сегодня надо
Нашей Оленьке друзья
Отвечай, рыба моя!
Вопрос: что должна обеспечивать РППС?
Оля отвечает, запинаясь: РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность детей, о так же возможность уединения.
Преподаватель:
Да! Поплыла, рыба моя!
Чтоб в учебе продвигаться
Надо меньше женихаться
Правда выход у тебя
Или ФГОС или семья.
(студенты на задней парте слегка ударяю книгой по голове впереди сидящего)
Преподаватель:
Что там сзади за движенье
Что за книгаприложенье
Вы совсем с ума сошли
Очень скоро Вы должны
В сад к детишкам поступить
ФГОСы там в среду внедрить.
В общем дальше продолжает
На вопрос мой отвечает
Наша лучшая звезда
Ну – ка, Катенька, сюда!

Вопрос : каким должно быть оборудование в ДОО?
Отвечает Катя: оборудование помещений ДОО должно быть безопасным, здорвьесберегающим, эстетически привлекательным, развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Преподаватель:
Умница! Довольна я
Будет счастлива семья
Что у девочки опять
Как всегда, в журнале 5!

Преподаватель:
Дальше тему обсуждаем
На вопросы отвечаем!
(с задних парт передается записочка)
Что я вижу там посланье?
Уж не мне ли на свиданье?
Автора с письмом сюда!
Сейчас вопрос задам труба.
(отвечать выходит студентка, которая передавала записочку)
Вопрос: какие требования к РППС необходимо учитывать для реализации ООП ДО?
Отвечает, с запинками:
РППС должна быть:
1.Содержательно – насыщенной.
2.Трансформируемой.
3.Полифункциональной.
4.Вариативной.
5.Доступной.
6.Безопасной.
Преподаватель:
Слабовато отвечали,
А записочки писали
Полюбуйтесь на себя
Тушью залиты глаза
Ну, а губы, я вам дам
Там помады килограмм!
А сама то – а сама
Будто бабушка Яга
После лекции умыться
И в ребенка превратиться.
(Раздается телефонный звонок)
Преподаватель отвечает:
Да, да, да! Иду, иду!
Как внедряли расскажу
До свидания, друзья!
Мне к директору пора!
(Педагог уходит)
2 часть. Деловая игра с педагогами «Что? Где? Когда?»
Для проведения игры потребуется: волчок и игровое поле, разделенное на 4 цветных сектора, которые в свою очередь разделены на 4 части. Имеется так же сектор «Приз» (вопрос для всех команд); карточки по цвету секторов, 16 вопросов и 1 из сектора «Приз».
Ход игры:
Играющие делятся на 4 команды. Каждая команда выбирает цвет своего сектора. Ведущий вращает волчок. На какой цвет покажет стрелка волчка, та команда отвечает. (одна команда отвечает на 4 вопроса). Каждый вопрос имеет свое количество очков (от легкого к трудному). В случае если команда не может ответить, за нее отвечают соперники и забирают количество очков за ответ.
1. Расшифруйте аббревиатуру ФГОС ДО. (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования)
2. Расшифруйте аббревиатуру РППС. (Развивающая предметно – пространственная среда)
3. Что понимают по РППС? (Под развивающей предметно – пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом)
4. Что должна обеспечивать РППС? (РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность детей, о так же возможность уединения)
5. Каким должно быть оборудование в ДОО? (оборудование помещений ДОО должно быть безопасным, здорвьесберегающим, эстетически привлекательным, развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект)
6. Что необходимо учитывать при организации РППС? (Реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей)
7. Какие требования к РППС необходимо учитывать для реализации ООП ДО? (РППС должна быть: содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной)
8. Чему должна соответствовать насыщенность РППС? (Насыщенность РППС должна соответствовать возрастным возможностям и содержанию Программы)
9. Что предполагает трансформируемость РППС? (Трансформируемость РППС предполагает возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации)
10. Что предполагает полифункциональность материалов? (Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.)
11. Что предполагает вариативность среды? (Вариативность среды предполагает наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей)
12. Что предполагает доступность среды? (Доступность среды предполагает для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования)
13. Каким требованиям должна соответствовать мебель в ДОО? (Требованиям СанПин 2.4.1.3049-13).
14. Определите к какой образовательной области относится уголок «Маленькие конструкторы»? (К образовательной области художественно – эстетическое развитие)
15. Определите к какой образовательной области относится уголок «Заниматика»? (К образовательной области познавательное развитие)
16. Определите к какой образовательной области относится уголок «Я люблю тебя, Россия...»? (К образовательной области социально – коммуникативное развитие)
17. Вопрос для сектора «Приз»: Кто изображен на экране? (командам представляют фото разработчика ФГОС ДО)

Использованная литература:
1.Приказ МОН РФ от 17 октября 2013г №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» зарегистрировано Министерство Юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013г. №30384.