Задачи: Закрепить умение пользоваться способом обрывной аппликации; развивать зрительный контроль, действия рук; воспитывать усидчивость и желание доводить начатое до конца.

Материал и оборудование: Клей, кисть, цветная бумага, лист белой или тонированной бумаги, трафарет, карандаши.

Предварительная работа: Рассказ воспитателя о российской армии, рассматривание картин с изображением военных, чтение литературы.

Ход деятельности:
Звучит песня в исполнении ансамбля «Непоседы» «У солдата выходной», дети и воспитатель устраиваются на ковре для беседы.
В: Скажите мне какой праздник отмечаем в феврале? (ответы детей)
— А кто служит в армии и на флоте? (ответы детей)
— Солдат, он какой? (Д.и «Какой?»)
— Да правильно мы так говорим о солдатах, а еще про кого мы можем так сказать? (ответы детей)
— Впереди праздник, можем ли мы как то порадовать своих пап? (ответы детей)
— А что ещё делают к празднику? (ответы детей)
— Так вот сегодня мы с вами и сделаем открытку для папы «Солдат», пройдёмте за столы.

В: Ребята каким методом можно сделать аппликацию? (ответы детей)
Для выстригания у нас нет ножниц, для насыпания нет ничего сыпучего, мы сегодня сделаем обрывную аппликацию. Что это такое вы уже знаете.
Начнем с того что переведём трафарет на лист бумаги и дорисуем детали и фон будущей открытки. Лицо и руки солдата мы тоже раскрасим карандашом.


Дети выполняют задание
— Давайте немного отдохнём и разомнёмся.
Дидактическое упражнение «Назови военные профессии»

Давайте приступим к самой аппликации. Предлагаю начать с верхней части, т.е. с фуражки, чтобы не испачкаться и не испортить открытку. Густо намазываем клеем небольшой участок изображения, затем укладываем на него оторванные небольшие кусочки цветной бумаги, которые можно распределить или прижать при помощи обратной стороны кисти.



Дети выполняют задание наклеивая кусочки бумаги на элементы одежды солдата.

Предлагаю немного отвлечься и поиграть в игру
«Море волнуется раз…»

Ну а теперь пришло время завершить работу.

Дети заканчивают наклеивание. После чего можно предложить обвести фломастером контур пиджака, фуражки, сапог…
По желанию детей можно вклеить во внутрь открытки текст поздравления




Когда работы будут готовы в группе можно устроить выставку, с последующим обсуждением.
Название: Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Солдат»
Номинация: Детский сад, Конспект занятий, НОД, аппликация, Подготовительная к школе группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ «Детский сад №183»
Месторасположение: г Ярославль

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Мы дизайнеры»
Задачи: Закреплять умение вырезать симметричное изображение из бумаги, сложенной пополам, создавать нарядную одежду. Развивать чувство формы и композиции, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и клеем, самостоятельность.
Предварительная работа:
Проведение тематический занятий по рисованию, аппликации «Платье маме, «Магазин одежды» Рассматривание фотографий, открыток, журналов мод с изображением дизайна одежды.
Беседа на тему «Одежда вчера, сегодня, завтра» (о работе великих кутерьеров, дизайнеров – Юдашкине, Зайцеве).
Сюжетно – ролевые игры «Ателье», «Салон одежды».
Словарная работа: манекены, выкройки, дизайнер, модельер.
Ход занятия
I. Ребята, посмотрите, нам принесли письмо (конверт украшен выкройками платьев, головными уборам).
Как вы думаете откуда могло прийти такое письмо? (ответы детей). Объявляется, что письмо пришло из «Дома Модельеров».
-А вы знаете, кто там работает? Кто такой модельер? А какую работу они выполняют? (ответы детей).
Читаю письмо: «Уважаемые дети, из детского сада N1. Мы знаем, что у вас, в мае, ожидается выпускной бал. Все вы хотите быть красивыми и нарядными. Но у нас, в это время года, всегда много работы, и мы не успеваем придумать и разработать всем костюмы. Поэтому, мы предлагаем вам придумать новую коллекцию костюмов к выпускному балу, а мы по вашим разработанным моделям сошьем вам наряды».
Прежде чем портной сошьет наряд, его придумает и нарисует художник. Такие художники называются «модельеры», «дизайнеры». Они придумывают новые фасоны одежды, делают ее удобной и нарядной. Профессия модельера требует фантазии, выдумки, развитого чувства красоты. Вы хотите хотя бы на время стать модельерами? (Ответы.)
Может сначала придумаем, а потом сделаем разные наряды: костюмы, платья, блузки. И тогда у нас получится «Магазин нарядного платья», в который придут девочки и выберут себе наряд.
Ребята, давайте поможем модельерам? Нам предстоит стать дизайнерами и разработать коллекцию нарядов для выпускного бала. Какие платья можно изготовить на бал? (ответы детей). Справитесь с заданием? Но нам придется пройти препятствия, которые встретятся на пути.
Упражнение «Тропинка (Дети идут друг за другом по массажным дорожкам. По команде воспитателя они переходят воображаемые препятствия).
-Спокойно идем по тропинке… Вокруг кусты, деревья, зеленая травка… Птицы поют… Шелестят листья… Вдруг на тропинке появились лужи… Одна… вторая… третья… Снова идем спокойно по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила… Спокойно идем по тропинке… Тропинка привела к дороге… Слышен шум машин. Горит красный свет… Ждем сигнала желтого света, приготовились… Загорелся зеленый. Спокойно переходим улицу… Вот мы и на другой стороне дороги… Спускаемся в подземный переход… Идем спокойно по переходу… Теперь поднимаемся наверх, по ступенькам. Поднимаемся по высокой ступеньк

Предпросмотр страницы №1

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Мы дизайнеры»

Задачи: Закреплять умение вырезать симметричное изображение из бумаги, сложенной пополам, создавать нарядную одежду. Развивать чувство формы и композиции, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и клеем, самостоятельность.

Предварительная работа:
· Проведение тематический занятий по рисованию, аппликации «Платье маме, «Магазин одежды»· Рассматривание фотографий, открыток, журналов мод с изображением дизайна одежды.
· Беседа на тему «Одежда вчера, сегодня, завтра» (о работе великих кутерьеров, дизайнеров – Юдашкине, Зайцеве).
· Сюжетно – ролевые игры «Ателье», «Салон одежды».
Словарная работа: манекены, выкройки, дизайнер, модельер.
Ход занятия
I. Ребята, посмотрите, нам принесли письмо (конверт украшен выкройками платьев, головными уборам).

Как вы думаете откуда могло прийти такое письмо? (ответы детей). Объявляется, что письмо пришло из «Дома Модельеров».
-А вы знаете, кто там работает? Кто такой модельер? А какую работу они выполняют? (ответы детей).
Читаю письмо: «Уважаемые дети, из детского сада N1. Мы знаем, что у вас, в мае, ожидается выпускной бал. Все вы хотите быть красивыми и нарядными. Но у нас, в это время года, всегда много работы, и мы не успеваем придумать и разработать всем костюмы. Поэтому, мы предлагаем вам придумать новую коллекцию костюмов к выпускному балу, а мы по вашим разработанным моделям сошьем вам наряды».

Прежде чем портной сошьет наряд, его придумает и нарисует художник. Такие художники называются «модельеры», «дизайнеры». Они придумывают новые фасоны одежды, делают ее удобной и нарядной. Профессия модельера требует фантазии, выдумки, развитого чувства красоты. Вы хотите хотя бы на время стать модельерами? (Ответы.)

Может сначала придумаем, а потом сделаем разные наряды: костюмы, платья, блузки. И тогда у нас получится «Магазин нарядного платья», в который придут девочки и выберут себе наряд.

Ребята, давайте поможем модельерам? Нам предстоит стать дизайнерами и разработать коллекцию нарядов для выпускного бала. Какие платья можно изготовить на бал? (ответы детей). Справитесь с заданием? Но нам придется пройти препятствия, которые встретятся на пути.
Упражнение «Тропинка (Дети идут друг за другом по массажным дорожкам. По команде воспитателя они переходят воображаемые препятствия).
-Спокойно идем по тропинке… Вокруг кусты, деревья, зеленая травка… Птицы поют… Шелестят листья… Вдруг на тропинке появились лужи… Одна… вторая… третья… Снова идем спокойно по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила… Спокойно идем по тропинке… Тропинка привела к дороге… Слышен шум машин. Горит красный свет… Ждем сигнала желтого света, приготовились… Загорелся зеленый. Спокойно переходим улицу… Вот мы и на другой стороне дороги… Спускаемся в подземный переход… Идем спокойно по переходу… Теперь поднимаемся наверх, по ступенькам. Поднимаемся по высокой ступеньке, все выше и выше… Наконец-то вышли… Идем спокойно по тропинке… Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней… Еле-еле отдираем ноги от земли… Идем с трудом… Вновь стала хорошая дорога. Спокойно идем… А теперь через дорогу упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны!.. Перелезаем через упавшее дерево… Идем спокойно по тропинке… Хорошо вокруг!.. Вот и пришли! Молодцы!
- Вот мы и пришли в Дизайн-студию. Но двери закрыты. Здесь что-то написано. Это загадки. Нам их нужно отгадать.

Программное содержание:

Совершенствовать знания детей о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом. Упражнять в подборе определений к заданному слову. Формировать представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни.

Развивать умение строить связанные высказывания, рассуждения, отвечать на вопросы полным ответом; логическое мышление, творческую фантазию и воображение детей. Развивать речь. Активизировать словарь детей.

Формировать умение выполнять сюжетную аппликацию в нетрадиционных техниках. Знакомить детей с приемом аппликации – выклеивание силуэта шерстяными нитками для придания эффекта оперения. Совершенствовать навыки силуэтного вырезания.

Воспитывать интерес к живой и неживой природе, любовь и заботу о ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Материал: иллюстрации зимних пейзажей, письмо с заданиями для детей. Игры: «Четвертый лишний» , «Слово рассыпалось» . Загадки, картинки зимующих птиц, заготовки снегирей и синичек для выполнения аппликации. Шерстяные нитки (красные, черные, зеленые, желтые, белые) , ножницы, клей ПВА, кисточки, клеенка, тряпочки для рук.

Образовательные области: Художественное творчество; Познание; Коммуникация; Здоровье; Социализация; Труд.

Предварительная работа: Подготовить основу для коллективной аппликации.

На первом этапе изготовления основы нашей будущей работы мы сделали голубой фон и в технике «набрызг» гуашью сделали снег.

Загадка:

Я тепла не потерплю:

Закручу метели,

Все поляны побелю,

Разукрашу ели,

Замету снежком дома,

Потому что я …

Воспитатель: О каком времени года идет речь в загадке?

Дети: О зиме.

Воспитатель: Какие приметы зимы видны на иллюстрациях?

Дети: Деревья в снегу, стоит мороз, кругом снег.

Воспитатель: А какие признаки зимы еще вы знаете? (Реки покрыты льдом, день становится короче, а ночь – длиннее, перелетные птицы улетели в теплые края, идет снег) .

Воспитатель: К нам залетела красивый комочек снега. Хотите с ним поиграть? Мы будем передавать друг другу комочек, и говорить какая бывает зима.

Игра «Назови словечко»

Стук в дверь. В группу приносят письмо.

Воспитатель: Ребята, пишет нам сама волшебница Зима: «В лесу пропали зимующие птицы, не слышно их веселых голосов. Помогите вернуть птиц» .

Воспитатель: Поможем Зиме вернуть птиц? Тогда немедленно отправляемся в путь.

Звучит фонограмма песни «Паровоз Букашка» .

Воспитатель: Вот мы и приехали в лес. Смотрите, дети, на елке висит письмо, может оно для нас, прочитаем. Здесь для нас задание: «Собери картинку» . Вы согласны выполнить?

1. Игра «Собери картинку»

Дети собирают пазлы зимующих птиц.

Воспитатель задает вопросы детям:

Какую птицу ты собрал?

Воспитатель: Молодцы. Следующее задание, я загадываю загадку, вы отгадываете и находите картинку с изображением этой птицы.

2. Загадки о зимующих птицах

Носят серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет.

Видишь - кружат двадцать пар кричат:

Кар! Кар! Кар!

(Ворона)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а всё же птица.

(Воробей)

В лесу, под щебет,

Звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

"Здорово, дрозд, приятель!"

И ставит подпись...

(Дятел)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клёст)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

(Сова)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы и с этим заданием справились. Следующее задание, мы должны собрать слова и прочитать название птиц.

4. Игр «Слово рассыпалось»

Воспитатель: Молодцы, а теперь вспомните пословицы о птицах, которые мы с вами учили.

5. Пословицы о птицах.

Синичка - воробью сестричка

Всякая птица к своей стае летит.

Молодой воробей учится чирикать у старого.

Всякая птичка свои песенки поет.

Красна птица пением, а человек умением.

Пуганая ворона и куста боится.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Сорока стрекочет – гостей пророчит.

Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того – на зеленой ветке.

Яйца курицу не учат.

Воспитатель:

6. Игра «Четвертый лишний»

У детей карточки с картинками, находят на ней лишнее животное или птицу и объясняют свой выбор.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, а теперь у нас самое ответственное и сложное задание – изготовить снегирей и синичек. Вы готовы?

Физкультминутка

Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах) .

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на левой, а потом на правой ноге,

Завертелась, как волчок (повороты туловища налево, направо) .

Вот присела на минутку (дети выполняют приседания) .

Почесала клювом грудку.

И с дорожки – на плетень (дети выполняют взмахи руками)

Полетела: тень-тень-тень!

Ребята, сколько всего зимующих птиц у нас получилось?

Уборка рабочего места.

Цели занятия:

Расширить и уточнить знания детей о лягушках. Словарь: земноводное, линять, линька. Развивать мелкую мускулатуру кистей рук. Воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о хорошо известном вам обитателе нашего Тамбова. О ком пойдет речь вам подскажет загадка.

Загадка про лягушку

Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Половит мух -
И в воду - плюх!

(Ответы детей). Что в загадке навело вас на мысль о лягушке? Что вы можете рассказать о жизни лягушек? (Ответы детей).

Зимуют лягушки в компаниях на дне водоемов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной все равно пробуждаются живыми и здоровыми.

Пальчиковая гимнастика

Две веселые лягушки
(Дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз)

Ни минуты не сидят
(Резко распрямляют пальцы руки как бы подпрыгивают над столом)

Ловко прыгают подружки.
(Кладут ладони на стол)

Только брызги вверх летят.
(Резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол)

Конструирование из бумаги «Лягушка».

Воспитатель:

Повторим технику безопасности

Ножницы нельзя брать без разрешения

Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить

Ножницы нельзя оставлять в открытом виде

Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно поранится

Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед

Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх

Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнутся и пораниться

Ножницами нельзя вырезать на ходу

Воспитатель:

Ребята, что бы создать лягушку нам необходимы два прямоугольника, затем срезаем углы и получаем овалы, вырезаем еще два круга из квадрата -это будут глазки лягушки. Еще нам понадобятся 4 полосочки. Складываем их в виде гармошки- это будут ножки лягушки. Потом вырезаем лапки из круга в виде заборчика, т.к у лягушки есть перепонки и она любит плавать. Все свои заготовки выкладываем на листе бумаги. Все готово можно приклеивать(дети работают за столами).

Воспитатель:

А теперь, когда наши работы готовы, мы можем отдохнуть.

Игра «Две лягушки»

Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны)

Две зеленые лягушки.
(Полуприседания вправо-влево)

Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку)

Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)

Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет,
(Ходьба на месте)

Всем друзьям физкультпривет!

Воспитатель:

Кого мы сегодня делали (ответы детей), понравилось вам занятие?(ответы детей).Я хочу вас всех похвалить и сказать какие вы молодцы!

Основная задача аппликации в подготовительной группе - создание предметов, максимально похожих на реалистические. В этом плане для воспитанников и педагога очень интересна тема «Птицы», занятия по аппликации данной направленности тесно связаны с познанием окружающего мира, развитием речи, имеют большое воспитательное значение. Дошкольники 6–7 лет уже способны творить композиции не только с натуры, но и по представлению, а также по мотивам народного декоративно-прикладного творчества.

Аспекты проведения к занятий аппликацией в подготовительной группе ДОУ

Самостоятельность детей в изготовлении исходных деталей и работы с материалом

Дошкольники 6–7 лет уже довольно хорошо владеют ножницами и клеем, и аппликация в подготовительной группе уже гораздо сложнее, чем занятия в более раннем возрасте. Художественные образы имеют большое сходство с реальными объектами: дети не просто хорошо знают и представляют, как выглядят самые разные птицы, но и способны воссоздать их на бумаге.

В данной группе на занятиях аппликацией уже имеют место сюжетные композиции, которые предусматривают определенную последовательность в расположении и приклеивании деталей к основе. Оформляется вначале фон аппликации, задний, а после передний план. Ребята уже понимают, что предметы могут накладываться один на другой.

Воспитанники уже гармонично располагают фигуры на бумаге, подбирают пропорции предметов согласно формату основы. Дети способны создавать композиции не только на привычном листе бумаги формата А4, но и на других формах (полоска бумаги, основы круглой и квадратной формы).

В подготовительной группе дети совершенствуют основные виды вырезания: разрезают бумагу строго по линии сгиба, а также визуально, закругляют углы квадрата или прямоугольника, добиваясь круглых и овальных форм, вырезают симметричные формы из сложенного пополам листа бумаги. Кроме того, воспитанники уже могут вырезать множество одинаковых элементов из сложенного в несколько раз материала. Происходит обучение такому сложному приему, как силуэтное вырезание (по линейному контуру), при этом ребенок должен держать в памяти целостный образ предмета и следить за правильностью его пропорций.

Что касается непосредственной подготовки к занятию, то воспитатель может предлагать нарезанные им детали, однако дошкольники данного возраста вполне могут и самостоятельно вырезать их из бумаги, ткани и прочих материалов. Кроме того, дошкольникам 6–7 лет доступна техника обрывания - они способны сами нарвать кусочки цветной бумаги или салфеток, из которых потом будут составлять композицию. Если же в качестве основного материала для аппликации будут использоваться сухие листья (как правило, это осенние композиции), то ребята с удовольствием соберут их во время прогулки.

Что касается размера исходных деталей, то они должны соответствовать формату основы. Элементы не должны быть слишком мелкими (исключение - глазки, клюв птицы).

Наиболее подходящие материалы, в том числе для основы

Поскольку в подготовительной группе большое внимание уделяется аппликации по замыслу (яркий пример тому - тема «Сказочная птица»), то воспитатель предоставляет детям богатый выбор бумаги самых разных цветов и оттенков (матовая и глянцевая) – это способствует проявлению самостоятельности и творчества. Если отсутствуют нужные оттенки, то бумагу можно заранее окрасить. Такую работу могут сделать несколько ребят накануне проведения аппликации.

Интересные работы получаются при использовании гофрированной или тисненой бумаги. Педагогу не нужно забывать, что во всех случаях, будь это наклеивание готовых форм либо самостоятельное вырезание, ребенок должен иметь больший запас материала, чем это требуется для выполнения работы.

Что касается фона, то для него обычно используется более плотная бумага, например, тонкий картон. Причем, он не обязательно должен быть белого цвета.

Что касается оригинальных нетрадиционных решений в выборе материала, то это вполне могут быть сухие листья, засушенные цветочки или ткань. Также воспитанники подготовительной группы прекрасно справляются с аппликацией из соломы: такие работы смотрятся необычайно привлекательно, они переливаются на солнце и замечательно вписываются в интерьер.

Аппликация из соломы

Что касается поделок из сухих листьев, веточек, цветов, то такая работа, помимо развития творческих способностей, способствует сближению с природой, воспитывает бережное к ней отношение. При аппликации птиц можно также задействовать самые неожиданные, на первый взгляд, природные материалы: растолченную яичную скорлупу, мелкие камушки и ракушки, тополиный пух.

Дополнительно украсить композицию, особенно если она включает в себя тканевые элементы, можно тесьмой, пайетками, конфетти. Объемный эффект имеют фигуры из рваных салфеток или ваты. Ярко и празднично смотрятся аппликации из фантиков от конфет. Выбор в данном случае ограничен только фантазией педагога.

Для аппликации по теме «Птицы» в подготовительной группе можно задействовать и пластилин в виде маленьких шариков, которые создают мозаичный узор. В этом случае контур птицы предварительно рисуется простым карандашом на основе из картона, затем покрывается прозрачным скотчем. Пластилиновые кусочки крепятся непосредственно на скотч - в таком случае легко исправить ошибку, кроме того, такую основу можно использовать несколько раз.

Подобная техника имеет место и при создании аппликативных композиций из кусочков бумаги. Каждый кусочек скатывается в шарик и приклеивается к основе. Такие объемные аппликации можно дополнять рисунками, используя краски, карандаши либо фломастеры. Оригинально смотрятся объемные аппликации, в которых задействованы элементы оригами.

Что касается такого инструмента, как ножницы, то в подготовительной группе они также должны быть небольшого размера, обладать закругленными концами и легко поддаваться движению пальцев ребенка - от этих параметров зависит результат создаваемой формы. Для работы детям также необходимы специальные кисточки для клея и подставка для них (чтобы клей не стекал, пачкая рабочее место). У каждого дошкольника также обязательно должен быть поднос для обрезков, клеенка и тряпочка для фиксации наклеенных форм и снятия излишков клея.

Уместность коллективных композиций в рамках данной темы и использование индивидуального подхода

В подготовительной группе коллективные аппликации проводятся довольно часто, тема «Птицы» особенно располагает к такой работе. Это могут быть такие варианты, как «Пингвины в Антарктиде», «Птичья столовая», «Птичий двор», «Летящие перелетные птицы». Воспитатель заранее подготавливает основу большого формата (лист ватмана), раскрашивает ее в соответствующий фон, а дети заполняют ее аппликативными деталями.

Кроме того, детей можно разделить на несколько подгрупп и каждой предложить оформить свой сюжет аппликации. Отметим, что ребята 6–7 лет уже способны самостоятельно распределить работу между собой без помощи педагога, в том числе определить последовательность приклеивания.

В подготовительной группе у многих детей уже ярко выражены способности к изобразительной деятельности, поэтому индивидуальный подход будет весьма уместен. Так, одаренные ребята могут изготовить на занятии более одной птицы (при условии быстрого завершения основной работы) или дополнить свою композицию дополнительными деталями.

Варианты мотивирующего начала занятия по аппликации в рамках темы «Птицы»

Для детей подготовительной группы по-прежнему очень важен игровой момент занятия. Педагог должен тщательно продумывать мотивацию, как он это делал ранее. Например, если мы работаем над темой «Птицы», то к ребятам может прилететь сорока из леса с просьбой смастерить сказочных птиц и подарить их изображения лесным обитателям. Пингвин из холодной Антарктиды может попросить ребят подарить ему сыночка - пингвиненка.

В русской и зарубежной литературе существует множество сказок и рассказов о птицах, из которых можно почерпнуть тему и мотивацию для занятий аппликацией. Например, это «Гадкий утенок» Г.-Х. Андерсена, русская народная сказка «Журавль и цапля» - птицы в этих произведениях обладают человеческими качествами и чертами характера.

Если тема аппликации - сказочная птица, то уместно заранее прочитать детям или вспомнить в ходе занятия русские народные сказки «Финист - ясный сокол», «Жар-птица), а также эпизод про царевну-лебедь из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина.

Также интересный материал представляют рассказы русских писателей 20 века - Максим Горький «Воробьишко», Лев Толстой «Воробей», «Воробей на часах», «Лебеди», Виталий Бианки «Чей нос лучше» (о приспособительных особенностях клюва у птиц), Евгений Чарушин «Воробей». Георгий Скребицкий «Дружба» и многие другие.

Воробей

Воробей мой, воробьишка!

Серый, юркий, словно мышка.

Глазки - бисер, лапки - врозь

Лапки - боком, лапки - вкось

Прыгай, прыгай, я не трону -

Видишь, хлебца накрошил…

Двинь-ка клювом в бок ворону,

Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,

Так, вот так, еще чуть-чуть…

Ветер сыплет снегом, злюка,

И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,

Будем вместе в доме жить,

Сядем рядышком под вьюшкой,

Будем азбуку учить…

Ближе, ну еще немножко…

Фурх! Удрал… Какой нахал!

Съел все зерна, съел все крошки

И спасибо не сказал.

Птичка

Пахнет полем воздух чистый…

В безмятежной тишине

Раздаются в вышине.

Есть у ней своя подруга,

Есть у ней приют ночной,

Средь некошеного луга,

Под росистою травой.

В небесах, но не для неба,

Вся полна живых забот,

Для земли, не ради хлеба,

Птичка весело поет.

Внемля ей, невольно стыдно

И досадно, что порой

Сердцу гордому завидна

Доля птички полевой!

Ласточка (отрывок)

О домовитая ласточка!

О милосизая птичка!

Грудь красно-бела, касаточка,

Летняя гостья, певичка!

Ты часто по кровлям щебечешь,

Над гнездышком сидя, поешь,

Крылышками движешь, трепещешь,

Колокольчиком в горлышке бьешь.

Ты часто по воздуху вьешься,

В нем смелые круги даешь;

Иль стелешься долу, несешься,

Иль в небе простряся плывешь.

Ты часто во зеркале водном

Под рдяной играешь зарей,

На зыбком лазури бездонном

Тенью мелькаешь твоей.

Галчата

На заборе снег мохнатый толстой грядочкой лежит.

Налетели вмиг галчата… Ух, какой серьезный вид!

Ходят боком вдоль забора, головенки изогнув,

И друг дружку скоро-скоро клювом цапают за клюв.

Что вы ссоритесь, пичужки? Мало ль места

вам кругом -

На березовой макушке, на крыльце и под крыльцом.

Эх, когда б я сам был галкой - через форточку б

И веселою нырялкой в синем небе потонул…

Воробышки

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром пушистым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешенным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица-весна.

Любая продуктивная деятельность дошкольников предваряется пальчиковой гимнастикой или физкультминуткой. Они также должны быть приурочены к теме занятия. Например, перед аппликацией «Синичка» можно провести физкультминутку «Скачет шустрая синица…» (по стихотворению А. Барто):

Если же ребята будут создавать композицию с уточками, то подойдет такой вариант, как «Вышли уточки на луг…»:

К любому занятию по теме «Птицы» подойдет такая пальчиковая гимнастика:

«Птицы прилетают»

В подготовительной группе при объяснении приемов и этапов аппликации может использоваться образец, однако он не предназначен для копирования, а лишь для прояснения задач. Зачастую он имеет вид схемы, а не законченного изображения. Готовую же работу воспитатель убирает, как только дети приступают к продуктивной деятельности.

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Рамазанова Ирина Николаевна «Сказочная птица»
Образовательные задачи : учить передавать в аппликации образ сказочной птицы, освоить технику силуэтного и симметричного вырезания
Развивающие задачи : закрепить знания о теплых и холодных цветах, развивать зрительную память, творческую фантазию.
Воспитательные задачи : воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, самостоятельность в выборе характера украшения работы.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: картинки с изображением реальных и фантастических птиц, аудиозапись «В гостях у сказки».
Раздаточный материал: цветной картон, полоски цветной бумаги, конфетти, конвертики с разноцветными квадратами (теплые и холодные цвета), клей, ножницы, клеенки, тряпочки.
Ход занятия:

Загадки про птиц:Не сидит она на месте,На хвосте разносит вести. (Сорока)По ночам летает на охоту,Днем не видит, да и спать охота. (Сова)Зимой на ветках - яблоки!Скорей их собери!И вдруг вспорхнули яблоки,Ведь это … (Снегири)В лесу под щебет, звон и свист,Стучит лесной телеграфист:“Здорово, дрозд, приятель!”И ставит подпись… (Дятел)

Воспитатель демонстрирует презентацию «Сказочные птицы» (под мелодию «В гостях у сказки»), а затем приглашает ребят в сказочный лес.
Сюрпризный момент - появляется игрушечная птица (например, сорока), которая приносит в клювике письмо для детей. Там передается привет от всех лесных птиц, и они просят ребят смастерить необычных сказочных птиц, чтобы организовать в лесу выставку. Дошкольники с удовольствие откликаются на эту просьбу.
Воспитатель просит ребят вспомнить сказки, в которых фигурирует образ сказочной птицы («Финист - ясный сокол», «Жар-птица», «Сказка о царе Салтане»). Педагог рассказывает, что наши предки любили изображать различных птиц и наделять их чудесными свойствами - их вышивали на одежде, предметах быта, оберегах.
Обсуждение с детьми: чем сказочная птица отличается от обычной (необычная раскраска, форма крыльев, хвоста и хохолка) и в чем их сходство (одинаковые части тела).
Проводится пальчиковая гимнастика.
Дети перечисляют цвета радуги. Упражнение на закрепление знаний о тёплых и холодных цветах.

Демонстрация педагогом аппликации готовой сказочной птицы, обсуждение ее особенностей: небольшое овальное тело, удлиненная шейка с маленькой головой, длинный пышный хвост, яркая окраска. Воспитатель показывает детям, как вырезать из сложенной вдвое бумаги симметричный силуэт птицы без хвоста. Хвост же ребятам предлагается оформить по своему желанию (любая форма перьев).
Самостоятельная деятельность дошкольников.
Подведение итогов занятия.

Локтионова Д.Н. «Снегирь»
(коллективная аппликация)
Задачей занятия является вырезание птицы по шаблону (отдельные части) с передачей характерной окраски снегиря. Педагог заранее готовит основу в виде дерева с ветками, на которых будут сидеть птицы.
Занятие начинается с беседы о зиме и птицах, которых мы можем увидеть в это время года. Педагог загадывает загадку про снегиря, а затем демонстрирует картинку. Объясняется, почему птица имеет такое название. Обсуждается внешний вид и характер снегиря.
Проводится физкульминутка «Снегири»:

Рассматривание образца, объяснение последовательности и приемов создания поделки.

Передня И. «Пингвиненок на льдине»
Воспитатель предлагает детям отправиться на северный полюс, для этого они должны создать ветер и холод - проводится артикуляционная гимнастика.
Демонстрация картинки с изображением северного пейзажа - голубой океан, айсберги, снег. Чтобы дети не замерзли, педагог проводит физкультминутку «Здесь всюду холод, лед и тень…».
Загадки про животных северного полюса (белый медведь, северный олень, песец, полярный волк, морж, и наконец, пингвин).
Возникает мотивация для продуктивной деятельности - сделать для одинокого пингвина маленького пингвиненка.
Ищенко Н. «Перелетные птицы»
Занятие закрепляет знания дошкольников о перелетных и зимующих птицах.
Педагог начинает занятие с чтения рассказа Е. Чарушина «Воробей», а затем предлагает ребятам отдохнуть и превратиться в птиц - проводится игра «Что за птица» (ребята изображают повадки и особенности движения разных птиц).
Педагог предлагает детям выполнить сюжетную композицию - летящие лебеди. Работа интересна тем, что в качестве основы выступает черный картон (ночное небо). Птицы же и облака вырезаются из белой бумаги. Используется прием симметричного вырезания лебедей, причем наклеивается на основу только одна половинка птицы - возникает эффект объема. Мелкие детали (клюв, глазки и рисунок крыльев) дети дорисовывают черным фломастером.
Демина Е. «Лебедь»
(объемная аппликация из полосок бумаги)
Занятию предшествует чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». Вопросы по содержанию. Воспитатель рассказывает об особенности внешнего вида, повадках, образе жизни лебедей.
Проводится физкультминутка «Лебеди».
Ребятам предлагается выполнить аппликацию птицы в особенной технике - ее перья будут выполнены из множества бумажных полосок, что создает эффект объема.
В конце занятия все работы вывешиваются вместе на доску - получается настоящее «лебединое озеро».

Интересные идеи и схемы аппликации по теме «Птицы» в подготовительной группе

Дети очень любят фантазийные работы, например интерпретации на тему «Сказочная птица» (фото 4, 8, 14, 18). Им нравится подбирать по своему желанию цвета, форму перьев. В этом плане интресена работа «Жар-птица» (фото 8), где перышке на хвосте представлены в виде каскада капелек. Необычайно ээфектно смотрится аппликация «Птица счастья» (фото 18): птичка вся блести и переливается за счет ярких фантиков от концет, изысканно смотрится декор из кружевной ткани. Фото 14 - коллективная работа, каждый ребенок разрисовал по своему вкусу перо, все вместе они составили хвост волшебной птицы. К фантазийным работам такеж можно отнести композицию «Праздничный наряд для совы» (фото 17).

Всегда красиво смотрятся объемные композиции, которые мы видим на фото 1, 5, 6, 7, 13, 15, 20. Подобный эффект достигается за счет частичного приклеивания силуэта птицы, а также использования техники аппликации из полосок, аппликации из комочков салфеток или кусочков рваной цветной бумаги.

Очаровательная поделка - петушок, выполненный из сухих листьев (фото 2), такая аппликация, как правило, проводится осенью. Другой петух выполнен также из нетрадиционного материала -ткани (фото 16), яркий вид ему придает разнообразие рисунка лоскутов.

Дети наверняка с удовольствие примутся за изготовление поделки «Совунья» - персонажа мультфильма «Смешарики», она изготовлена из простых деталей, однако выглядит довольно оригинально.

Дошкольники также любят коллективное творчество. В этом плане интересны работы на фото 1, 10, 11, 12, 13, 14, 19 (дети создавали композицию всей группой либо трудились в подгруппе). Такая деятельность, без сомнения, объединяет ребят, заставляет внимательнее относиться к друг другу, совместно радоваться результатам своей работы. Основу таких композиций обычно заранее заготавливает воспитатель. Это может быть дерево со множеством ветвей, на котором будут располагаться птички либо нарисованная кормушка, где пернатые с удовольствием пообедают. Отметим работу «Уточки купаются», где вода изображена необычным способом - с помощью сине-красных полосок бумаги, передающей блики.

Фото: домашние и дикие птицы - петух, журавли, жар-птица, лебедь, сова, утенок и т.д.

Работа в подгруппе Аппликация из сухих листьев Аппликация Аппликация Аппликация из полосок бумаги Объемная аппликация Аппликация Аппликация Сюжетная композиция Коллективная работа Коллективная работа Коллективная работа Коллективная работа Коллективная работа Коллективная работа Аппликация из ткани Аппликация Аппликация с использованием фантиков от конфет и кружева Работа в подгруппе Объемная аппликация Сюжетная аппликация