С появлением современных технологий увлекательный мир анимации стал доступен для всех, в том числе и для дошкольников. Современные мульти-студии позволяют детям освоить азы мультипликации и почувствовать себя в роли начинающих режиссеров. При грамотном педагогическом подходе интерес к мультфильмам можно использовать как средство формирования творческой, познавательной и речевой активности.

Внедрение игровых детских комплексов, мульти-студий позволяет создать благоприятные условия, способствующие успешному и всестороннему развитию каждого ребенка. Создание увлекательных мультфильмов в детском саду позволяет повысить познавательную активность, развить творческие способности. Дошкольники из пассивных потребителей мультипродукции становятся его активными участниками. Они самостоятельно придумывают сценарии, озвучивают своих героев, знакомятся с принципом работы техники и выполняют многие другие задачи.

Польза технологии создания мультфильмов в ДОУ

  • Формирование речевых навыков. В процессе озвучивания происходит обогащение словарного запаса, дети знакомятся с книжной культурой, развивается связная грамматическая речь, интонация, в том числе фонематический слух.
  • Развитие художественно-эстетического восприятия. Дети дошкольных образовательных учреждений в процессе изготовления персонажей учатся сопереживать персонажам своих произведений, вовлекаться в роль героя. Это содействует развитию творческого потенциала и приобретению полезных качеств.
  • Формирование познавательных навыков. Создание собственных мультипликационных произведений способствует формированию произвольного внимания, зрительной памяти, воображения.
  • Развитие социальных коммуникативных способностей. В процессе создания всеобщего продукта дети учатся общаться между собой и с педагогом, приобретают коммуникативные навыки, что очень необходимо во взрослой жизни.
Мультипликация в детском саду с использованием мульти-студии i-Theatre от «АНРО технолоджи» сделает любое занятие по-настоящему увлекательным, полезным и творческим. Дошкольники смогут в ненавязчивой игровой форме учиться и приобретать необходимые навыки и способности. Благодаря таким устройствам появляется маленькая команда молодых авторов, самостоятельно создающая гениальные шедевры.





Как функционируют современные мульти-студии?

1 этап. Вначале подбирается сюжет любого произведения. Дошкольники вместе с педагогом могут сочинить собственную историю.

2 этап. Дошкольники рисуют героев с использованием фломастеров, карандашей и красок, после чего сканируют и переводят их в электронную форму.

3 этап. После этого происходит настройка, перемещение, изменение фона, масштабирование. Как только все герои расставлены, персонажи озвучиваются.

На заключительном этапе происходит предварительный просмотр и при необходимости вносятся небольшие корректировки.

По словам педагогов, интерактивные устройства позволяют создать лучшие условия для обмена знаниями и эмоционально-социального развития. Многие специалисты отмечают, что создание собственных мультипликационных продуктов содействует проявлению эмоциональной отзывчивости, развитию воображения, мышления и самое главное выражению собственных чувств через искусство. У детей появляется замечательная возможность проявить себя и раскрыть свои таланты и способности.

Создание собственных мультфильмов с использованием мульти-студии позволит установить доверительные отношения между детьми и педагогами и создать наилучшую атмосферу для развития речевых и социально-коммуникативных навыков.

«Мама, а мы сегодня мультики смотрели!» - эту «радостную» новость хоть раз, наверняка, приносил домой любой ребенок, посещающий детский сад. Просмотр мультфильмов в группе - тема, часто обсуждаемая на различных родительских форумах и неизменно вызывающая дискуссии. Мы решили разобраться в этом животрепещущем вопросе и сегодня делимся с вами собранной информацией.

Проблема показа мультфильмов обычно острее стоит в частных садах - как правило, они лучше оснащены технически, и большие телевизоры или ноутбуки в группах не редкость. Да и следить за соблюдением распорядка и норм в негосударственном учебном заведении сложнее. Тем не менее, вне зависимости от типа сада, который посещает ваш ребенок, наличие в группе или отдельном помещении любого оборудования, позволяющего транслировать видео - от плазменного телевизора до проектора с экраном - заставляет наиболее дотошных и требовательных родителей бить тревогу. В официальном распорядке дня, который, как правило, висит в каждой группе, отдельного пункта про просмотр мультфильмов вы не найдете, однако это ничего не значит: как говорят родители и сами дети, мультики могут включить и во время обеда, и под конец дня, и утром перед завтраком, и в тихий час для тех, кто не спит.

Что говорит закон?

Как бы ни возмущал вас сам факт просмотра мультфильмов в детском саду, придется признать - санитарными нормами это не запрещено. Однако определенные ограничения все же существуют, и их перечень можно найти в СанПиН:

1. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 минут, в старшей и подготовительной - не более 30 минут. Просмотр программ для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня).

2. Для просмотра телепередач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59-69 см. Высота их установки должна составлять 1-1,3 м. При просмотре мультфильмов детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4-5 рядов (из расчета на одну группу), расстояние между рядами стульев должно быть 0,5-0,6 м. Зрителей рассаживают с учетом их роста.

3. Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и в том числе мультфильмы) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.

Соответственно, против просмотра мультфильмов в саду как такового протестовать смысла нет, но к явным нарушениям СанПиНов относятся:

Просмотр всей группой телепередач на ноутбуках, планшетах или переносных DVD-проигрывателях. Если соответствующей нормативам техники в группе нет - приносить свою, чтобы «порадовать детишек», воспитатель не должен;
просмотр полнометражных мультфильмов, которые точно не укладываются в рекомендованную длительность;
замена мультиками тихого часа, прогулки (за исключением случаев, когда гулять нельзя из-за слишком низкой температуры воздуха) или обучающе-развивающих занятий (опять-таки за исключением случаев, когда мультфильм служит иллюстрацией к рассматриваемой теме или предусмотренным пособием);
просмотр мультфильмов более 2 раз в день, даже коротких.

Что смотрим?

Больше, чем факт самого наличия мультфильмов в «садовской» жизни ребенка, родителей часто волнует сам репертуар. Он целиком лежит на совести воспитателей, поэтому фактически ребенок может увидеть в саду все то, что дома ему смотреть не разрешают. Если вы хотите быть полностью уверены в качестве демонстрируемых в саду мультфильмов - озвучьте воспитателю свои предложения или просто принесите на диске или флешке безопасные и полезные варианты. Как правило, нравятся детям и не вызывают возражений у взрослых «Смешарики», «Фиксики», «Уроки тетушки Совы» и старые советские мультфильмы.

Очень часто родители переживают еще и из-за того, что ребенок, смотря мультфильмы и дома, и в саду, рискует получить слишком большую их «дозу». Печальный итог этого известен всем - от перевозбужденности и нежелания вовремя ложиться спать из-за вечерних мультсеансов до постепенно снижающегося зрения. Мы попросили психолога прокомментировать, чем еще опасно изобилие мультиков в жизни ребенка.

Светлана Гордон, психолог : «Опасна не просто передозировка мультфильмов, а сам просмотр телевизора. Об этом вреде уже много написано. Гораздо интересней, если сказка - дома ли, в саду ли - будет показана с использованием игрушек. Как правило, дети, вечером придя из сада домой, так или иначе находятся под атакой телевизоров и компьютеров, которыми пользуются их домашние. Посадить ребенка перед экраном удобно для родителей и для воспитателей. Но польза есть едва ли. Поэтому чем меньше, тем лучше».

Наталья Волошина

В век информационного прогресса компьютерные технологии быстрым темпом входят в нашу повседневную и профессиональную жизнь. Это дает огромные возможности для создания различных инновационных проектов, которые широко используются в работе с детьми.

Одним из таких проектов можно считать «Мультстудию Семицветик» , которая была открыта в качестве кружка дополнительного образования в МБДОУ ЦРР д/с№21 г. Железнодорожный Московской области. Основой для создания мультстудии явилась «мульттерапия — инновационная межрегиональная профессионально-волонтерская программа реабилитации и творческой социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством коллективного создания мультфильмов», на базе которой обучался руководитель данного кружка. Метод мульттерапии является основой для работы многих мультстудий по всей России. Он хорошо зарекомендовал себя в работе с детьми, имеющими следующие проблемы:

  • ОВЗ (умственная отсталость, РДА, нарушения слуха, заболевания ОДА и др.);
  • нарушения эмоционально-волевой сферы;
  • нарушения когнитивной сферы;
  • нарушения поведенческой сферы;
  • нарушения речи;
  • дети из неблагополучных детей;
  • а так же здоровые дети, в качестве универсального развивающего метода.

Мульттерапия оказалась успешной в реализации для самых разных возрастных категорий детей, в том числе и дошкольников.

Данный метод заключается в том, что дети совместно с педагогом создают собственный мультфильм. Материалом для создания мультфильма могут служить абсолютно разные вещи: от сюжетных игрушек, пластилина и бумаги, до подручных средств и бросового материала. В создании мультфильмов можно использовать удивительные приемы и техники — рисование песком или манкой, рисование на воде, даже обычный кусок проволоки можно превратить в характерного мультипликационного героя. Выбор материала желательно предоставлять ребенку. Из технических устройств обязательным условием является наличие фотоаппарата, компьютера с программой для создания мультфильмов, штатива и дополнительных источников света. Для создания мультфильмов традиционно используют несколько техник:

1. Перекладка (плоские персонажи передвигаются на анимационном станке)

2. Оживающий фон (рисование красками на мокрой бумаге, рисование карандашами, фломастерами, использование рваной бумаги и т.д.)

3. Сыпучая анимация (использование сыпучих материалов — манка, сахар, гречка, горох, можно использовать песок и др.)

4. Объемная пластилиновая анимация (персонажи делаются объемными, их можно поворачивать на 360о, делаются сложно и в детской анимации практически не используются).

Дети непосредственно участвуют в создании сюжета и его инсценировке и озвучивании готового мультфильма. Задача педагога выслушать детей, их предложения по развитию сюжета и составить логический сценарий будущего мультфильма. Затем педагог фотографирует каждый кадр будущего мультфильма, которые составляют дети с его помощью и в компьютерной программе собирает из фотографий один ролик, добавляет звук и можно наслаждаться своим произведением.

Можно выделить следующие этапы мультипликации:

1. Разработка сюжета

2. Подбор необходимого материала

3. Выбор места съемки

4. Изготовление декораций, персонажей и т.д.

5. Покадровая фотосъемка

6. Обработка фотографий в компьютерной программе

7. Наложение звука

8. Просмотр готового мультфильма

Главная цель работы мультстудии: социально-коммуникативное развитие старших дошкольников посредством анимационной деятельности. Первые занятия вводные и направлены на знакомство детей с миром мультфильмов с его обратной стороны, дети узнают, как и из чего сняты их любимые мультики, сколько времени необходимо для создания короткого мультфильма, сколько человек трудится над созданием этого продукта. Программа занятий предусматривает создание детьми собственных мультфильмов по заданной теме, которая вначале обсуждается детьми совместно с педагогом, разбирается ее значимость в современном мире. Все темы носят социально обусловленный характер, такие как «Наши эмоции», «Я особенный. Я среди других», » Мое окружение. Моя семья», «Мир вокруг нас. Охрана природы», «Великие люди планеты!» и многие другие. Темы подбирались с учетом возрастных особенностей и возможностей, а также интересов детей. Реализация работы мультстудии нацелена на получение следующих результатов:

1. У детей формируются социально-коммуникативные навыки посредством активной мультипликации;

2. Повышается мотивационная активность дошкольников;

3. Личностное развитие детей становится гармоничным и проходит своевременно, согласно возрастным рамкам развития;

4. У дошкольников развиваются высшие психические функции (память, внимание, мышление, воображение, восприятие);

5. Активно развивается монологическая и диалогическая речь;

6. Ребенок проходит успешную социализацию и адаптацию к школе;

7. Дети приобретают навыки мультипликации и анимации.

Каждая тема программы разбирается в рамках одной схемы:

1. Беседа с детьми на определенную тему, побуждение их к высказыванию своих мыслей, своего мнения.

2. Игры и упражнения по теме занятия.

3. Обсуждение сюжета будущего мультфильма.

4. Съемка мультфильма производится цифровым фотоаппаратом под руководством педагога.

5. Монтаж мультфильма выполняет педагогом.

6. Озвучивание мультфильма выполняется детьми, согласно сюжету.

7. Просмотр готового творческого продукта – мультфильма всей группой.

Обычно мультфильмы создаются в профессиональных мультипликационных студиях, это непростая работа, в которой принимают участие множество людей (сценаристы, режиссеры, художники, операторы, аниматоры, монтажеры, звукооператоры), у каждого члена мультипликационного коллектива свои задачи. На создание одного полноценного мультфильма, длительностью 30 минут у профессионалов уходит несколько месяцев. В детской мультипликации дело обстоит иначе. Здесь важен не сам качественный продукт, не он оценивается, для педагогов-мульттерапевтов основным является работа в команде, реакция ребенка, динамика его психической деятельности, будь то эмоциональная сфера, личностная или познавательная. Оценивается то, что ребенок приобрел для себя в процессе занятия в духовном, психическом, субъективном отношении. Создание мультипликационного фильма – это и работа по одушевлению персонажей, и работа души автора. Так как мультфильм редко делается за одно занятие и требует продолжения, у ребенка формируется ожидание будущего и радость от встречи с ним.

Сыпучая анимация (манка)

Пластилиновая анимация

1. Асенин С. Мир мультфильма. — М.: «Искусство», 1986

2. Больгерт Н. Больгерт С. Мультстудия Пластилин. — М.: РОБИНС, 2012

3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — Спб.: Речь, 2014

4. Копытин А.И. Психодиагностика в арт-терапии. — Спб.: Речь, 2014

5. Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2013

6. Смольникова К. Мультик своими руками. [Текст] Смольникова К.// Саткинский работник. — 2011. — № 15.04.2011

7. Никитин В.Н. Арт-терапия: учебное пособие. — М.: Когито-Центр, 2014

Интернет-ресурсы:

http://multtherapy.ru.

http://multterapy.livejournal.com.

http://наше-подмосковье.рф/projects/5419/.

http://imapress.spb.ru/family/family_7118.html.

Муниципальное бюджетное

Общеобразовательное

Учреждение «Детский сад № 95 «Радуга»

компенсирующего вида

города Северодвинска

Воспитатель Ложкина Лариса Леонидовна


Методическое пособие

«Создаем мультфильмы сами»

2015 год

Рецензент: Т. В. Ефимова – заведующий МБДОУ «Детский сад № 1 «Золотой петушок» комбинированного вида» г. Северодвинска Сертификат эксперта от 15.02.2012г.

ЕлА. Пушкина – заместитель заведующего МБДОУ 3 95 Детский сад «Радуга» компенсирующего вида» г. Северодвинска

Ложкина Л. Л.

«Сочиняем мультфильмы сами»:

Методическое пособие, 2015 год.

В данном пособии представлены этапы работы по развитию творческих способностей у детей 5-7 лет посредством создания мультфильмов в совместной работе ребенка и взрослого.

В приложения: конспекты совместной игровой деятельности, сказки, придуманные детьми, фотоматериалы.

Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений в работе с детьми 5-7 лет и их родителям.

Уже давно психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество детей и взрослых формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребенка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпрепровождение.

Совместное творчество восполняет недостаток внимания взрослых, позволяет ребенку выразить себя, ощутить свою значимость.

Получивший простор своей фантазии ребенок начинает мыслить креативно. При виде обычных предметов у него начинают возникать творческие ассоциации. Если мы видим в коробке из-под мусора обычный мусор, который нужно выкинуть, то малыш видит в ней кукольный шкаф или автомобильный кузов. Уже потом, в школе, ребенок удивит нас нестандартным подходом к решению задач, а сюрпризом для нас на очередной день рождения станет красивая домашняя стенгазета или коллаж, сделанный его руками.

Самое главное в творческом процессе – не заставлять, а направлять его развитие, опираясь на его интересы. А что больше всего дети любят, чем они очень любят интересоваться? Первая ассоциация, которая возникает при слове «детство» - конечно, это «мультфильм». Что дети любят больше всего на свете? Мультфильмы – это веселые и яркие картинки, ожившие на экране, за которыми, затаив дыхание, следит малыш.

Стоит произнести заветное слово «мультфильм», как дети бросаются к телевизору, Ведь мультик – это ожившая сказка, настоящее волшебство. Мы знаем, что мультфильмы – это и мощное средство воспитания. Без сомнения, они развивают воображение и мышление малыша, формируют его мировоззрение. Персонажи любимых мультфильмов – друзья ребенка. Они учат его взаимодействовать с внешним миром, дают представление о добре и зле, помогают справиться с трудностями. Дети всегда ассоциируют себя с главным героем (книг, мультиков, фильмов). Причем нередко они перенимают не только манеру поведения героя, но его душевные качества.

Вся система коррекционно-воспитательной работы в ДОУ ориентирована на ребёнка, на раскрытие и реализацию потенциальных возможностей его развития.

У детей с заболеваниями ОВЗ отмечаются речевые нарушения, наблюдаются расстройства развития эмоциональной сферы: тревожность, страхи, аффективные реакции, агрессия, сниженный фон настроения. Целью нашего воспитания и обучения является: формирование позитивного образа – Я, умение адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разных ситуациях и жить в социуме. А так как для малыша основным способом существования, познания и освоения окружающего мира является игра, именно этот вид деятельности стал неотъемлемым элементом и важнейшим средством коррекционно-воспитательной работы детского сада. Особая роль в этом принадлежит обыгрыванию сюжетов героями, сделанными детьми самостоятельно, или совместно со взрослым. Это увлекает детей и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. У детей также наблюдается недостаточность внимания, слабость смысловых связей, бессистемность имеющихся представлений, нарушение памяти. Недоразвиты все компоненты устной речи, касающиеся фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон. У ребенка медленно и неточно осуществляется перенос речевого опыта в разнообразные ситуации. Ребенок долгое время общается только вопросно-ответной формой, контекстная речь формируется с трудом. Самостоятельный рассказ сводится к простому перечислению отдельных предметов и действий, изображенных на картинке. А введение самодельных персонажей способствует фантазировать и придумывать незамысловатые сюжеты и тут же их обыграть.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особен­но те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Все дети с ограниченными возможностями здоровья очень живые, любознательные, внимательные к сверстникам. Они с удовольствием слушают сказки, придумывают их сами, обыгрывают действия с действующими персонажами, сделанными или совместно со взрослым, или самостоятельно.

Поэтому я объединила любимые детьми сказки и изготовление героев для обыгрывания этих сказок. Такой процесс, как создание мультфильмов

как раз и объединил эти две области. Такая совместная деятельность позволяет решать многие задачи, так как предполагает интеграцию таких образовательных областей, как художественное творчество, музыка, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социализация, труд, безопасность. Кроме того, в процессе новой деятельности дошкольники приобретают дополнительные умения и навыки с учетом этапов работы и в соответствии с сюжетами: осмысленными, интересными и увлекательными.

Информационная справка

Мультипликация, анимация - вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов. Искусством мультипликации занимаются мультипликаторы (аниматоры). Мультипликатор придумывает персонажей мультфильмов, выполняет эскизы основных сцен, прорабатывает мимику и жестикуляцию героев, ищет интересные приемы, которые позволяют выделить фильм из массы других. Мультфильмы (конечный продукт мультипликации) создаются путём либо покадровой съёмки пошагово вручную передвигаемых неподвижных объектов, либо прорисовкой (на целлулоиде, бумаге или в компьютере) фаз движений объектов, с дальнейшим их совмещением в единый видеоряд.

Цель работы : Создать мультфильм, используя возможности информационно - коммуникационных технологий (покадровая съемка, компьютерная обработка отснятого материала, наложение музыкального сопровождения и текста) по сказке, рассказу, стихотворения, истории из жизни; придуманной истории.

Задачи:

Познакомить детей с технологией мультимедиа (Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.)

Учить работать в коллективе над замыслом будущего мультфильма, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (изготовление персонажей, декораций, подбор характеристик персонажей, работа над ролью и т.д.)

Формировать представления о художественном образе мультфильма как продукте коллективной и творческой деятельности всех его участников

Формировать умение понимать основную идею литературного произведения и выделять единицы сюжета (завязка, кульминация, развязка)

Совершенствовать умения согласовывать свои действия с партнерами

Учить составлять список персонажей сказки, последовательность действий героев

Познакомить детей с процессом фотосъемки, элементарными правилами пользования фотоаппаратом

Придумывать реплики для своего героя в соответствии с общим сюжетом

Дать представления детям о переносе отснятого материала на компьютер

Учить добавлять музыкальное сопровождение к видеоряду

Развивать творческие способности, внимание, активность на всех этапах работы, доводить начатое дело до конца

Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к продуктам творчества

Организация деятельности детей : индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.

Направления: художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально – личностное

Образовательные области : художественное творчество, музыка, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социализация, труд, безопасность

Оборудование и материалы:

    Компьютер, микрофон, (лучше использовать ноутбук)

    фотоаппарат, штатив, USB- кабель (для связи компьютера с фотоаппаратом)

    Программа для создания мультфильма

(Windows Movie Maker, Pinnacle Studio ( ), iMovie ( ) илидругая);

    Материалы для персонажей и фона в зависимости от выбранной технологии: цветная бумага, краски, ножницы, клей, кисти, пластилин, и т.д.

    Тексты сказок, стихотворений, рассказов для будущего мультфильма

Предварительная работа:

Знакомство детей с мультипликацией:

Что такое мультфильм и как они делаются.

Профессиями в данной области: продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор), художник, оператор, актер, композитор , сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор), художник, оператор, актер.

Просмотр рисованных, пластилиновых и кукольных мультфильмов (Обсудить, что нужно мультипликаторам, для создания мультфильма (сценарий, герои, декорации, слова по ролям, музыкальное сопровождение, артисты, которые озвучивают фильм, титры)

Знакомство с фотоаппаратом, основными правилами пользования, понятие «моделирование»

Знакомство с компьютером, основными правилами по технике безопасности при работе на компьютере, элементарными правилами пользования.

Расматривание книг, сделанных по мультфильмам, обсуждение работы художника, писателя.

Этот проект можно проводить для начала на любых простых и хорошо известных детям стихотворениях, сказках, песенках. Таких, как например, «Репка» или «Теремок». Дело в том что, несмотря на хорошо известный сюжет сказки, дети столкнутся с новыми для них технологиями раскадровки (составления развернутого плана сказки и озвучивания). Использование этих технологий в будущем приучит к внимательной работе с текстом, заложит основы аналитической работы и средствами художественной выразительности.

Относительно возраста детей, мы считаем, что создать мультфильм можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольными. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, дети 3-4 лет могут с помощью взрослого создать декорации, нарисовать или слепить персонажей мультфильма; во время съемки – передвигать фигурки, могут озвучить его. Дети же старшего дошкольного возраста уже могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатор (аниматора), художника, актера и композитора.

Если Вы решили создать пластилиновый мультфильм, то сначала, нужно выбрать героев для своей сказки, которых дети могут вылепить из пластилина. Обязательно нужно обговорить размеры и одежду героев (русские народные или современные костюмы, аксессуары (платок, сумка, зонт, книга, телефон…).

Чтобы фигурки были более реалистичными, используйте как можно больше деталей: мимику, гримасы, моргание глазами - размер головы в этом случае не должен быть маленький. Используйте проволоку и зубочистки (спички) для крепления фигуры. Ноги должны быть прочными, чтобы удержать фигурку во время движения. При движении наклоняйте фигурку вперед и назад, чтобы сымитировать походку человека.

Используйте природный и бросовый материал для создания декораций и фона. Камушки, «стекляшки», пуговицы, бисер, бусинки – всё это может превратиться в необычных героев, которые оживут на экране и заживут своей жизнью.

Необычными смотрятся «песочные» мультфильмы, таким образом, ребенок погружается в мир волшебства и фантазий.

Активно используйте освещение. Так фонариком или лампочкой сзади чуть прозрачного фона можно изобразить солнце или луну.

В дальнейшем, интересно для детей будет создать «Старую сказку на новый лад», использовать вместо привычных предметов – новые, необычные, изменить сюжет сказки, добавить новых персонажей. Желательно, чтобы дети активно участвовали в обсуждении и создании образов персонажей.

При создании мультфильма дети закрепляют умение брать на себя разные роли в соответствии с сюжетом, совершенствуют умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение или песню. Они могут создать историю своей семьи, рассказать о нашей стране или отправиться в путешествие на далекую планету. Можно создать мультфильм о своем детском садике, и героями будут дети группы, рассказать о том, как они сегодня провели свой день, или может о том, как они плавали в бассейне или помогали малышам одеваться на прогулку. Тема мультфильма может быть любой, всё зависит от фантазии ребенка и педагога.

Особое внимание нужно обратить на «площадку» для съемки, которая представляет собой специально выделенное место. В этом месте располагается удобный стол, к которому можно подойти с нескольких сторон, освещение, цифровой фотоаппарат или видеокамера на штативе, мультимедийный компьютер с установленным на нем программным обеспечением, которое позволяет импортировать отснятый материал и производить с ним простейшие операции: удалить лишние и неудачные кадры, наложить голосовое и музыкальное сопровождение, установить титры.

Алгоритм действия при создании мультфильма:

    Выбираем любую сказку, рассказ или стихотворение (или вспоминаем историю из опыта, или придумываем историю сами), идея – сценарий.

    Подготовка к съемке мультфильма, изготовление персонажей.

    Подготовка декораций и фона.

    Установка декораций на площадке для съемки, моделирование персонажей.

Секрет успеха : Создавая декорации, следите за тем, чтобы передний план был открыт и декорации не загораживали основных персонажей

    Съёмка мультфильма - анимация (Взрослый или один из детей выполняет роль оператора, занимает место у видеокамеры или фотоаппарата (закрепленного на штативе), а остальные осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом.)

Секрет успеха :

    Чем больше детализация движения персонажа, тем движения будут естественными, плавными.

    Во время съемки следите, чтобы статичные предметы (фон) не двигались.

    Не забывайте, что в декорациях могут происходить изменения (подул ветер – дерево закачалось)

    В кадр не должны попадать посторонние предметы, руки аниматоров, тени.

    Чтобы движения персонажей получились четкими, снимать нужно с одной точки, зафиксировав фотоаппарат (желательно в штативе), не удаляя и не приближая изображение.

    Монтаж мультфильма (весь отснятый материал переносится на компьютер, просматривается, лишние кадры удаляются в основном эту работу делает взрослый) переносим фотографии на линию мультфильма, изменяем свойства

Секрет успеха:

    Чем больше кадров в секунду, тем движения персонажей более плавные; чем меньше - тем более прерывистые. Расчет времени: обычно мы делаем 4 кадра в секунду, иногда 1 (все зависит от программы). Соответственно, при скорости 1 кадр в секунду для минуты фильма нужно сделать 60 фотографий.

    Совсем не обязательно делать каждое движение героя, можно их позже скомбинировать на компьютере. Например, кивок головой – можно снять 2-3 кадра, а потом их повторить.

Секрет успеха:

    При необходимости записывайте текст небольшими кусочками.

    Во время записи должна быть абсолютная тишина «в студии» (никаких посторонних шумов)

    Можно использовать звуковые эффекты (скрип двери, шум прибоя...)

8. Музыкальное сопровождение, титры. Делает взрослый, т.к. для детей это трудоемкий процесс, вызовет усталость и может погасить интерес.

9. Размещение фильма в сети Интернет (например, на Youtube)

10. Из отснятого фотоматериала можно создать свою книгу и авторами этой книги будут дети.

Итак, ваши дети слепили из пластилина героев сказки? Или придумали интересную историю? На улице плохая погода и хочется заняться чем-нибудь необычным, интересным и увлекательным? Хочется показать детям этапы роста растения? Построить свой город. Тогда - создайте с ними мультфильм!!! Оживите персонажи, наложите голос – результат потрясет и вас и детей. Удачи и творческих вам успехов в этом наиинтереснейшем занятии!

Сказка «Лесные приключения»

Придумана детьми коллективно

к новогодним поделкам,

которые выполнили совместно с родителями

Ж или-были на лесной полянке 2 снеговика: Снеговик Великан, Снеговик Кругляшок и Снеговик Мозайка. А рядом на другой полянке жили Снегурочка с Дедом Морозом. Однажды у Снегурочки случилось несчастье, злой Мороз Ледяной Нос заколдовал Деда Мороза, забрал все подарки себе. Снегурочка об этом написала письмо Снеговичкам, попросила у них помощи.

Снеговик Великан сразу сказал: «Скорее собирайтесь спасать Деда Мороза!» Снеговик Кругляшок сказал: «Давайте возьмем с собой волшебный колокольчик, мороз Ледяной Нос услышит его звон, испугается и отпустит Деда Мороза к ребятам на праздник». «Ура! Ура! Здорово придумал!» - закричал радостный Снеговичок Мозайка и побежал за колокольчиком.

Потом они пошли в лес. Волшебный колокольчик указывал им путь. Когда подошли к домику Ледяного Мороза, стоял на улице сильный мороз. Но Снеговичкам было не холодно, т.к. они шли выручать друга из беды.

Подошли они к Домику Мороза Ледяного Носа, Снеговик Великан как зазвонил в волшебный колокольчик, дом весь рассыпался и они увидели двух Морозов. Дед Мороз Красный Нос говорит: «Ой, спасибо, вы спасли меня! Вы – настоящие друзья!» «Возьмите меня с собой, сказал Мороз Ледяной Нос, я исправлюсь, не буду никого обижать, я тоже хочу праздника! Одному быть очень грустно…» Снеговички сказали: «Ну, хорошо! Пойдем с нами!»

И пошли они к детям в детский сад на праздник: 3 Снеговичка: Снеговик Великан, Снеговик Кругляшок, Снеговик Мозайка, 2 Мороза: Мороз Красный Нос и Мороз Ледяной Нос и одна Снегурочка.

Елочки переливались разными огнями и освещали им свой путь, Колокольчик весело звенел.

Дети в детском саду очень обрадовались!

Сказка «КОСМИЧЕСКИЙ СОН»

Мультфильм поставлен

по произведению экологической сказки,

придуманной педагогом

Двиняниой Е.В.

Выработать необходимые практические умения и навыки:

Приобщить ребенка к изобразительному искусству: к картинкам, сказкам, стихам.

Выработать необходимые практические умения и навыки,

Реализовать творческие способности детей, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.

Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, умение занять себя в свободное время.

Характерными особенностями таких заятий являются:

Направленность не на занятие, а на развитие ребенка, не сообщение ему суммы знаний, а приобретение практических умений.

Присутствие доброжелательной, творческой атмосферы.

Данная работа проводятся в игровой форме, интегрированной форме таких областей, как художественная, чтение художественной литературы, коммуникация, труд, безопасность, социализация.

Использование сказки в позволяет:

- Коммуникативная направленность каждого слова и выска­зывания ребёнка на занятии.

- Совершенствование лексико-грамматических средств языка.

- Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произ­ношения, восприятия и выразительности.

- Развитие диалогической и монологической речи.

- Эффективность игровой мотивации детской речи.

- Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализа­торов.

Создание благоприятной психологической атмо­сферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

- Приобщение детей к народному фольклору.

У дошкольников развивается зрительное восприятие, произвольное внимание, воспитывается усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца, умение работать самостоятельно.

Формируются творческие навыки: координация движений рук и мелкая моторика.

Создание мультфильма в условиях ДОУ – шаг за шагом

Стародворских Татьяна Павловна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 20 компенсирующего вида, г. Красноуральск.
Описание материала: предлагаю вашему вниманию статью, посвященную развитию детей старшего дошкольного возраста посредством организации деятельности по созданию мультфильмов в условиях ДОУ. Статья будет интересна воспитателям дошкольных образовательных учреждений, а также педагогам дополнительного образования.
Проблема развития детей старшего дошкольного возраста - одна из важнейших проблем современной педагогики. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность, познавательную и творческую активность, побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании, самовыражении, творческой конструктивной деятельности.
В настоящее время одним из факторов, которые оказывают влияние на становление личности дошкольника, его познавательную и речевую активность является развитие информационно-коммуникационных технологий. Большую роль в развитии ребенка-дошкольника играют мультфильмы. Как показал опрос воспитанников МБДОУ Д/с № 20 компенсирующего вида г. Красноуральска (в составе 60 человек) старшего дошкольного возраста, проведенный педагогами ДОО, 100% детей любят смотреть мультфильмы, а 75% - хотели бы сами научиться создавать мультфильмы.
Мультипликация, или анимация, - это вид современного искусства, который обладает чрезвычайно высоким потенциалом познавательного, художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей старшего дошкольного возраста, а также широкими образовательно-воспитательными возможностями. Анимация – технология, позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных объектов создавать иллюзию движения; наиболее популярная форма – мультипликация, представляющая собой серию рисованных изображений. Мультипликация представляет собой сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств, является сложным процессом воздействия на личность ребенка, с особой силой воздействует на его воображение. При грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития познавательной, творческой, речевой активности детей дошкольного возраста.
Кроме того, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который предписывает развитие дошкольника в пяти образовательных областях, данная деятельность позволяет решать задачи:
речевого развития детей (знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, обогащение словаря; в ходе озвучивания мультфильма - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);
познавательного развития (деятельность по созданию мультфильмов вызывает у дошкольников устойчивый интерес и способствует поддержанию познавательной мотивации, обеспечивает решение дошкольниками проблемно-поисковых ситуаций, способствует формированию у старших дошкольников произвольного внимания, развитию слуховой и зрительной памяти, развитию воображения и мышления дошкольников);
художественно-эстетического развития (восприятие художественных произведений, стимулирование сопереживания персонажам произведений, самостоятельная художественная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма);
социально-коммуникативного развития (развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности и саморегуляции в процессе работы над созданием общего продукта – мультфильма, развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к труду и творчеству);
физического развитие (развитие мелкой моторики рук)
В рамках деятельности по созданию мультфильмов естественным образом интегрируются различные виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Создание анимационного фильма предполагает наличие следующих этапов :
1. Определение общей идеи мультфильма.
2. Написание сценария мультфильма или знакомство с готовым художественным произведением.
3. Изготовление героев и декораций для всех сцен фильма.
4. Покадровая съёмка мультфильма.
5. Соединение кадров в фильм при помощи компьютерной программы.
6. Озвучивание фильма.
7. Совместный просмотр.
Организация данной деятельности имеет следующие особенности.
Особенность организации рабочего пространства для создания мультфильма предполагает специально оборудованное место в группе, либо отдельное помещение, оснащенное необходимыми для детского творчества материалами. Для создания мультфильма в технике «Перекладка» предусмотрены краски (гуашь, акварель, пальчиковые), цветные карандаши, восковые мелки, сангина, цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей. Пластилин, глина, природные материалы (шишки, семена растений, гербарии, веточки, ракушки, камешки и т.д.), а также сюжетные игрушки предусмотрены для изготовления «Объемной анимации». Сыпучие продукты (крупы, песок кофейные зерна и др.) - для «сыпучей анимации», а также технологические карты рисования персонажей, картинный материал, схемы изготовления мультипликационных героев и декораций (животных, людей, растений, строений, транспорта и т.д.) из разнообразных материалов (природного, пластилина, бумаги и др.). Данные пособия могут использоваться в зависимости от поставленных педагогом образовательных целей деятельности по созданию мультфильма.
Из технических устройств обязательным условием является наличие фотоаппарата, компьютера с программой для создания мультфильмов, штатива и дополнительных источников света.
Постановка приоритетных целей и задач является основополагающим условием деятельности по созданию мультфильмов, определяющим направление работы педагога и детей, выбор художественного произведения, технику исполнения. Педагогические цели данной деятельности могут быть направлены на социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие дошкольников. После определения цели и задач мультипликационной деятельности с детьми, встает проблема выбора художественного произведения, соответствующего по содержанию поставленной цели. Произведение должно соответствовать следующим требованиям:
– простота и четкость ритма (если оно имеет стихотворную форму),
– небольшой объем,
– простота и ясность знакомых детям образов,
– отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.
Создание мультфильма предполагает комплексную организацию разнообразных видов детской деятельности (оговоренных в ФГОС ДО): восприятие художественной литературы, коммуникативной деятельности, познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования, продуктивной, изобразительной и конструкторской деятельности.
Организация наблюдения и экспериментирования в процессе создания мультфильма заключается в побуждении дошкольников к активному предварительному исследованию и изучению изображаемых объектов и явлений с целью правдоподобной их передачи.
Организация продуктивной деятельности дошкольников в процессе создания мультфильма заключается в совместной с педагогом работе над изготовлением персонажей, декораций из различных материалов. Выбор материала предоставляется детям.
Для создания мультфильмов традиционно используют несколько техник:
1. Перекладка – создание детьми плоских персонажей (нарисованных, вылепленных, вырезанных из бумаги и т.д.), плоского фона и декораций. Передвижение происходит путем перемещения объектов по фону.
2. Сыпучая анимация предполагает использование в работе сыпучих материалов (манка, сахар, гречка, горох, песок и др.), движение происходит с помощью рисования руками по сыпучему фону, находящемуся на прозрачной подсвеченной поверхности.
3. Объемная анимация - изготовление объемных персонажей и декораций, их перемещение в трехмерном пространстве. Дает возможность использования в работе природных материалов, сюжетных игрушек, поделок из бросового материала, пластилина, глины. Является наиболее трудоемкой и сложной в исполнении техникой создания мультфильма.
Организация деятельности по озвучиванию мультфильма заключается в распределении ролей между дошкольниками, (необходимым условием является участие в постановке каждого ребенка), разучивании текста произведения, диалогов и монологов. Далее осуществляется звукозапись текста с использованием микрофона и компьютерной программы.
Организация съемки мультфильма предполагает выставление дошкольниками каждого кадра мультфильма, отражающих движение персонажей, их мимику, жесты и прочее. Педагог, используя штатив и неподвижные источники света, фотографирует каждый кадр, учитывая смену ракурсов, дальнего и ближнего и планов. Чем большее количество кадров отснято, тем плавне и правдоподобнее будет мультфильм.
Монтаж мультфильма в компьютерной программе производит педагог: выставляет кадры в строгой последовательности, накладывает звукозапись текста, музыку, титры.
Заключительная часть деятельности по созданию мультфильма в условиях дошкольной образовательной организации предполагает совместный просмотр готового мультипликационного продукта группой старших дошкольников, высказывание впечатлений от совместной работы, выражения собственного мнения, оценивание результатов творческой деятельности и приобретенных в процессе нее знаний. Также возможно приглашение на презентацию мультфильма родителей.
Организованная деятельность по созданию мультфильмов старшими дошкольниками позволяет решать образовательные задачи, формировать навыки работы в коллективе, сотрудничества и взаимопомощи, развивать творческие способности старших дошкольников, активизировать познавательные процессы и предполагает комплексную организацию разнообразных видов детской деятельности.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что деятельность по созданию мультфильмов может выступать эффективным средством комплексного развития детей старшего дошкольного возраста, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Литература:
1. Анофриков П. Принципы организации детской мультстудии. // Искусство в школе. 2009. № 6. С 13-16.
2. Больгерт Н., Больгерт С. Мультстудия Пластилин. – М.: Издательство Робинс, 2012. 66с.
3. Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. №5. С.54–59
4. Ишкова Е.И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. 2013. № 8. С.20 – 23
5. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение, 2007. 175 с.
6. Милборн А. Я рисую мультфильм. М.: РОСМЭН, 2006. 64 с.
7. Тимофеева Л. Л. Мультфильм своими руками. // Воспитатель. 2009. № 10. С. 25 – 28
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.; 2013. – 29 с.