Светлана Кудашова
Коммуникативный совместный тренинг для подростков из приёмных и опекаемых семей и их замещающих родителей

Коммуникативный 3-х дневный совместный тренинг для подростков из приёмных и опекаемых семей и их замещающих родителей .

Педагог-психолог МБУ ДО «Центр «Позитив» Кудашова С. В.

Педагог-психолог МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В

город Энгельс2017г.

День 1. САМОПОЗНАНИЕ

Цель : Создание единого социально-психологического комфортного пространства для детей в замещающих семьях , а также их приёмных родителей и опекунов . Оптимизация детско-родительских отношений в замещающих семьях .

Отработка коммуникативных навыков подростков по вертикали и горизонтали.

Организационная часть.

Организаторы проекта приветствуют участников и дают установки на плодотворную работу.

Здравствуйте, ребята! Мы с вами оказались участниками интересного проекта. Кто запомнил его название? «Самжи» -что это означает, по-вашему (самому строить свою жизнь, самостоятельно жить,)

Почему именно в кругу?. Мы не случайно сели в круг. Это значит, что мы будем работать с вами в тренинговом режиме . Поднимите руку, кто уже участвовал в тренинге ? Вы будете нашими помощниками…

Кто знает, что такое тренинг ?. Верно, тренинг , это тренировка . Мы предлагаем Вам в течении трех дней поработать в тренинговом режиме и потренировать навыки общения .

Эти навыки нам не даются от природы. Но их можно развить целенаправленно и, причем, довольно успешно.

Ведь такие навыки нужны не только в учебной и трудовой деятельности, но и в обычной жизни. Сегодня на занятии мы с вами как раз и будем заниматься развитием навыков эффективного общения.

В тренинге существуют правила (см Приложение)

Важное условие : и взрослые и подростки принимают участие во всех упражнениях на равных!

I. Знакомство.

Предлагаем познакомиться…

Имя + качество, которое помогает вам общаться (по кругу) .

II. Разогрев.

Упражнение : "Ветер дует на того, кто…"

Цели : усилить групповую динамику; поменять местами учащихся перед следующим заданием.

Время : 5 минут.

Всем, кто соответствует названному признаку, необходимо поменяться местами.

В брюках?

Умеет играть на муз. инструменте?

Любит поспать?

Может починить утюг?

Умеет готовить?

Кто чувствует себя уверено в общении?

Что значит общаться?

III. Основная часть.

(Общение начинается с умения слушать собеседника)

Упражнение «Тетушка из Бразилии»

Цель : создание условий для повышения работоспособности и энергичности, эффективного взаимодействия друг с другом, развития умения слушать.

Все участники встают в круг. Ведущая говорит, что к ней приехала тётушка из Бразилии с вот таким чемоданом, изображая руками его размеры. Далее каждый по очереди по кругу повторяет все предыдущие слова и жесты, добавляя свою фразу….

Игра должна быть динамичной, движения не должны повторяться.

(В общении важно понять другого, установить контакт)

Упражнение «Интервью на букву»

Цель : установление контакта, развитие навыков понимания других.

В кругу каждый участник получает одну карточку с буквой и задает 4 вопроса соседу справа. Сосед отвечает на эти вопросы только словами, которые начинаются на «его» букву.

Обсуждение :

Чему учит данное упражнение?

Что было проще : отвечать или задавать вопросы?

Упражнение «Копилка трудностей»

Цель : определить проблемное поле участников.

На листочках необходимо написать о ситуациях, которые для вас трудны (когда нужно выступать на сцене, отвечать у доски, отпрашиваться куда то у родителей , прийти в незнакомую компанию, договориться о доп. времени за комп-ом) (Ведущие анализируют написанное для проработки на следующих занятиях)

IV. Рефлексия :

Что запомнилось больше всего?

Что показалось интересным?

Что полезное вы возьмете с собой?

День 2. САМОРАСКРЫТИЕ

Приветствие ведущих.

I. Продолжаем знакомство. Имя + прилагательное на первую букву своего имени.

II. Упражнение «У меня сегодня настроение вот такое…» и изображаем пантомимой

Утверждения

Проще и интереснее общаться : девочки с девочками, а мальчики с мальчиками.

Если говорить тихо, то убедить другого не получится.

Если человек имеет свою точку зрения и отстаивает ее, то его можно назвать самостоятельным.

Ответы : «ДА» , «НЕТ» , «МОЖЕТ БЫТЬ» .

IV. Упражнение «Красный карандаш»

Цель : дать участникам группы возможность почувствовать на себе эффект разного отношения со стороны партнеров от жёсткой критики до поддержки.

Упражнение выполняется в круге. Один из участников рассказывает о какой-то своей небольшой проблеме или затруднении. В ответ круг должен отреагировать с позиции осуждения или критики (ничего удивительного)

Второй круг дает возможность участникам почувствовать эффект поддерживающего отношения со стороны партнера (зато ты)

После выполнения этих упражнений участники обсуждают в группе чувства, возникшие при их выполнении :

Что для вас было проще- критиковать или поддерживать?

Какие чувства вы испытывали при этом?

V. «Копилка преодоления трудностей или Мозговой штурм» (одна голова хорошо, а 10 лучше)

Из «Копилки» выбирается одна, связанная с общением трудность и круг пытается найти решение.

VI. Упражнение «Ассоциации»

Цель : получение обратной связи, развитие навыка размышлять о свойствах других людей, сравнивая их с другими объектами.

Один из участников садится в центр круга. Остальные участники по очереди дают свои ассоциации на этого человека, после чего ведущий выбирает ту ассоциацию, которая наиболее точно охарактеризовала его.

Рефлексия

Может ли интуиция или умение почувствовать другого человека быть полезным в жизни?

В каких случаях?

VII. Упражнение «Картинка на память»

Необходимо выбрать для соседа метафорическую карту «Я хочу подарить тебе, чтобы…или потому что…

Рефлексия.

Была ли наша встреча полезной и интересной?

Что запомнилось из сегодняшнего занятия?

В качестве резервного может быть упражнение на доверие партнёру «Маятник» или «Индейцы на болоте» .После которого важно обсудить тему доверия.

День 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

I. Оргмомент. Поздороваться с как можно большим количеством участников : «Привет, как дела?»

II. Основная часть.

Упражнение «Шнуровка» . Самостоятельным быть хорошо (плохо…

Упражнение «Пчелы и змеи»

Результат игры зависит от слаженности действий внутри группы.

Инструкция. Нужно разбиться на две равные команды : пчелы и змеи. Каждая группа должна выбрать своего короля. Оба короля выходят за дверь и ждут, пока их не позовут. Затем ведущий прячет два предмета, которые короли должны разыскать в классе. Король пчел должен найти мед - губку. А змеиный король должен отыскать ящерицу - карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать. А змеи должны помогать своему королю шипением. Чем ближе змеиный король подходит к ящерице, тем громче должно быть шипение.

Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить. Мне очень интересно узнать, кто из королей окажется первым.

Упражнение «Пройди через кольцо!»

Цели :

Снять напряжение участников тренинга путем вовлечения их в групповое физическое действие;

Создать в группе атмосферу взаимной ответственности, эмоциональной свободы, радости от коллективного успеха;

Объединить участников для решения задачи на основе партнерства.

Ресурсы : гимнастический обруч или широкая резиновая лента-кольцо диаметром около метра.

Участники стоят в кругу. На руку одного из игроков надевается обруч или резиновое кольцо-лента. Затем все участники берутся за руки.

Задание : обруч передается по кругу, пока не вернется в начальную точку. Так как руки игроков сцеплены, то им придется приложить определенные физические усилия и смекалку, продевая кольцо через себя (без участия рук, перешагивая через него и т. д. По сути, вся живая цепочка должна «пролезть» через обруч, не разжав соединенных рук. По итогам упражнения объявляется время, затраченное на выполнения задания.

Завершение : обсуждается упражнение. Что понравилось в нем, а что - нет? Помогает ли игра созданию коммуникативных связей ?

Упражнение «Копилка преодоления трудностей»

Из «Копилки» выбирается одна, общая для всех, трудность и круг пытается найти решение.

Упражнение «Путешествие» (предварительно участники делятся на 4 группы)

Задание группам :

1 этап : нарисовать картину на тему «Путешествие…в» :

В джунгли;

В пустыню.

В город.

2 этап : презентовать «шедевр» .

Обсуждение :

Что помогло (помешало) достижению цели, что получилось (не получилось?;

Удалось ли установить контакт и понять других участников?

Работали вместе или рядом?

Упражнение "Подарок".

Эта игра уже не только служит для знакомства, но и учит принимать коллективное решение.

1 этап : Начать игру может любой ученик. Он передает мяч - подарок любому другому игроку, отчетливо называя что, кому и почему он дарит. Получивший мяч передает его следующему.

Так продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у всех игроков по одному разу.

Когда мяч вернется к тому, кто начинал игру, начинается 2 этап : необходимо передать мяч в том же порядке, но молча и как можно быстрее.

3 этап : Необходимо придумать варианты, как можно провести игру быстрее, сохраняя первоначальные правила : мяч в определенной последовательности должен побывать у каждого игрока только один раз.

На самом деле результатом будет не высочайшая скорость передачи мяча, а бесценный опыт сотрудничества, принятия совместных решений , появление чувства сопричастности.

4 этап : Обсуждение процесса и результата игры.

V. Завершение работы.

Общая оценка дня : ведущий просит каждого участника оценить день одним из способов :

Понравилось - поднять руку вверх;

Понравилось средне - вытянуть руку вперед;

Не понравилось - опустить руку вниз.

Рефлексия.

Была ли наша встреча полезной и интересной? На сколько?

Хотели бы вы встретиться еще раз?

Упражнение "Фотография на память".

ПРАВИЛА ТРЕНИНГА

1. Правило «00» .

2. Правило микрофона.

3. Правило активности.

4. Правило «Я-высказывания» .

5. Правило тактичности.

6. Правило имени.

7. Правило вежливости.

8. Правило «Здесь и сейчас» .

9. Правило конфиденциальности.

10. Правило «СТОП» .

Тренинг для родителей «Радость воспитания»

Цель: осознание родительской роли, определение истинных ценностей в своей жизни и реализация своих возможностей в воспитании ребенка.
Задачи:
- Научиться разрешать конфликты мирным путем, не оказывая влияния с позиции силы;
- Найти пути, ведущие к развитию у ребенка правильной оценки своих поступков;
- Осознать конечные цели, которые преследует ребенок своим поведением;

- Стать счастливым и спокойным родителем.

Форма проведения: занятие.
Необходимые материалы и оборудование: листы бумаги на каждого участника, флипчарт, скотч, карандаши цветные и простые, маркеры, фломастеры, спектрокарты У. Халкола, А. И. Копытина, смайлик мячик, широкая лента или платочек – 6 шт.

Ход занятия:

Ведущ ий: В детстве мы не раз давали себе обещание не повторять ошибок своих родителей, когда вырастем. Кто из нас не раз говорил себе: "Я никогда не буду поступать так с собственным ребенком"? Но когда появляются дети, нам не помогают, ни данные себе когда-то обещания, ни кипы книг по детской психологии и педагогике, ни советы подруг, а уже тем более бабушек… Ошибки в воспитании приводят к тому, что дети становятся скрытными и неуправляемыми, детская агрессия накаляет отношения в семье, а нередко даже приводит к разводу родителей!
Сегодня мы с вами поговорим о том, как изменить взрослое отношение к особенностям детского поведения и проблемам детства. О том, как строить общение и сотрудничество между взрослыми и детьми. Обсудим, как можно научиться быть успешным родителем, педагогом.
1. Приветствие «Передай пакет»
Цель: стимулировать внимание участников тренинга, активизировать их творческие способности, привлекать родителей к совместной деятельности помочь родителям узнать друг друга.
Ведущий: Перед тем, как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка. Предлагаю вам бумажный пакет, в котором написаны задания. Пакет передаете по кругу или бросаете друг другу. Начинать выполнение задачи мы будем под музыкальное сопровождение. Когда музыка стихнет, тот, у кого в этот момент оказался пакет открывает его и берет первый, попавший в руки листок, читает и выполняет задание. Игра будет продолжаться пока все листочки в пакете не закончатся.
(Примеры вопросов и задач: назови свой любимый цвет, назови свое имя, любимое хобби, какую музыку вы слушаете, какие качества цените в людях, какой любимый фильм, напойте любимую песню, какое время года вам больше всего нравится, яркое воспоминание из детства, кем вы хотели стать в детстве и воплотилась ли ваша мечта в жизнь?)
2. Правила
Сообщение психолога о правилах работы группы (под¬готовить на отдельном плакате).
Обсуждение и разъяснение необходимости выполнения всех правил каждым участником группы. Перечень правил:
Активность. Старайтесь участвовать во всех упражнениях.
На занятии может говорить только один человек. Не перебивайте! Уважайте друг друга! Говорить можно только в круг, нельзя шептаться с соседом
Правило поднятой руки. Не выкрикиваем, если что-то очень хочется сказать, поднимите руки.
Обсуждаем только то, что происходит здесь и сейчас.
Другим людям, даже близким, можно рассказывать только о том, что делал или чувствовал на тренинге ты сам. Нельзя рассказывать о том, как вели себя или что говорили другие участники группы.
Правило «стоп». Если Вы не готовы обсуждать эту тему, то можно пропустить ход.
Наказание

3. Презентация «Давайте познакомимся» (работа в дневниках)
Ведущий: Уважаемые родители! Наша встреча будет необычная. Все что будет происходить, предлагаю оставить в своей памяти. Предлагаю каждому из Вас дневник для работы на сегодняшней встрече. Рекомендую быть откровенными, искренними, открытыми в своих ответах, потому что это позволит помочь найти пробелы в воспитании вашего ребенка и проанализировать их. Ваши ответы будут конфиденциальными, поэтому надеюсь на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания.
Откройте дневники и заполните первую страницу.
Имя_____________________________________________________________________________
Ваше кредо______________________________________________________________________
Ваши семейные ценности__________________________________________________________
Для эффективности работы предлагаю вам заполнить визитки со своим именем.
4. Беседа «Вспомним своих родителей»
Ваш ребенок стал взрослеть. Вы видите в нем много перемен, стараетесь изменить подходы в общении с ним. Ищете новые приемы воздействия на него, «входите в роль» строгого или, наоборот, доброго родителя. Вы можете даже не догадываться, что усвоили представления о родительской роли задолго до того, как обзавелись детьми. Разумеется, вы усвоили это представление, наблюдая за поведением собственных родителей (или других людей, заботившихся о вас) и оценивая их отношение к вам и друг к другу. Вспомните поведение ваших родителей, когда вы были подростками. Насколько сильное влияние могло оказать поведение ваших родителей в тот период на ваше нынешнее отношение к собственным детям.
- Какими были ваши родители? Были ли они любящими, жестокими, нежными, бесстрастными, строгими, снисходительными, честными?
- Каким было преобладающее выражение их лиц? Улыбались ли они, хмурились или избегали смотреть в глаза?
- Как они обращались с вами, когда сердились? Кричали они на вас, бранили или наказывали вас, и если да, то, каким образом?
- Отдавали ли они предпочтение кому-либо из детей, если у вас были братья или сестры?
- Вспомните самое плохое и самое хорошее, что вам приходилось слышать от них. Как они выражали свой гнев, страх, любовь, печаль?
- Пытались ли они манипулировать вами? Если пытались, то, каким образом, - заставляя вас испытывать чувство вины, пугая вас, подкупая вас, расточая вам фальшивые комплименты?
- Какими были их жизненные девизы или семейные пословицы (Например, «Тише едешь – дальше будешь».) Полезными или сковывающими оказались для вас эти изречения?
- Доверяли ли вы своим родителям? Лгали ли они вам?
- Соревновались ли они с вами или друг с другом?
- Было ли у вас ощущение, что, в общем и целом, они находятся на вашей стороне?
- Что вам особенно не нравилось в них? Почему?
- Что вам особенно нравилось в них? Почему?

Ваши ответы дадут вам возможность больше узнать о том, какими были ваши родители. Воспользуйтесь этой информацией для более полного осознания своего сходства с ними или отличия от них.
Просмотрите свои ответы и спросите себя: «В чем я могу копировать их?». Какие ваши манеры, жесты или тон голоса напоминают родительские. Спросите себя также: «В чем я сознательно стараюсь быть непохожим на них?».
Это упражнение является примером того, как решения, принятые нами на основе раннего опыта, становятся частью нашего мира и оказывают сильное влияние на развитие нашей личности.
5. Упражнение «Что я возьму из опыта своих родителей».
Цель: проанализировать опыт собственного воспитания и определить позитивные и негативные стороны влияния семейного воспитания.
(Вначале выполнения упражнения ведущий просит группу вспомнить истории из своего детства, методы воспитания родителей, которые применяли к ним родители в детстве).
Ведущий: Предлагаю вам разделить лист на две части. В одной половинке листа запишите, положительный опыт, который вы возьмете из опыта своих родителей (не менее 3 пунктов), в другой половине листа напишите отрицательный опыт, который вы никогда не будете использовать в своем родительстве.
Вывод: опыт собственного родительства формируется на основе моделей семейного воспитания.
6. Упражнение «Карта родительских ролей»
Цель: повышение уровня родительской компетентности.
Ведущий: Быть родителем – очень сложная и многосторонняя задача. Нам известно, что ребенку нужны любовь, забота и ограничения. А что это обозначает в действительности? Быть родителем – это роль человека на всю жизнь. Умение быть родителем рождается в результате взаимоотношений с ребенком, но каждый родитель получает начальные навыки для этого процесса из своего родного дома и из окружающей среды, в которой он вырос. Быть ответственным родителем – это необходимость для нормального развития ребенка, а также немаловажная задача с позиций общества, может быть, самая важная с точки зрения жизни.
Рассмотрим с вами «Карту родительских ролей». Отметьте, пожалуйста, какие роли, по Вашему мнению, выполняет родитель в воспитании ребенка? Распределите круг на сектора и отметьте эти роли. Пронумеруйте их в порядке значимости для вас.
7. Игровое упражнение «Запрет».
Ведущий: Посмотрите, пожалуйста, на свои стулья, у кого на стуле окажется геометрическая фигура - треугольник выходит в круг. Вы ребенок, а у кого в руках окажется круг – будет мамой. Мать ребенка очень о нем заботиться: следит за тем, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещает прыгать ребенку по лужам, бегать по улице, прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот и т.д. Рассмотрим все выше перечисленное на конкретном примере.
Ты – маленький ребенок. Вы с мамой спешите в детский сад. А ты очень энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов ребенок
- Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.
- Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой!
Перестань глазеть! – я тебе отвечаю. (Завязываю глаза платочком)
Вы бежите дальше, и встречаете по дороге подругу мамы и, взрослые быстро обмениваюсь с последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь:
- Мама, а кто такой дядя Юра?
- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши! (Завязываю платочком уши)
Мама прощается с подругой, и вы бежите дальше.
- Мам, а меня Машка ждет в детском садике, которая…
- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот! (Завязываю платочком рот)
Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Мама кричит:
- Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки! (Завязываю руки платочком)
Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Мать в ужасе кричит на неё.
- Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Завязываю платочком ноги)
Ребенок начинает хныкать. Мама продолжает на неё кричать:
- Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (Завязываю платком сердце).
Ведущий: Посмотрите на этого ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно. Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.
Родители находят компромисс для решения сложных ситуац ий:
- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не завязывать рта - выслушать ребенка;
- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;
- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;
- Не завязывать сердце – выслушать и понять ребенка.
Ведущий: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.
8. Игровое упражнение «Запрещаем – разрешаем»
На доску крепятся три цветных листа, соответствующие зонам запрета.
зеленый символизирует зону «Полная свобода»;
желтый – зону «Относительная свобода»;
красный – зону «Запрещено».
Участникам тренинга предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам. Полученные варианты анализируются: родители совместно с ведущим (психологом, педагогом) прогнозируют возможные ситуации и допущенные ошибки.
Ведущий: Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.
Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.
9. Работа с набором «Спектро-граффити» («Спектрокарты» У. Халкола, А. И. Копытин)
Ведущий: вашему вниманию представлены фотографии. В течение 5-10 минут внимательно рассмотрите фотографии и выберите из них одну или две, которые отвечают на вопрос «Что является для вас наиболее важным в жизни в настоящий момент?» после выбора член группы садится на свое место, показывает и комментирует свою фотографию. Просьба не прерывать рассказ вопросами и обсуждениями, каждый лишь по очереди рассказывает про свою фотографию. После того, как все участники расскажут про выбранные фотографии, мы можем перейти к вопросам и комментариям.
10. Завершающее упражнение «Пожелания по кругу»

Методическая разработка: тренинг

Взаимодействие родителей с «особыми» детьми

Макаренко Светлана Михайловна,
педагог-психолог ГБДОУ детский сад №104
Невского района Санкт-Петербурга

Цель : повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.

Задачи тренинга:

  • усиление способности родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
  • изменение неадекватных родительских позиций;
  • оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.

Основная форма проведения встреч - практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми. Практической работе обязательно предшествует ознакомление с теоретическим материалом (мини-лекции).

Некоторые упражнения выполняются на каждой из встреч и становятся ритуалом группы, что способствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу и благоприятный психологический климат.

Обязательно проводится процедура обратной связи, благодаря которой родители чувствуют и осознают необходимость ее использования при взаимодействии с детьми.

Все участники тренинга получают на руки раздаточный материал, который могут использовать в дальнейшем.

Тренинг рассчитан на 6 занятий по 1.5 часа каждый

Описание программы

1 занятие

1.Приветствеи, знакомство, правила группы

Сегодня мы с вами встретились, чтобы поговорить о наших детях. Нам кажется, что наши детки «ОСОБЫЕ» - самые трудные, что только наш ребенок, дерется, не может усидеть на месте и 10 мин и т.д. На самом деле - это не так. На сегодняшний день вопросы по работе с агрессивными и гиперактивными детками звучат чаще всего. Попробуем разобраться. На этом тренинге мы получим правильное, более точное представление об агрессивных и гиперактивных детях; научимся понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности этих детей, будем развивать навыки в совместной деятельности; умения сотрудничать с нашими детками, будем учиться согласовывать собственное поведение с их поведением.

Для начала мы должны определить нормы и правила нашего тренинга. Я буду и называть, вы соглашаться или нет, будите добавлять свои и мы все запишем на доске. Начнем:

1. Правило «ноль-ноль», предусматривающий своевременное начало тренинга, его окончание и столь же своевременное возвращение в аудиторию после перерыва.

2. Обращение друг к другу на «ты» (для работы с детьми эта норма может быть несколько изменена, но обращение к ведущему по имени, без отчества весьма желательно).

3.Работа «от и до»: человек, принявший решение об участии в тренинге, изыскивает возможность присутствовать на всех занятиях с начала до самого конца.

4.Конфиденциальность информации, обсуждаемой в группе, ее закрытость для обсуждения за пределами тренинговой ситуации.

5. Целесообразно также сразу ввести норму «здесь и сейчас», объяснив ее глубокий психологический смысл. Работа группы разворачивается только в пространстве актуальных переживаний и потребностей участников. Предметом обсуждения могут стать прошлые события и прошлые отношения, но только в контексте их сегодняшнего отношения к тем ситуациям и отношениям.

6. Все высказывания должны идти от своего имени: «я считаю...», «я думаю...», а не «все сейчас думают...», «большинство из нас...» и т.д.

7.При обращении к другому участнику или в рассказе о нем необходимо обращаться непосредственно к нему: «ты сказал», а не «Маша сейчас говорила.

8.Безоценочность высказываний в отношении других участников группы. Допускается и поощряется обратная связь в виде описания поведения, выражения собственных чувств по поводу этого поведения, но не оценка личности.

9.Активное участие в работе: если есть желание сказать, это нужно сделать, даже если неловко, страшновато, не хочется затягивать обсуждение. Но одновременно у участников есть право помолчать, не принимать участия в упражнении, если это продиктовано внутренним состоянием.

10.Право говорить и обязанность слушать. Никто не имеет права монополизировать дискуссию, лишать других возможности принять в ней участие. Каждый может высказаться и должен дать возможность другим быть услышанными и понятыми.

Не сразу у нас все получиться, но можно посматривать на доску.

2. Упражнение «Знакомство»

Цель: игра направлена на сплочение группы, получение сведений об участниках тренинга, выяснение их запросов и ожиданий.

Ход упражнения : все сели в круг, стали передавать мячик по кругу. Когда мячик прошел круг, участники обсудили упражнение.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что вы чувствовали, когда вы называли три качества?
  2. Трудно ли это было?

Выводы: Мы с вами видим, что наши запросы и ожидания совпадают, а упражнение также дает возможность представить те качества, которые, возможно, не замечаются окружающими. Это своеобразный вариант самопрезинтации.

Разминка «Упражнение «Пересядьте те, кто…»

Цель: Данное упражнение направлено на формирование непринужденной обстановки на занятиях и на получение информации о членах группы

Инструкция : «Я сейчас встану в центр круга, и буду называть какой-то признак и те, кто этим признаком обладает, пересаживаются. Я тоже участвуют. Например, я скажу: "Пересядьте все те, кто родился весной" - и все, кто родился весной - должны поменяться местами. При этом, тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру.

Я начинаю:

  • Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;
  • Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;
  • Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком»

Ход упражнения: все встают, тренер встает в центр, начинает называть признаки, на одном из признаков занимает одно из мест участников. Один из участников продолжает игру. Так продолжается несколько минут. Затем все сине на свои места и обсудили упражнение.

Вопросы для обсуждения:

1.Как вы себя чувствуете? Как ваше настроение?

Выводы: Не правда ли, общего в нас больше, чем различий?

Мини - лекция «Что такое гиперактивность»

Сегодня мы с вами рассмотри гиперактивных деток.

«Гипер…» - (от греч. над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского и означает «действенный, деятельный». Внешние проявления гиперактивности:

Отвлекаемость

Невнимательность

Импульсивность

Повышенная двигательная активность.

Часто таким детям сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит ММД (минимальная мозговая дисфункция), это могут быть генетические факторы, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни. Добиться того, чтобы такой ребёнок стал послушным и покладистым, ещё не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним - вполне посильная задача. Первый шаг в работе с гиперактивными детьми - выявление такого ребёнка. Из перечисленных признаков наиболее трудно определить и охарактеризовать импульсивность

Я сейчас вам передам анкету «Признаки импульсивности», которая поможет вам диагностировать, если у вашего ребенка импульсивность (См. Приложение 1)

К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности.

Специалисты утверждают, что некоторые дети с диагнозом «синдром гиперактивности», обладают достаточно высокими компенсаторными возможностями. Однако для их включения необходимы определенные условия.

Вопросы для обсуждения: Какие есть вопросы? По анкете?

Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка» - 25 мин

Цель: составить точное представление о гиперактивных детях.

Инструкция: «Сейчас группа разделиться на 3-4 подгруппы. Каждой группе я выдам карточку “Портрет “особого” ребенка” (см. Приложение 2), на которой перечислены индивидуальные особенности различных групп детей (агрессивных, гиперактивных, тревожных, аутичных). Участники подгрупп должны выбрать черты, которые свойственны гиперактивному ребенку. Затем каждая подгруппа зачитает свою характеристику, и мы проведем общее обсуждение. Выступить может каждый. После этого основные характеристики запишем на доске. И также в течение всего нашего занятия вы можете подходить к доске и приклеивать свои вопросы по гиперам. В конце сегодняшнего дня мы их обсудим. Я раздаю вам карточки»

Ход упражнения: Группа разделилась на 3 - 4 подгруппы. Каждая подгруппе получила карточка “Портрет “особого” ребенка” Участники подгрупп стали выбирать черты, которые свойственны гиперактивному ребенку 5-7 мин. Затем каждая подгруппа зачитала свою характеристику, после чего началось общее обсуждение.

После того, как портрет составлен, основные характеристики гиперактивному ребенка записали на доске. К ним можно обращаться во время всего занятия.

Обсуждение

  1. Кто хочет высказаться?
  2. Как ваше настроение?

Прощание

2 занятие

Разминка «Давайте поздороваемся»

Цель: Дать возможность почувствовать своё тело, снять мышечное напряжение, ощутить себя членом группы.

Инструкция: «Начинайте хаотично передвигаются по комнате в удобном для вас темпе и направлении. По определенному моему сигналу каждый из вас должен успеть поздороваться как можно с большим числом играющих. Варианты сигналов будут следующими: Хлопок в ладоши — надо пожать руку всем возможным партнерам; Звонок колокольчика — погладить по спи-не партнера; Звук свистка — поздороваться «спинками». Желательно для более эффективного ре-зультата во время выполнения задания не разговаривать»

Ход упражнения: группа начала хаотично двигаться. В зависимости от сигнала гладили по спине, здоровались спинами, жали руки.

Вопросы: Понравилось? Готовы работать дальше?

Мини - лекция «Как выявить гиперактивного ребенка» - 10 мин

Диагноз «синдром гиперактивности» ставит невропатолог, и у некоторых детей в медицинской карте это отмечено. В таких ситуациях можно сразу использовать тактику работы описанную выше. Если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются отдельные признаки гиперактивности, тогда взрослые проводят дополнительные целенаправленные наблюдения за ним.

Американскими психологами разработаны критерии выявления гиперактивного ребёнка.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребёнком):

Дефицит активного внимания: непоследователен, ему трудно удерживать внимание; не слушает, когда к нему обращаются; с большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его; испытывает трудности в организации; часто забывчив; часто теряет вещи; избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

Двигательная расторможенность: постоянно ёрзает; проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-нибудь); спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве; очень говорлив.

Импульсивность: начинает отвечать, не дослушав вопроса; не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, перебивает; плохо сосредоточивает внимание; не может контролировать и регулировать свои действия, поведение слабо управляется правилами.

Если в возрасте до 7 лет проявляются, хотя бы 6 из перечисленных признаков, можно предположить (но не поставить диагноз), что ребёнок гиперактивен.

Вопросы для обсуждения: какие есть вопросы?

Упражнение «Как выявить гиперактивного ребенка»

Цель: формирование децентрации, установление доверительных отношений между педагогами и родителями и эффективному разрешению конфликтных ситуаций.

Инструкция: Для выполнения упражнения вы должны разделиться на пары, каждой паре выдается карточка со списком вопросов для родителей (Приложение 3). Каждая пара разыгрывает следующую ситуацию: один из участников разыгрывает роль родителей, другой - роль педагога. «Педагог» выбирает из предложенного списка вопросы, которые кажутся ему наиболее информативными с точки зрения поведения ребенка и в тоже время корректными по отношению к родителям. Родитель отвечает на поставленные вопросы. Пары работают 5-7 минут. По окончании работы мы проведем групповое обсуждение с целью составления списка вопросов, которыми наиболее эффективно пользоваться в процессе беседы с родителями.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что чувствовали участники, выполнявшие роль родителей во время выполнения упражнения?
  2. Какие ощущения и мысли вызывал у вас тот или иной вопрос?
  3. На какой вопрос вам может быть не хотелось отвечать?

Выводы: В этом упражнении мы видим, что нам необходима дополнительная информация о ребенке, т.к. гиперактивным детям свойственно вариативность поведения. И информацию мы можем получить, общаясь со взрослыми, общающимися с ним в различных ситуациях.

Упражнение «Инструкция»

Цель: ощутить состояние гиперактивного ребенка, находящегося в социальной среде

Инструкция: « Сейчас группа расположится по кругу и рассчитается на 1 - 2. Первые номера ходят в кругу и здороваются со всеми за руку. Вторые - будут выполнять мои инструкции, здороваться с первыми номерами и одновременно считать количество предметов круглой и квадратной формы в данном помещении.

Ход выполнения: Группа делится на 1 и 2. Первые здороваются. Вторые здороваются, пытаются считать предметы и выполнять инструкции: «идем на носочках, не подпрыгиваем, не разговариваем, молчим, не шумим, останавливаемся и т.д.». Вторые сбиваются. Затем группа садится на свои места.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы думаете, кому было легче выполнять задание?
  2. Как себя чувствуют вторые номера?

Выводы: Думаю и участники, которые были первыми номерами и особенно участники под вторыми номерами теперь могут себе представить, что чувствуют дети, которым приходиться одновременно выполнять несколько инструкций. Особенно, если ребенок гиперактивен.

Мини - лекция «Как помочь гиперактивному ребенку»

Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, в начале урока, а не в конце, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы (занятий, мероприятия) желательно провести индивидуальную беседу с таким ребёнком, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребёнок получает вознаграждение (не обязательно материальное). Гиперактивного ребёнка необходимо поощрять, например, каждые 15-20 мин. выдавать ему жетоны, которые в течение дня он может поменять на награды: дополнительное время для игры, совместная прогулка с родителями, совместное чтение, в зависимости от особенностей и желания конкретного ребёнка. Взрослому необходимо помнить, что инструкции гиперактивному ребёнку должны быть очень чёткими и краткими (не более 10 слов). Сохранять спокойствие.

Гиперактивный ребёнок физически не может длительное время внимательно слушать взрослого, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала нужно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребёнок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании. В другой раз, в подходящей ситуации, вы можете тренировать навык усидчивости и поощрять ребёнка только за спокойное поведение, не требуя в тот момент активного внимания. Если у ребёнка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять её. Лучше попытаться научить его выплёскивать энергию приемлемым способом: занимаясь плаванием, легкой атлетикой, танцами, футболом. Интересно, что ребёнок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

Психологи заметили: чем более драматичен, театрален родитель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребёнка, которого влечёт всё новое, неожиданное. Необычность поведения родителя меняет психологический настрой ребёнка, помогает переключить его внимание на нужный предмет. В процессе занятий, особенно на первых порах, гиперактивному ребёнку очень трудно следить за аккуратностью и одновременно выполнять задание. Поэтому в начале работы родитель может снизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребёнка чувство успеха. Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка. Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому взрослому необходимо договариваться с ребёнком заранее, подготавливая его к смене рода занятий.

Система поощрений и наказаний должна быть гибкой. Гиперактивный ребёнок не умеет долго ждать, поэтому поощрения должны носить моментальный характер и повторяться через 15-20 мин.

Вопросы для обсуждения: какие есть вопросы?

Упражнение «Колпак мой треугольный…»

Цель: развитие концентрации внимания, осознание своего тела, умение управлять движениями и контролировать своё поведение.

Инструкция: « Мы сидим в кругу. Все по очереди, начиная с меня, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Во 2 кругу фраза повторяется снова, но участники, которым выпадает говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу мы произносим на одно слово меньше, а «показываем» на одно больше. В завершающем кругу мы должны сказать только жестами всю фразу.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как себя чувствуете?
  2. Легко ли было, что не получилось?

Выводы: Для выполнения этого упражнения необходимо было контролировать свое поведение, сконцентрироваться. Не у всех это получилось - деткам это еще тяжелее. Но все это можно развивать.

Упражнение «Инструкция 2 »

Инструкция: Я вызываю одного желающего - водящего. Ему вручается лист с заранее нарисованными фигурами. Задача водящего - в течение одной минуты дать чёткие указания группе, в результате которых у каждого участника должно быть воспроизведено изображение с листа водящего. Затем ведущий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием, проходя по кругу с их эталоном. Тогда каждый участник сам сравнивает свою работу с эталоном.

Обсуждение

  1. Кто хочет высказаться?
  2. Как ваше настроение?

Прощание

Общий круг: «Всем, Всем, до свидания!»

3 занятие

Приветствие

«Встаньте те, кто»

Участникам предлагается вставать, если описание подходит:
-вместе читают книжки

Имеют общее увлечение;

Помогают маме мыть посуду;

Помогают маме выносить мусор;

Вместе путешествуют.

Упражнение «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»

Инструкция: Группа делится на 3-4 подгруппы, в зависимости от проблем (их можно брать со стенда). Затем каждая подгруппа составляет список экстренных и профилактических мер, например:

Подгруппа 1 составляет список приемов, способствующих решению проблем «Что делать, если ребенок дерется с братом, с сестрой…»

Подгруппа 2 обсуждает, что делать, если «ребенок не хочет ложиться спать» и т.д.

Как играть с гиперактивным ребенком

Участники получают раздаточный материал (приложение 5).В

Вопросы для обсуждения : Есть ли вопросы по полученному материалу?

Обратная связь

Инструкция

4 занятие

Приветствие Упражнение «Настроение»

Инструкция: Все стоят в кругу и каждый по очереди говорят: «Сегодня я такая... (мимикой или жестом показывают свое эмоциональное состояние)». Группа отвечает: «Здравствуй, ... Сегодня... такая (отображают действия участника)».

Мини лекция «Что такое агрессивность»

Дается определение термина. Агрессия (от латинского «agressio»- нападение, приступ) - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.)

Упражнение «Портрет агрессивного ребенка»

Группа делится на 3-4 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка «Портрет «особого» ребенка» (см. приложение), на которой перечислены индивидуальные особенности всех представленных в тренинге категорий детей. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны рассматриваемой на данном занятии категории детей, дополняют этот список и, таким образом, составляют портрет ребенка. Затем каждая из групп зачитывает составленную характеристику, после его проводится общее обсуждение.

Карточки составлены таким образом, что некоторые индивидуальные особенности и поведенческие проявления нельзя однозначно отнести к какой -либо одной категории. Поэтому в процессе обсуждения могут возникнуть разногласия. Необходимо дать выступить каждому из присутствующих.

После того, как портрет составлен, основные характеристики ребенка данной категории фиксируются на доске. К ней можно обращаться на протяжении всех встреч.

Игра «Обзывалки» Инструкция: Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов…Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». Например: «А ты - капуста». В заключительном круге играющие обязательно говорят соседу что-нибудь приятное, например: « а ты- моя хорошая!»

Перед началом игры следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

Упражнение «Работа с гневом»

Инструкция: Группа делится на 3-4 подгруппы, каждой из которых выдается список способов выражения гнева. Подгруппы в результате обсуждения выбирают из всего списка те приемы, которые считают наиболее приемлемыми в работе с детьми.

Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняют его, перечисляя удачные приемы и методы, которые уже упшно используются ими дома.

Обсуждение

  1. Кто хочет высказаться?
  2. Как ваше настроение?

Прощание

Общий круг: «Всем, Всем, до свидания!»

5 занятие

Приветствие. Каждый участник по кругу приветствует всех фразой: «Как я рад Вас видеть!»

Упражнение «Комплименты». Участники сидят в кругу. Каждый участник своему соседу справа говорит: «мне очень нравится, как ты…» Принимающий отвечает словами: «спасибо, мне самому это нравится, но кроме того, я еще…»

Упражнение «хвасталки»

Инструкция: Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»

Упражнение на развитие эмпатии

Инструкция: Участники делятся на 4 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием: придумать как можно больше вопросов для детей на развитие эмпатии по сюжетам сказок: «Колобок», «Курочка Ряба», «Машаи Медведь», «гуси-лебеди».

Упражнение «Мир глазами агрессивного ребенка»

Инструкция: Упражнение выполняется в кругу. Один из участников выполняет любое (неагрессивное) действие: встает, кладет нога на ногу, улыбается, подмигивает и т.д.). Сидящий рядом с ним, комментирует это действие с позиции агрессивного ребенка, остальные участники могут предполагать свои варианты комментариев. Например: «Ты встал, потому что хочешь толкнуть ногой мой стул, ты улыбаешься, так как кто - то рассказал тебе про меня гадость...» и т. д.

Упражнение «Эффективное взаимодействие»

Инструкция : Группа работает парами. Один из участников каждой пары держит в руках какой-либо значимый для него предмет (книгу, часы, тетрадь с записями и т.д.). Задача второго участника состоит в том, чтобы. уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет.

Затем участники меняются ролями.

Упражнение «Контакт глаз »

Инструкция : Группа сидит в кругу. Каждый только глазами ищет себе партнера, не сходя с места. Договаривается с ним поменяться местами и начинает движение. Модификация «Тюремщики и заключенные».

Прощание

Рефлексия «Я сегодня…» Каждый участник группы завершает фразу: «Я (мне) сегодня…»

6занятие

Приветствие

Цель упражнения: разминка, приветствие участников друг друга.
Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: "европейцев", "японцев" и "африканцев". Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми "своим способом": "европейцы" пожимают руку, "японцы" кланяются, "африканцы" трутся носами. .

Психологический практикум

Работа в группе по форме «вопрос-ответ». Также можно вынести на групповое обсуждение проблемы, которые привлекают внимание наибольшего количества участников или те, которые участники тренинга не смогли разрешить.

Можно разделиться на две подгруппы, каждая из которых даст задание другой разрешить придуманную ими или взятую из жизни трудную ситуацию. Затем каждая из команд предъявляет свой вариант разрешения конфликтной ситуации.

Упражнение на развитие навыков саморегуляции

Инструкция: Все участники тренинга садятся в круг‚ закрывают глаза. Тренер спокойным тоном зачитывает текст инструкции.
«Вспомните день, в который вы охотно идете на работу... Когда вы идете не очень охотно на работу... Назовите ситуацию, когда вы бываете собранными... Назовите ситуации, когда вы взволнованы и невнимательны...
Сядьте, выпрямившись, на стул и держит спину совсем прямо. Положите руки на сто или на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Вдохните, глубоко выдохните без паузы между вдохом и выходом. Вдох происходит несколько быстрее, выдох... когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох долетает до двери нашей комнаты. А когда вы вдыхаете — не напрягайтесь пусть воздух просто снова войдет в ваше тело… Если хотите, можете своему дыханию придает какой-то цвет. Например, выдыхать серый воздух. И представьте себе, что вы выдыхаете с беспокойство, свой страх, свое напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой - нибудь другой, приятный цвет, например, голубой. Представьте себе, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность легкость».

Упражнение комплимент

Инструкция: "Вы можете свободно передвигаясь по комнате подходить к любому члену группы и обмениваться комплиментами, добрыми пожеланиями, похвалами. Возможно, этот человек чем-то помог вам в процессе тренинга, поблагодарите его. Таким образом, обойдите всех участников тренинга".

Обратная связь

Инструкция : Мы сейчас будем передавать по кругу мяч, и каждый скажет в свободной форме:

Чем полезна для него данная встреча;

Какие конкретные приёмы вы будете;

Ваши пожелания на проведение таких занятий.

Литература

  1. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер.с нем. М.: Педагогика, 1991.- 144 с
  2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997, - 208 с.
  3. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. Мирт, 2000
  4. Лютова Е.К. , Монина Г.Б. Агрессивные дети, М.: ЦСПА "Генезис", 2000.
  5. Лютова Е.К. , Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2011- 190 с.
  6. Марцинковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2005 - 150 с.
  7. Мурашова Е. Дети- «тюфяки» и дети - «катастрофы». - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.- 319 с.
  8. Психотехнологии в деятельности практического психолога. Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины, СПб, 2009. -166 с.
  9. Фабер А. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. - М. : Эксмо, 2011-336 с.
  10. Фопель К.Как научить детей сотрудничать Части 1-4 СПб, Пер. с нем. М. Генезис. 2010- 541 с
  11. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - СПб, 2000.
  12. «Взаимодействие с гиперактивными детьми» Семинар - практикум для педагогов начального звена
  • Назад
  • Вперёд
Обновлено: 28.07.2019 14:20

You have no rights to post comments

Пояснительная записка

Актуальность: общение со сверстниками играет очень важную роль в социальном и интеллектуальном развитии приемного ребенка. С друзьями ребенок учится взаимному доверию и уважению, общению на равных. Исследования показывают, что дети, воспитывающиеся в учреждениях господдержки, крайне редко задумываются над тем, что такое семья, что такое дружба. Это объясняется тем, что в большинстве ситуаций ребенок вынужден приспосабливаться к группе в целом, так как его успех зависит от того примет его группа или нет. Он объективно лишен возможности выстраивать взаимоотношения с другими детьми согласно своим предпочтением.
Ребенок, воспитываясь в замещающей семье, в процессе адаптации к своей новой социальной роли пересматривает взгляды на мир, ценностные ориентиры и цели, а так же отношения с окружающими. Он получает бесценный опыт семейного общения и приобретает право самостоятельно выбирать себе друзей вне семьи. Однако он по-прежнему испытывает трудности в выстраивании межличностных отношений, так как не имеет должного навыка.

К тому же родители не готовы принимать выбор детей, им сложно согласиться с тем, что дети, делая свой выбор, руководствуются исключительно своими представлениями о дружбе и друзьях. Идеал дружбы родителя может существенно отличаться от того, что является важным для ребенка. Зачастую родители навязывают детям свои жизненные принципы и готовые решения, это почти всегда приводит к отстраненности в семейных отношениях. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье, так как при нарушенных межличностных отношениях процесс осуществление воспитательной функции родителями весьма проблематичен.

Конечно же, это не означает, что взрослые вообще не должны быть причастны тому, как ребенок общается и взаимодействует с окружающими. Более того, поддержка и помощь родителей бывает просто необходима. При этом взрослые должны помнить о разделении степени ответственности между ними и ребенком за результат его инициативности и активности ребенка. Родительская роль – направляющая. Взрослые всегда должны оставлять за ребенком право на собственный выбор, на собственную позицию, поощрять проявления инициативности, активности и самостоятельности.
Данный игровой тренинг призван помочь замещающим родителям расширить представления об особенностях восприятия приемными детьми социального окружения, а у детей из замещающих семей представления о дружбе и о его активной роли в формировании дружеских отношений с другими детьми.

Цель тренинга для родителей: формирование у замещающих родителей воспитательных компетенций, направленных на стимулирование инициативности, активности и самостоятельности приемного ребенка в межличностных отношениях.

Цель тренинга с детьми: формирование у приемного ребенка инициативности, активности и самостоятельности в процессе построения межличностных отношений.

Задачи тренинга для родителей:

  • исследовать у взрослых родительские компетенции, направленные на стимулирование инициативности, активности и самостоятельности ребенка;
  • проанализировать родительские установки в отношении вопросов, связанных с проявлением инициативности, активности и самостоятельности ребенка;
  • сформировать родительскую компетенцию, направленную на воспитание в ребенке инициативности и активности;
  • сформировать родительскую компетенцию, направленную на воспитание в ребенке самостоятельности;
  • сформировать родительскую компетенцию, направленную на умение взрослого разделять степень ответственности между ним и ребенком за результат проявления ребенком инициативности, активности и самостоятельности;
  • развить родительские компетенции, направленные на стимулирование инициативности, активности и самостоятельности ребенка.

Задачи тренинга с детьми:

  • создать положительное эмоциональное настроение у детей;
  • сформировать доброжелательное и доверительное отношение детей друг к другу;
  • создать условия для межличностного общения и обретения новых знакомств;
  • создать ситуации для размышления о роли дружбы в жизни ребенка;
  • повысить сплоченность детей;
  • развить умение эмоционального сопереживания;
  • повысить самооценку детей;
  • развить творческий потенциал детей.

Адресат: родители и дети из замещающих семей.

Форма проведения: по отдельности с группой родителей и группой детей того или иного возраста.

Время: 8 академических часов.

Структура тренинга: тренинг состоит из двух встреч психолога с членами замещающей семьи. Первое занятие проводится с родителями, второе – с детьми. Содержание встречи с детьми зависит от их возраста, поэтому нами разработаны занятия для трех возрастных групп: от 7 до 10 лет, от 11 до 14 лет, от 15 до 18 лет.

Для родителей:

«Родитель – не учитель – друг» (Приложение 1 ).

Для детей:

«Мой друг – хороший!» (от 7 до 10 лет) (Приложение 2 ).
«Дружба есть равенство» (от 11 до 14 лет).
«Мы так близки, что слов не нужно» (от 15 до 18 лет).

Разделение детей на три возрастные группы – это не наша прихоть, а закономерная необходимость. Есть такое понятие – «эволюция дружбы» (С. Иевлева). Оказывается, что в том или ином возрасте дети дружат по-разному.
Первые проявления дружеских чувств можно заметить у детей даже младшего дошкольного возраста, но настоящей дружбой это назвать нельзя – стойкой привязанности в этом возрасте нет. Маленькие дети могут увлеченно играть вместе каждый день, но с легкостью перенесут расставание и даже не вспомнят друг о друге, пока не встретятся вновь.
С возрастом все меняется. Первоклассник скучает по отсутствующему в школе товарищу и стремится к общению с ним вне школьных стен. Его дружба носит предметный характер, она основана на совместной деятельности. Часто ребенок даже не может назвать отдельные качества своего друга, характеризуя его просто: «Он хороший».
В подростковом возрасте ребята могут дружить и без постоянной совместной деятельности. Их объединяют общие интересы и взгляды на жизнь. Есть еще один важный момент. Несмотря на то, что подросток все еще находится в поиске и его дружеские привязанности могут меняться относительно легко, свое право на дружбу с тем или иным человеком он будет отстаивать, что называется, до победного конца. Даже если родители будут против этих отношений.
В юношеском возрасте практически завершается формирование характера, личностных особенностей, и среди большого количества дружеских связей начинают развиваться те, которые дают молодым людям ощущение абсолютной гармонии, понимания и чего-то такого, чему даже трудно подобрать название. У юноши или девушки появляется потребность делиться своими впечатлениями и мыслями с другими людьми. И лучшим другом становится тот, кто может выслушать и понять.

Список литературы:

  1. Материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь. М.: Сфера. 2008. 125 с.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ: Астрель. 2010. 238 с.
  3. Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. СПб.: Питер. 2011. 416 с.
  4. Иевлева С. Эволюция дружбы // Здоровье школьника. № 11. 2007. [Электронный ресурс] URL: http://www.za-partoi.ru/friends.html (дата обращения: 20.08.2013).
  5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития». 1997. 240 с.
  6. Павлов И.В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. СПб.: Речь; М.: Сфера. 2008. 87 с.
  7. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. 2-е изд. М.: Психотерапия. 2008. 144 с.
  8. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. СПб.: Издательство «Речь». 2010. 224 с.
  9. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение. 1991. 223 с.
  10. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. СПб.: Речь. 2008. 192 с.
  11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М.: Генезис. 2006. 541 с.
  12. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 4-е изд. М.: Генезис. 2011. 344 с.
  13. Хухлаева О.В. Практические сказки. 3-е изд. М.: Генезис. 2011. 176 с.: ил.

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.