Использование метода проектов при организации работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников

Материал для воспитателей средней, старшей и подготовительной группы.
Цели данного проекта стали: формирование социальной и личностной
Гипотеза исследования: чтобы удостоится чести стать олимпийцем, необходимо познакомиться с историей олимпийского движения, вести здоровый образ жизни, воспитывать у себя важные человеческие качества (целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие), регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Задачи:
1. Узнать об истории олимпийского движения, познакомиться с олимпийскими чемпионами нашей страны и родного города, Республики Мордовия.
2. Изучить качества, которые позволили спортсменам стать
победителями Олимпиады.
3. Освоить правила безопасности жизнедеятельности, личной гигиены
и правильного питания.

Здоровье - одна из главных ценностей в жизни. Чтобы быть здоровым на фоне напряженной экологической, социальной обстановки в стране, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству необходимо уделять внимание ещё в детском саду.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Проблема ценностного отношения дошкольников к своему здоровью рассматривается как одна из первостепенных и наиболее значимых. Именно дошкольный возраст является первой ступенью формирования у ребёнка навыков сохранения и укрепления своего здоровья.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В.А.СухомлинсКИЙ писал: «Я не боюсь ещё и ещё повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
Забота о здоровом образе жизни - основа хорошего физического и нравственного самочувствия, укрепление которого возможно только путём комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов, отражающих стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ;
- Указ Президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации»;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
На первом этапе были поставлены цели и задачи исследовательской
деятельности.
Целями данного проекта стали : формирование социальной и личностной

Мотивации детей дошкольного возраста к сохранению и укреплению своего здоровья и воспитание социально значимых личностных качеств посредством постановки и разрешения проблемы в совместной деятельности.
Реализация проекта «Мы будущие опимпийцы!» предусматривала формирование у детей представления об Олимпийских играх как мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей в процессе ознакомления дошкольников с первоначальными сведениями из истории Олимпийского движения древности как достижения общечеловеческой культуры.
Моё внимание в рамках проекта было направлено на развитие у дошкольников интереса к занятиям физической культурой и спортом, умений и навыков сотрудничества через нравственный и эстетический опыт олимпизма, потребности в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья, стремления к актуализации опыта других и своего собственного по укреплению и сохранению здоровья, воспитание таких социально значимых личностных качеств, как целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.
Средства массовой информации регулярно сообщают о подготовке к Олимпиаде, поэтому воспитанники старшего возраста проявляют интерес к олимпийской тематике, что подтверждают насыщенные рассказы детей и вопросы: «Почему многие страны борются за право проведения Олимпиады?», «Почему победа на Олимпиаде является самой высокой наградой для любого спортсмена?», «Все ли спортсмены могут принимать участие в Олимпийских играх?».
Я пояснила детям, что Олимпиада - это самые древние и почетные спортивные состязания. И поэтому развитые страны борются за право проведения Олимпиады, а принимать участие в ней могут только лучшие спортсмены.
Так, разработчиками ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделены образовательные области «Здоровье», «Физическая культура». Содержание этих областей предусматривает решение таких задач, как сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, развитие физических качеств, создание здоровьесберегающей среды и др.
Согласно ФГОС одним из интегративных качеств, которое должен приобрести ребёнок в результате освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, является «физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками».
Формирование у детей ценностного отношения к здоровью, их физическое развитие должны обеспечиваться не только в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, но и в ходе самостоятельной деятельности дошкольников.
Самостоятельная деятельность ребёнка (умение самому найти себе занятие, сосредоточенно чем-то увлечься, развитие инициативы и т.п.) имеет большое значение для его развития, поскольку позволяет закрепить и усовершенствовать то, что было заложено в результате воспитательного влияния взрослого. Данное положение составляет основу проектов, реализуемых в детском саду.
Интегрированный или проектный метод обучения является для дошкольных учреждений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
В современном информационном обществе метод проектов становится особенно актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе сборник рассказов детей о любимом спортсмене; портфолио «Мы занимаемся спортом», «Семейные спортивные традиции».
Кроме того, были проведены фоторепортажи с соревнований «Веселые старты» и «Семейный секрет здоровья» (по сезонам).

Физкультурная деятельность детей в рамках проекта предусматривала непосредственно образовательную деятельность по физическому воспитанию, прогулки, игры, гимнастику, досуги, праздники, дни здоровья, спортивные упражнения, подвижные и спортивные игры, эстафеты, соревнования.
В ходе творческой деятельности дети придумывали двигательные загадки, варианты выполнения основных видов движений, упражнений, подвижных игр, названия для сюжетных игр. Все их находки и предложения были представлены в соответствующих картотеках. Наряду с этим воспитанники соревновались в сочинении стихов и рассказов о спорте и любимых спортсменах, участвовали в театрализованном физкультурном досуге.
По словесной характеристике взрослого дети выполняли пантомимические миниатюры и физические упражнения. Результаты творческой деятельности детей были представлены на выставках рисунков.
На третьем этапе проводилась презентация материалов проекта, а именно:
1. открытие мини-музея материалов по истории Олимпийского движения в России и Республики Мордовия;
2. выставка рисунков детей на тему «Галерея спорта»;
3. выставка коллажей «Мой любимый вид спорта»;
4. сборник стихов, загадок о разных видах спорта и их значении для человека (при участии родителей);
5. сборник рассказов детей об их любимом спортсмене (при участии родителей);
6. портфолио спортивных достижений воспитанников детского сада;
7. конспекты интегрированных занятий по теме проекта (совместная работа с инструктором по физической культуре);
8. картотека игр на развитие личностных качеств (целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие).
Хочется отметить, что дети, участвующие в проектной деятельности:
- проявляют творческую активность в познании окружающего мира, в т.ч. мира спорта;
- самостоятельны и гибки в принятии решений;
- способны общаться в детском коллективе, в частности, готовы к обсуждению совместного плана действий;
- осознают потребность ведения здорового образа жизни;
- демонстрируют высокий уровень физической подготовленности.
Важно отметить, что успех реализации любого проекта во многом зависит от активности участия в нём родителей воспитанников. Как известно, прежде всего окружающие ребёнка взрослые, преимущественно члены семьи, своим поведением подают пример (положительный или отрицательный). Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей.
Сотрудничество детского сада и семьи направлено, главным образом, на разработку новых форм взаимодействия как фактора позитивного физического развития ребёнка. Одной из них стало участие родителей в проектной деятельности.Применение метода проектов позволило вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей, чтобы они смогли лучше узнать внутренний мир собственного ребёнка. Технология проектирования, на основе которой в детском саду организуется образовательный процесс, стимулирует появление новых идей на этапе разработки содержания и методов обучения и воспитания, способствующих эффективной реализации педагогического процесса.
Таким образом, метод проектов является весьма эффективным методом работы с детьми дошкольного возраста, поскольку он позволяет ребёнку экспериментировать, а затем синтезировать полученные знания. Данный метод способствует развитию творческих способностей, коммуникативных навыков, что приводит к более лёгкой адаптации ребёнка к меняющимся условиям обучения. У детей вновь возникли вопросы: «А какие они - лучшие спортсмены?», «Что нужно делать, чтобы стать Олимпийцем?».
Так, в процессе совместной деятельности с детьми и обсуждения проблемы с инструктором по физической культуре, детей с родителями была выдвинута гипотеза исследования: чтобы удостоится чести стать олимпийцем, необходимо познакомиться с историей олимпийского движения, вести здоровый образ жизни, воспитывать у себя важные человеческие качества (целеустремленность, организованность, инициативность,трудолюбие), регулярно заниматься физической культурой и спортом.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, дети с моей помощью определили задачи дальнейшего исследования:
1. Узнать об истории олимпийского движения, познакомиться с олимпийскими чемпионами
нашей страны и родного города, Республики Мордовия.
2. Изучить качества, которые позволили спортсменам стать победителями Олимпиады.
3. Освоить правила безопасности жизнедеятельности, личной гигиены и правильного питания.
4. Регулярно активно заниматься физической культурой и спортом.
Второй этап предусматривал непосредственно организацию деятельности детей в рамках проекта в следующих видах: экспериментальная деятельность, сбор и систематизация информации, физкультурная и творческая деятельность.
Экспериментальная деятельность включала в себя познавательные эксперименты и физические соревнования. Так, в ходе познавательных экспериментов дети выяснили: «Почему Олимпиада является не просто соревнованием, а праздником для всех спортсменов мира?», «Что нужно знать, чтобы стать знаменитым спортсменом?»,«Почему победители других
соревнований не всегда носят звание олимпийского чемпиона?», «Почему не все спортсмены, обладающие силой, ловкостью, выносливостью выигрывают олимпийские соревнования?».
Выполняя физические соревнования, дошкольники вместе с педагогами определяли, что происходит с нашим организмом (сердце, легкие, мышцы, кожа) после занятий физической культурой, каковы физически возможности человека.
Для реализации данного проекта были подобраны, систематизированы и оформлены в альбом стихи и загадки о спорте, его значении в жизни человека. В ходе непосредственно образовательной деятельности я проводила с детьми дидактические игры, посвященные разным видам спорта, беседы на темы: «Возникновение Олимпийских игр», «Олимпийское движение современности», «Олимпийская символика и традиции», «Знаменитые олимпийцы современности». Дети рассматривали картинки и фотографии с изображением разных видов спорта, оформляли их в альбом. В результате совместной деятельности была оформлена галерея детских рисунков о спорте, составлен многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Не только необходимость понимать смысл и предназначение своей работы, но и самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое входит в содержание проекта.
Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Метод проектов как педагогическая технология - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Взаимосвязь познавательного и физического развития является примером частичной интеграции. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков, ответственных. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы.Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации,которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом является продукт,
презентация которого проводится на завершающем этапе.
Я работаю в средней группе детского сада. Значительный интерес у детей моей группы вызвала тема информационно-практикоориентированного проекта
«Мы - будущие олимпийцы!».

Проект по теме: Формирование здорового образа жизни в детском саду (Средняя группа)

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
1. Тема: Формирование здорового образа жизни «Радуга-дуга (ЗДОРОВЬЯ)»
2. Проект реализован: воспитателем группы №3 - Овчинниковой А.А.
3. Вид проекта: познавательно-игровой
по количеству участников: групповой
4. Участники проекта: дети средней группы №3, воспитатели группы, родители воспитанников.
5. Срок проекта: краткосрочный – 1 (один) месяц. Риски при реализации проекта минимальные, так как практически отсутствует зависимость от внешних факторов.

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМЕ
Наш детский сад находится в новостроющимся микрорайоне Северном, пусть это новый и еще не до конца обустроенный микрорайон, но на территории детского сада уже имеется своя экологическая тропа, в которую входят: «Аллея деревьев», «Фруктовый сад», «Кубанский уголок» и многое другое, поэтому одним из основных направлений работы в образовательном учреждении - это создание и развитие здоровьесберегающей среды.
Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации из уст педагогов, медиков и родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны. Эти вопросы актуальны, прежде всего, потому, что идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
И если современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения детей, то родители воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей, предпочитая более легкий путь в этом направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма».
Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим.
Таким образом, одна из главных задач воспитательно-образовательного процесса на сегодняшний день – помочь дошкольникам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Кроме того, особенно остро встает вопрос здоровья в зимний период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе.

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
В течении месяца с детьми средней группы проводились тематические беседы о здоровом образе жизни, о том, что такое закаливание, как влияет свежий воздух на хороший аппетит и крепкий сон и т. д.
Одним из важнейших критериев здорового образа жизни является правильное питание! С данной целью в летний период времени на участке группы был организован «Мини огород», за которым ухаживали дети группы совместно с воспитателями.
Во время ознакомления с художественной литературой обращалось внимание ребят на то, как писатели и поэты воспевают здоровый образ жизни. Разучивались народные песенки и прибаутки о здоровье человека.
В образовательной деятельности детям предлагалось поиграть в подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, затрагивающие вопросы здоровья человека.
В течение реализации проекта проводилась работа по оздоровлению ребят: умывание, хождение босиком по дорожке здоровья, полоскание рта водой комнатной температуры, проведение подвижных игр на свежем воздухе.
Для родителей проводились специальные консультации по формированию здорового образа жизни детей среднего возраста, оформлялся наглядный материал в родительском уголке о значении режима и здорового питания для детей, а так же для наглядной агитации о здоровом образе жизни был подготовлен Лепбук.

I ЭТАП: РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

Цель проекта:
сохранение и укрепление здоровья детей, способствовать формированию сознательного отношения к здоровью, как к главной ценности у всех участников проекта.

Задачи проекта:
повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
продолжать знакомить детей с правилами гигиены;
способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;
повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
сохранения и укрепления здоровья ребенка;
привитие интереса к разным видам спорта через познавательную деятельность;
мотивация к ведению здорового образа жизни в рамках проекта и вне его;
воспитание нравственного поведения;
внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.;
организация здоровьесберегающей среды для благотворного физического развития детей.

Здоровьесберегающая образовательная среда включает в себя следующие компоненты:
1. Оптимизация санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения.
2. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса и режима учебной нагрузки.
3. Обеспечение полноценного питания детей в дошкольном образовательном учреждении.
4. Совершенствование системы физического воспитания.
5. Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.
6. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
7. Широкое использование программ образования в сфере здоровья.
8. Улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья детей.
9. Проведение мониторинга здоровья.

Предполагаемые результаты проекта:
Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы;
Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;
Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями
с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и
сохранения здоровья детей.

План работы над проектом:
Сбор информации: подборка фотографий, набор игр и упражнений различной направленности (для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног, спины), знакомство с методической литературой по вопросам здоровьесбережения.
Работа с детьми: упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед по темам «Полезно – не полезно», «Плохо – хорошо», «Чистота и здоровье», «Личная гигиена», «О здоровой пище», «Кто спортом занимается».
Закаливающие процедуры: бодрящая гимнастика после сна, пребывание на свежем воздухе, полоскание горла, умывание, воздушные ванны, хождение по дорожке здоровья.
Самостоятельная деятельность: подготовка и оформление Лепбука «Радуга-дуга (ЗДОРОВЬЯ)»в котором собраны дидактические игры, спортивные упражнения на все виды мышц, Физ минутки, Загадки о спорте, Иллюстрации со всеми видами спорта, Режимные моменты, Веселая зарядка и т.д.
Работа с родителями: выставка познавательной литературы по физическому
развитию детей и укреплению здоровья детского организма, консультации по темам «Семейные виды спорта», «О соблюдении детского режима», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Игра в жизни ребенка», «Занимайся гимнастикой по утрам», изготовление нестандартного оборудования(Лепбука).

II ЭТАП: ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Поставленные задачи реализуются через применение здоровьесберегающих образовательных технологий, таких как:
Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления;
Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Тематические беседы с детьми:
«Как нужно заботиться о своем здоровье».
«Чистота - залог здоровья».
«Полезно – не полезно».
«Личная гигиена».
«О здоровой пище».

Ознакомление с литературой:
К. Чуковский «Доктор Айболит»
Стихотворения о здоровье
А. Барто «Девочка чумазая»
К. Чуковский «Мойдодыр»
Загадки и пословицы о здоровом образе жизни

Игровая деятельность:
Название игры, цель
1
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: развивать двигательную активность детей.
2
«Озорной мяч»
Цель: выполнять подскоки в своем темпе и ритме.
3
«Воробышки и автомобиль»
Цель: закрепление бега в разных направлениях.
4
Дидактические и развивающие игры «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи»
Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде.
5
«Кошки - мышки»
Цель: бегать в определенном направлении не толкая друг друга, ходить на носках.
6
Подвижная игра «Кошечка»
Цель: развитие навыка ползания, укрепление мышц туловища, рук и ног.
7
«Быстрые ножки бегут по дорожке»
Цель: бегать быстро – медленно, реагировать на сигнал.
8
«Волшебный лес» – комплекс подвижных игр, основанных на подражательных движениях различным животным: медведю, зайцу, лисичке, собачке, кошке и пр.
Цель: упражнять детей в беге, ходьбе, ползать на четвереньках, сохранять равновесие, прыгать на двух ногах на месте, формировать качество личности.
9
«Развитие движения у детей дошкольного возраста»
Цель: закрепление основных видов движения, воспитывать положительные эмоции, формировать умение правильной осанки.
10
«В стране здоровья»
Цель: формировать сознательное отношение к здоровью, учить заботиться о своем здоровье, вызвать эмоциональный настрой.

Самостоятельная и совместная художественно-продуктивная деятельность:

Рисование карандашами, фломастерами, мелками.
Игры с водой (при благоприятных температурных условиях) в группе.
Оздоровительные мероприятия: умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение босиком по дорожке здоровья;
Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.

Наблюдения, экскурсии:
Наблюдение за играми других детей на прогулке.
Цель: воспитание добрых отношений друг к другу, развивать предпосылки детей к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать, лазать.
Экскурсия в спортивный зал детского сада: беседа с инструктором по физическому воспитанию, знакомство со спортивным
инвентарем.

Здоровьсберегаюшие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы – во время занятий, 3-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика пальчиковая - рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Гимнастика после сна – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

Физкультурные занятия
самостоятельная деятельность детей
подвижные игры
утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная)
двигательно-оздоровительные физкультминутки
физические упражнения после дневного сна
спортивные праздники
оздоровительные процедуры и т.д.

III ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА

В ходе проведения проекта «Здоровый образ жизни» были получены следующие результаты:
У детей средней группы появился интерес и желание вести здоровый образ жизни.
Дети с удовольствием ходят босиком по дорожке здоровья, самостоятельно овладели методикой полоскания рта, охотно использую Лепбук изготовленный мной лично, испытывая при этом удовольствие, умывают руки по локоть, полощут рот, играют с водой.
Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают, играют с мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.
Снизились показатели заболеваемости детей.

Воспитательная ценность проекта:
У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в оздоровительных процедурах.
Познавательная ценность проекта:
У детей повысились знания о значимости здорового образа жизни.
Расширилось представление о оздоровительных мероприятиях.
Проявилось творчество и фантазия при изготовлении нестандартного проекта (Лепбука).
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием нетрадиционных подходов в этом направлении. Продолжать внедрять в педагогическую практику здоровьесберегательные технологии, направленные на охрану и укрепление здоровья дошкольников.

Светлана Ефременко
Проект «Здоровый образ жизни в детском саду»

Социально-коммуникативныйСреднесрочныйГрупповой

Задачи :1)Формировать отношение детей к собственному здоровью2 )Начинать общее гигиеническое воспитание с 2-3 – летнего возраста3)Воспитание с раннего возраста здоровых привычек и навыков

Здоровый образ жизни - это образ жизни , способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья человека . Поэтому здоровый образ жизни (ЗОЖ) рассматривается не только как медицинская, но и как социально-экономическая проблема.

Здоровье человека

– это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Духовное здоровье

– умение жить в сочетании с собой и окружающими.

Здоровый образ жизни включает в себя :

Оптимальный двигательный режим

Плодотворную трудовую деятельность

Хорошую гигиену

Правильное питание

Отказ от любых вредных привычек

Закаливание

Здоровый образ жизни – это не только все знания, усвоенные за определенное время, а целый стиль жизни , адекватное поведение в разных жизненных ситуациях . Ведь дети могут оказаться в абсолютно неожиданных ситуациях, и основная цель – развить у них самостоятельность, ответственность, а иногда и автоматизм. Всё, чему родители и педагоги учат детей, должно применяться ими в реальной жизни .

Публикации по теме:

Проект «Здоровый образ жизни детей с диагнозом ДЦП» Проект на тему «Здоровый образ жизни детей группы №12 «Фиалки» Одной из главных задач дошкольного воспитания является охрана и укрепление.

Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника» В настоящее время.

Проект о здоровом питании «Мы за здоровый образ жизни» Проект о здоровом питании. ЦЕЛИ:Формирование у детей мотивации навыков здорового питания, через традиции и ценности культуры в области здоровья;.

Педагогический проект «Здоровый образ жизни дошкольника» Педагогический проект на тему: «Здоровый образ жизни дошкольника» Авторы: Ковганова Н. А., Олейник Н. В. Проблема: В настоящие время существуют.

Актуальность проекта: Что такое здоровье? Здоровье -это полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние.

Проект «Мы за здоровый образ жизни!» Автор: Бурлакова Евгения Михайловна, воспитатель СП «Детский сад №17» ГБОУ ООШ№2 п. г. т. Новосемейкино Описание материала: предлагаю вам.

Проект по здоровьесбережению «Мы за здоровый образ жизни» в работе с детьми среднего возраста Авторы: Брегадзе Екатерина Михайловна и Конончук Ольга Владимировна воспитатели МБДОУ ДС №18 села Львовского Краснодарский край. Пояснительная.

«Здоровый образ жизни – это здорово! Мой проект называется «Познай себя и сохрани своё здоровье». Тип моего проекта по доминирующей в практике.

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение « Солнышко»

Проект в ДОУ «Азбука здоровья».

(неделя ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)

(с 06.02-10.02.2017)

Подготовил ст.воспитатель: Лешукова А.Н.

Февраль-2017

Проект в ДОУ «Азбука здоровья»-это практическое внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность.

Используя рекомендации ученых: И.В. Никитиной, Т.Н.Дороновой, Ю.Ф.Змановского, работающих в области здоровьесбережения, а также технологию развивающего обучения, мы стараемся создать в каждой возрастной группе такую развивающую среду, которая будет содействовать реализации программы.

Проблема : Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска).

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление психофизического здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

Цель проекта: приобщение детей к здоровому образу жизни через организованную модель здоровьесбережения в ДОУ, путём внедрения

« ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ПАУЗЫ»

Задачи:

  • Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
  • Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.
  • Повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по теме «Здоровый образ жизни».
  • Создать единое воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

Пути реализации проекта:

  • тематические интегрированные занятия, в том числе и физкультурные;
  • мониторинговые процедуры (анкетирование родителей, тесты для воспитателей);
  • спортивные соревнования;
  • беседы;
  • игры, эстафеты;
  • консультации для родителей; «Спортивная мастерская»; выставка детского творчества.

Ожидаемый результат:

  • повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
  • повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;
  • повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении;
  • создание единого воспитательно-образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями;
  • оформление выставки «Спортивный инвентарь»;
  • Создание картотеки: «Подвижные игры для детей дошкольников».

Вид проекта:

По продолжительности: краткосрочный;

По доминирующей линии в проекте: практико-ориентированный;

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

По количеству участников: фронтальный.

Наш проект - результат творческой деятельности детей, родителей, воспитателей детского сада.

Особенностью проекта является единое воспитательно-образовательное пространство, созданное на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Это залог успешной работы с детьми.

Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Г лавное в ней - помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.

Цель : Приобщение детей к здоровому образу жизни через организованную модель здоровьесбережения в ДОУ.

Срок реализации : 06.02.-17.02.2017г.

Руководитель проекта : - Лешукова А.Н.

Члены творческой группы :.

  1. Воспитатель- Мякаева А.А.
  2. Воспитатель -Танцева Е.М.
  3. Воспитатель -Турбовская И.С.
  4. Воспитатель- Рухлядко А.А.

5.Воспитатель- Богдан И.Ю.

  1. Воспитатель-Воронина Н.В.
  2. Воспитатель- Шипилова Н.В.

8.Воспитатель - Тихонюк А.М.

9.Воспитатель- Кайзер А.В.

Участники проекта:

Воспитанники МБДУ « Солнышко» в возрасте от 2 до 7 лет; Педагоги;

Родители воспитанников.

Наименование мероприятия

Срок проведения

Ответственный

Подготовительный этап

Сбор и анализ информации

Ст.воспитатель

воспитатели

Определение цели и задачи проекта;

Создание творческой группы.

Ст.воспитатель

воспитатели

Разработка проекта.

Ст.воспитатель

творческая группа

Информирование и привлечение

Родителей к участию в проекте.

воспитатели

Основной этап.

Мероприятия

ответственные

ПОНЕДЕЛЬНИК- Здоровое питание

Родительское собрание: «Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей»

Ст.воспитатель

Воспитатель

Рухлядко А.А.

Муз.руководитель Голубенко С.В.

Открытие: «Путешествие в страну Здорового питания»

муз.работник

воспитатели

«Витамины я люблю- быть здоровым я хочу»,

«Правильная и здоровая пища», «Витамины и здоровье»,

«Как вести себя за столом».

воспитатели

Книжный уголок « О здоровом питании»

воспитатели

Дидактические игры: «Вредно полезно»,

воспитатели

воспитатели

Лепка: «Корзина полезных продуктов».

воспитатели

Чтение худ-ной литературы: «Витаминная сказка»

И. А.Крупнова.

С. Капитукян «Маша обедает».

воспитатели

Аппликация: «Овощи и фрукты»

воспитатель

Сюжетно ролевая игра «Столовая».

воспитатель

Экскурсия на пищеблок детского сада.

воспитатель

Подвижная игра «Принеси предмет».

Воспитатель

ВТОРНИК « Валеология и дошкольник»

«Личная гигиена. Ухо -орган слуха».

«Чтобы быть здоровым надо быть чистым»

«Чистота - залог здоровья».

«Как двигаются части тела, кто даёт команду.»

воспитатели

Мед.работник

воспитатель

Подвижные игры: «Разрешается - запрещается» «Части тела».

«Весело и грустно»;

воспитатели

ЧЕТВЕРГ «В здоровом теле - здоровый дух!»

воспитатель

Подвижные игры: «Бегите к флажку» «Самолеты».

«У медведя во бору» Ходьба на лыжах

воспитатели

«Не переползай линию». «Найди флажок». Игра-забава «На встречу солнышку».

Рисование «Мой любимый спорт».

воспитатель

«Человек и его здоровье». «На зарядку становись». «Уход за зубами». «Спортивные игры зимой».

Мед.сестра

воспитатели

Рассматривание картинок «Развлечения зимой».

воспитатель

Викторина «Спортивные атрибуты».

воспитатель

Разучивание спортивной речевки о спорте, народной поговорки о ЗОЖ

воспитатели

Чтение потешки «Наши уточки с утра...».

воспитатель

Курс релаксации. Зарядка

муз.работник

воспитатели

Спортивные мероприятия с родителями:

«Веселые старты»

«Папа, мама, я -спортивная семья»

муз.работник

воспитатели

родители

«Игры с малышами»

ПЯТНИЦА «Если хочешь быть здоров!»

Закрытие: «Если хочешь быть здоров…».

НЕДЕЛЯ(с 06.02-10.02.2017) « Азбука здоровья» -ЗОЖ

ПОНЕДЕЛЬНИК «Здоровое питание»

«Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»,

«Правильная и здоровая пища», «Витамины и здоровье», «Как вести себя за столом».Страна « Витаминия». Изготовление газеты « Здоровое питание1»

Книжный уголок « О здоровом питании» Дидактические игры: «Вредно полезно»,

Игры:«Полезные продукты», «Найди и назови».

Подвижная игра «Принеси предмет

ВТОРНИК « Валеология и дошкольник»

«Какие части есть у моего тела»

Викторина о предметах личной гигиены.

«Весело и грустно»;

К. Чуковский «Федорино горе» Обыгрывание потешки «Водичка,водичка...»

Игровая ситуация «У каждого свое полотенце».

Выставка рисунков и поделок: «Фея чистоты».

СРЕДА «Уроки безопасности. Первая медицинская помощь»

« о пожарной безопасности» «Уроки осторожности».

Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь».

Чтение произведений: «Если дома ты один». К.Чуковского «Айболит».

Маршак «Красная шапочка» Песенка «Тили -бом! Тили- бом!».

Потешка «Дон-дон-дон».

Подвижная игра «По тропинке». Игровая ситуация «Я потерялся».

Викторина «Азбука безопасности».

Развлечение: «Как справиться с опасностями, которые подстерегают детей»

ЧЕТВЕРГ «В здоровом теле - здоровый дух!»

Игра с мячом «Какие виды спорта вы знаете?»

«Человек и его здоровье». «На зарядку становись». «Уход за зубами». «Спортивные игры зимой». Викторина «Спортивные атрибуты». Разучивание спортивной речевки о спорте, народной поговорки о ЗОЖ. Чтение потешки «Наши уточки с утра...».

«Игры с малышами» (преемственность между группами МБДУ « Солнышко»

ПЯТНИЦА «Если хочешь быть здоров!»

В методическом кабинете есть книжечка по валеологии «Один дома»;

Полоролевое воспитание детей лошкольного возраста(старшая,подготовительная)

Папки с демонстрационными материалами:

  • « Еда»(32 карточки)
  • « Овощи.Фрукты» (32 карточки)
  • « Овощи.Фрукты» (18 карточек)
  • « Школа.Спорт»(32 карточки)
  • «Распорядок дня»(8 карточек)
  • « Человек» (возраст, пол, строение тела, части тела,чувства)
  • Конспекты « Будь здоров!» (на укр. языке)



Цель проекта: формирование у ребенка осмысленного отношения к здоровому образу жизни человека Задачи: способствовать развитию познавательного интереса к своему организму и его возможностям. развивать у ребенка готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением своего здоровья. воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. совершенствовать практические навыки здорового образа жизни.


Участники проекта Методическая служба -оказывает методическую помощь в работе над проектом. -осуществляет взаимосвязь и взаимодействие всех участников проекта. Администрация -осуществляет руководство, -создает условия для реализации проекта, -контролирует его ход выполнения. Родители -участвуют в совместной деятельности; - делятся опытом с другими. Педагоги -осуществляют педагогическое просвещение родителей по проблеме. -организуют деятельность детей и родителей. Медицинские работники -оказывают помощь в организации оздоровительных процедур детям. -дают консультации для родителей. Дети -участвуют в разных видах деятельности: познавательной, игровой, практической


Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Совместная деятельность детей и родителей 1 этап. Выявление проблемы а) Формирует проблему: игровая ситуация «Игрушки заболели: у мишки болит живот, зайка сломал лапку и т.п.». б) Определяет задачи для её решения а) Входят в проблему. б) Ищут ответ на вопрос «Почему игрушки заболели и как им помочь?» а) Осознают и личностно воспринимают проблему. б) Принимают задачи проекта. 2 этап. Организация работы над проектом а) Подбирает и изучает литературу по проблеме. б) Составляет план реализации проекта. в) Составляет схемы взаимодействия участников проекта. г) Подбирает необходимое оборудование, пособия. д) Оказывает помощь детям в планировании их деятельности. Планируют свои действия. а) Обсуждают со всеми участниками поэтапный план реализации проекта. б) Распределяются по группам для выполнения проектной деятельности. 3 этап. Реализация проекта. Организует деятельность детей, совместную деятельность детей и родителей. Участвуют в разных видах деятельности. а) Участвуют в мероприятиях, б) выполняют домашние задания. 4 этап. Презентация проекта интегрированное занятие «Витамин – шоу»


Формы реализации проекта Занятия познавательного цикла: валеология, физкультурные занятия Занятия по продуктивной деятельности: аппликация, лепка, рисование, конструирование составление сказок Оздоровительные процедуры: Воздушные ванны, гидромассаж, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, аурикулярный массаж, дыхательная гимнастика занятия в сухом бассейне, на тренажерах Игры: дидактические развивающие, сюжетно- ролевые, театральные, игры- эксперименты, игры ТРИЗ Работа с родителями: родительские собрания, консультации, информация в уголок для родителей, анкетирование, памятки, рекомендации, совместная деятельность Блоки проекта 1. « Я – это кто? » 2. « Я познаю и берегу себя » 3. « Я ем, чтобы быть здоровым »




Информационные ресурсы Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. М.:Вентана-Граф, 2004 Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007 Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. Примерные планы и конспекты занятий. (Под ред. Т.С.Яковлевой). - М.: Школьная пресса, 2007 Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. (под ред. З.И.Бересневой) - М.: ТЦ Сфера, 2003 Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. (Программа для ДОУ). - М.: ТЦ Сфера Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. 2-е изд., исп. и доп. - М.: Аркти, 2000 Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие.\ Под ред. В.И.Орла, С.Н.Агаджановой. – СПб.: « Детство-Пресс », Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в ДОУ.: Монография. - СПб.: Каро, 2006 Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. Авт.-сост. А.К.Сундукова, Г.Н.Калайтанова, Е.В.Майгурова. - М.: Аркти, 2008 Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. – Ростов н\Д.: Феникс, 2005 Тихомирова Л.Ф. Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. (Пособие для воспитателей ДОУ). - Ярославль, ЯО ИПК, 1997 Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5-7 лет. (Популярное пособие для родителей и педагогов). - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003 Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. \ составитель Моргунова О.Н. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С. – М., 2007