По ИЗО деятельности

Конспект занятия по аппликации
для старшего дошкольного возраста

Цель: Освоение техники симметричного, силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон, для получения объемной аппликации.

Задачи:

  1. Учить детей соотносить реальные и сказочные образы.

На основе полученных впечатлений (в процессе подготовительной работы) предложить создать в аппликации образ сказочной птицы, передавая ее необычность и яркость, используя элементы декоративного оформления.

  1. Продолжать знакомить детей с объемной аппликацией. Показать способ вырезывания силуэта птицы из бумаги сложенной пополам.
  2. Развивать зрительный контроль действия рук.
  3. Дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы и творческие способности.
  4. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Материал и оборудование:

Выставка работ на тему «Сказочные птицы» выполненные разными способами. Аудиозапись «Голоса птиц», «Звуки леса» и т. п. Цветной картон, полоски цветной бумаги, конфетти, клей, клеевая кисть, ножницы, салфетка и др.

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки «Жар-птица и Василиса-царевна», П. П. Ершова «Конек-Горбунок» и др. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением птиц. Занятие по лепке на тему «Сказочная птица», рисование птиц.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята. Сегодня занятие по аппликации начинается необычно. Я приглашаю вас на сказочную поляну, где собрались самые разные птицы, изготовленные взрослыми и детьми разными способами. Посмотрите и скажите, какие птицы собрались сегодня на поляне? Назовите их. А тех птиц, которых не назвали, где можно встретить? (ответы детей) . Конечно в сказке. Поэтому их и называют - сказочные птицы.

Чем отличаются сказочные птицы от обычных?

А что у них общего?

Какие птицы сразу привлекают наше внимание и почему? (ответы детей) .

На нашей поляне много птиц, настоящих и сказочных, но нет одной – Птицы Счастья. Люди верят, что на свете есть птица, приносящая на своих крыльях счастье, яркое и радостное как ее неповторимой красоты хвост. Как вам кажется, как она выглядит? Закройте глаза и представьте свою Птицу Счастья. Что вы видите? Опишите. (ответы детей) .

Предлагаю вам, ребята, сделать аппликацию «Птица Счастья».

(Дети проходят и садятся за столы) .

Вы правильно заметили, ребята, что при всем разнообразии птиц, они имеют много общего. Все птицы, и сказочные и реальные имеют одни и те же части тела (туловище, голову, хвост и т. д.) . Сейчас я покажу вам, как можно вырезать силуэт птицы без хвоста – его мы сделаем потом.

Силуэт можно вырезать из бумаги сложенной пополам. Кто подскажет, как правильно складывать бумагу пополам, и за какую сторону держать заготовку? (ответы детей и показ воспитателем последовательности вырезывания) .

Вырезать начинаю с туловища. Держу заготовку за линию сгиба горизонтально. Ставлю ножницы на левый нижний угол и вырезаю полуовал (большую горку) примерно до середины заготовки. Затем режу прямо – это шея. Шея переходит в голову (маленькая горка) и заканчивается острым клювом. Посмотрите на схему и еще раз запомните последовательность вырезывания контура.

(дети самостоятельно вырезают силуэт птицы) .

Тело птицы мы приклеим к листу, а шея и голова будут свободно обращены вперед. Так мы получим не плоское, а объемное изображение, что придаст нашей птице живость. Птица важно склонила голову и, кажется, что она вот-вот сойдет с листа и упорхнет.

Теперь нам остается дополнить изображение. А главное украшение любой волшебной, сказочной птицы - это ее хвост. Как вы будете его изображать, зависит от вашего замысла. Подбор цветов, их сочетание; форма перьев и украшение птицы - все это ваше желание. У каждого получится своя, неповторимая Птица Счастья. Чем необычнее, интереснее будет птица, тем больше радости и счастья она принесет.

(самостоятельная творческая деятельность детей) .

Организация выставки.

Ребята, у нас получилась целая стая Птиц Счастья. Давайте рассмотрим птиц, полюбуемся ими.

(рассматривание и анализ детских работ) .

Ребята, Птица Счастья несет на своих крыльях удачу в делах, радость, мир в доме - все самое хорошее. Вы можете подарить ее тому, кому захотите. Не случайно поется в одной замечательной песне:

Мы желаем счастья вам,

Счастья в этом мире большом.

Как солнце по утрам,

Пусть оно заходит в дом.

Мы желаем счастья вам,

И оно должно быть таким -

Удивительно, ребята, но чем больше мы дарим счастья другим, тем больше его становится у нас. Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем? (ответы детей)

Малыши - это прирождённые исследователи, изучающие окружающий мир посредством чувственного, эмоционального восприятия и приобретения практического опыта. Чрезвычайно важно поддерживать естественную любознательность и познавательную активность ребёнка новыми увлекательными видами изобразительной деятельности. Аппликация введёт малыша в мир цвета и формы, познакомит с геометрическими фигурами, даст первичные навыки моделирования, разовьёт представление о правилах композиции среди учеников средней группы.

Аппликация - это создание сюжетных или предметных композиций из прикреплённых к основе (картон, дерево, ткань) фигурных элементов или узоров, вырезанных из бумаги, сухих листьев, ткани, кожи. Разноцветная композиция может крепиться путём приклеивания или пришивания. Такой вид творческого моделирования оказывает благотворное воздействие на развитие мелкой моторики, образного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.

Особенности занятий по теме «Большой многоэтажный дом» по аппликации в средней группе

Виды аппликаций:

  • предметная - моноизображение какого-либо объекта, например, дома, дерева, машины, сказочного героя, и т. д.
  • сюжетная и пейзажная аппликация - композиция, изображающая взаимодействие нескольких объектов или персонажей;
  • декоративная - стилизованная обработка по законам пропорционального размещения деталей, декоративное преобразование реальных предметов в виде орнамента с использованием ярких цветовых украшений геометрической, растительной формы, абстрактных фигур животных, птиц, человека.

Масштабные композиции, которые основаны на развёрнутом сюжете и включают много разнообразных деталей, как правило, создаются коллективно. Подготовительный этап, во время которого готовятся отдельные детали, например, нарезаются квадратики из полосок, обрываются и скатываются шарики из кусочков салфеток, проводится в небольших подгруппах по 2–3 человека, а затем дети вместе составляют сюжетную картинку на ватмане, приклеивая подготовленные ими элементы, попутно развивая способности пространственного мышления, а также навыки согласованных действий.

При создании аппликации дети опираются как на заданную схему, так и на заранее оговорённое условие или замысел, а сам процесс коллективного моделирования закрепляет стремление к солидарности и взаимопомощи. Важно, чтобы дети научились соблюдать правильную последовательность работы по созданию многослойной композиции, т. е. воспитатель должен пояснить, что сначала нужно подготовить фоновый рисунок, затем поместить детали второго плана (дома, пешеходный переход, облака и т. д.) и только потом приклеить фигуры первого плана (деревья, машины, снег).

Фото: Коллективные работы на тему «Дом»

«Цветные домики» «Улицы родного города» «Вечерний город» «Сказочный город» «Заснеженный город» «Наш город» Столичный город

Значение аппликации

  • Интеллектуальное развитие - обогащение познавательного багажа понятиями о свойствах и закономерностях окружающего мира, расширение знаний о разнообразии форм, величин и цветовых оттенков предметов, пространственном расположении объектов по законам пропорциональности. Кроме того, формируются умственные операции сравнения, обобщения, развиваются абстрактное и логическое мышление, совершенствуется образная, связная речь.
  • Нравственное воспитание - занятия пробуждают чувство товарищества, способствуют становлению таких волевых качеств характера, как инициативность, самоорганизация, сосредоточенность, целеустремлённость, умение преодолевать трудности.
  • Развитие сенсорики - аппликация опирается на чувственное восприятие и стимулирует познание свойств и качеств предметов.
  • Художественно-эстетическое развитие - формирование чувства вкуса к изобразительной деятельности, благодаря чему развивается восприятие ритмической гармонии цвета и формы, конструктивной целостности и красоты окружающего мира.
  • Трудовое воспитание - развиваются технические навыки ручных умений, формируются трудолюбие и бытовая самостоятельность.

Программным нововведением в средней группе является задача по освоению навыка резания ножницами, что требует развитой координации движений и хорошей моторики кисти руки для совершения правильных ритмических действий новым инструментом (ножницы должны разрезать бумагу, а не мять). Первые три месяца учебного года посвящены обучению навыкам прямого резания полос до 5 сантиметров, нарезанные квадратики и прямоугольники в дальнейшем используются для игр (билетики в ролевой игре) или для конструирования более сложных аппликаций (окна дома, флажки и т. д.). При выполнении декоративных работ уделяется внимание, прежде всего, заполнению центра формы.

Конструирование из готовых геометрических форм

Для выполнения работ на занятиях по аппликации используются как готовые силуэты и формы, так и вырезанные детьми самостоятельно. Увеличивается объём самостоятельных действий детей, например, можно предложить выбрать цвет и подходящую форму для выполнения задания.

Основные задачи по аппликации в средней группе:

  • совершенствовать комбинаторные способности по составлению предмета из нескольких частей;
  • обучать умению оперировать несколькими геометрическими формами (круг, квадрат, прямоугольник) в количестве десяти-двенадцати деталей для составления предметов или композиции декоративного узора;
  • изучить форму овала и треугольника;
  • развивать умение применять разные по величине и цвету формы;
  • освоить и закрепить навыки прямого (в разных направлениях) и округлого вырезания.

Технические приёмы аппликации, которые используются в средней группе

  • Обрывная техника. Этот приём отлично подходит для передачи иллюзии объёма, мозаичной декоративной фактуры образа, добавляющей ему визуальной эффектности и яркости (домики, дым из трубы, облака, пушистый снег, кирпичная кладка, мостовая и т. д.).

    «Осенний город»

  • Аппликации из салфеток - дети с удовольствием применяют как яркое и разноцветное декоративное украшение или самостоятельный материал для создания аппликаций. В работе с ним можно обходиться без ножниц, обрывая и скатывая комочки, из которых конструируется композиция. Такой приём прекрасно развивает мелкую моторику.

    «Домик в деревне»

  • Квиллинг - в буквальном переводе с английского означает перо птицы. Плоскостная или объёмная композиция складывается или дополняется декоративными спиралевидными скрученными из цветной бумаги деталями, которые прекрасно передают объёмную фактуру предмета. Одной из разновидностей квиллинга является техника торцевания, которая позволяет добиться эффекта «пушистости» деталей из бумаги довольно незамысловатым и простым в исполнении способом, когда с помощью палочки бумажным квадратикам придаётся форма воронки.

    «Мой город» (кроны деревьев выполнены способом торцевания)

  • Мозаичное выполнение аппликации. Основными деталями являются фигурки геометрической формы (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник) различного размера, которые выкладываются внутри нарисованной схемы изображения.
  • Геометрическая - четырёхлетним детям проще освоить конструирование из простых геометрических форм и научиться складывать фигурки предметов из комбинации треугольников, квадратов, прямоугольников и кругов.

  • Аппликация из ткани. Особенностью работы с тканью является сложность вырезания, поскольку из ткани вырезать элементы аппликации гораздо труднее, чем из бумаги. Кроме того, материя может осыпаться по краю, что вызовет дополнительные проблемы. Поэтому такую разновидность аппликации можно прорабатывать с детьми, у которых развиты навыки свободного владения ножницами.

    «Летний город»

  • Ладошковая - основой такой аппликации является силуэт обведённой карандашом ладошки малыша. Небольшие усилия и дополнительные декоративные элементы, украшающие аппликацию, превратят подобную простую заготовку, например, в сказочную причудливую птицу. Творческий подход и совместная фантазия воспитателя и детей помогут скомпоновать разноцветные отпечатки ладошек всех детей в оригинальный фон для коллективной композиции.
  • Нетрадиционная - использует необычные материалы, например, пластилин, вату, крупы, макаронные изделия, поролон, ткань, яичную скорлупу, нитки и т. д. Конструирование оригинальных композиций из необычных материалов расширяет границы творческой фантазии, пробуждает вкус к художественной импровизации, развивает и тренирует ручные умения, проявляет чувство формы, цвета.

    «Солнечный город» - аппликация из крупп

    Аппликация из ниток

  • Включение в композицию сухих растений или листьев (флористика). Прекрасный материал для дополнения фона. Такой вид работы требует предварительного этапа подготовки, когда во время прогулки вместе с детьми воспитатель собирает необходимый природный материал.

    «Дом в лесу»

Этапы и методические приёмы проведения занятия

В средней группе стандартным перспективным планированием предусмотрено проведение двух занятий по аппликации в месяц. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 20 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 2–3 минуты для релаксации и профилактики умственной и физической усталости детей.

Схема занятия

1. Организационная часть (3–5 минут).

Информационно-ознакомительный этап предполагает пробуждение у детей интереса к изображаемому предмету, изучение его формы, цвета и составных частей. Необходимо подключить игровые моменты, стимулирующие любознательность, вызывающие положительную эмоциональную реакцию и активность. Мотивирующими приёмами могут стать появление игрушечного персонажа, опора на известный сказочный сюжет, демонстрация картинок, музыкальная пауза, сюрпризный момент, знакомство с новыми знаниями, личный артистизм воспитателя. Важно развивать умение концентрировать внимание и видеть предмет, производить его чувственный (осязание и зрение) анализ.

Беседа с детьми на занятии по аппликации на тему «Мы - строители» (автор конспекта Динара Киреева)

Сюрпризный момент.
Стук в дверь.
-Ой, ребята, кто-то стучится в дверь. Кто это?
Д: Буратино
Б: Здравствуйте, ребята! Я вам принёс загадку, а вы готовы её отгадать?
Д:
Б: Средь облаков на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нём. (Строитель)
На мольберте воспитатель показывает иллюстрацию строителя.
В: Буратино, наши ребята про строителей много чего знают. Посиди с нами и послушай.
Беседа о строителях
В: Что делают строители?
Д: Строят дома, больницы, детские сады, магазины.
Показ иллюстраций.
В: Ребята, а как вы думаете люди каких профессий строят дома?
Д: Маляры, каменщики, крановщики, плотники.
Показ иллюстраций.

Строительные профессии

В: Правильно. Маляры красят дома, каменщики делают окна, полы, подоконники, крановщики работают на подъёмном кране, поднимают грузы.
- А какая техника им помогает при строительстве домов?
Д: Экскаватор, подъёмный кран, грузовики, каток, бульдозер.
Показ иллюстраций.

Строительная техника

В: Все люди, которые строят дома называют строителями. А вы хотите стать строителями (Ответы детей)
В: Давайте, ребята, пройдём за столы, а Буратино пойдёт с нами и будет смотреть нас.
Физкультурная пауза (аудиозапись)
Целый день тук да тук, Кулачок об кулачок
Раздаётся громкий стук. Руки в стороны
Строим дом, дом большой Руки вверх
И с крылечком и с окном. Руки перед грудью
Разукрасим мы дом Красим руками
На верху флажок прибьём. Флажок из пальцев
Будут жить в доме том Показ Зайка с мишкой и котом.
Стук, стук молотком. (Стучим кулачками)
Строим, строим новый дом. (Пилим)
Ты пила пили быстрей.
Строим домик для друзей.

Познавательная беседа с детьми

Беседу развивающего и познавательного характера имеет смысл начать с вопросов о названиях улиц, транспорте, можно провести небольшой интересный экскурс в историческое прошлое города, вспомнить о достопримечательностях и памятниках, которые являются визитной карточкой, символом родного города. Занятие будет интересным, если воспитатель продумает игровую линию сценария, взяв за основу один из популярных сказочных сюжетов: сказку «Заюшкина избушка», поэтическую сказку «Кошкин дом», приключения трёх поросят, мечту дядюшки Тыквы о домике из литературной сказки Джанни Родари о Чипполино и т. д.

Стихотворения и загадки, которые можно использовать на занятиях, посвящённым темам о доме или городе.

Города бывают большие и маленькие.
Города бывают молодые и старенькие.
Но они движутся, рвутся, живут
И непременно все шире растут.
Вы мне скажите, а кто так старается,
Что города быстро так разрастаются?
А старается высокий и огромный
Кран подъёмный!
Подъёмный кран строит город большой,
Плиту на плиту кладёт.
Будет ему этот город родной,
Когда он вовсю расцветёт! (Т. Саксон)

Город - это не только улицы
И небо, что сильно хмурится.
Город - это ещё и прогулки,
Домики, скверы и переулки.
В городе украшенье двора -
Громкая шумная детвора!
Занятие детям найдётся всегда,
Ведь много таят в себе города!
Кто на самокате прокатится чуток,
А кто-то - рассматривать будет песок.
Город - для всех развлечение,
Одна прогулка - уже приключение! (Т. Саксон)

Мой дом.
Посмотрите: это дом-
С крышей, дверью и окном,
И с крылечком, и с трубой,
Цвет у дома - голубой.
Заходите смело в дом!
- Приглашаете? Войдём! (Н. Голь)

Окно.
День за днём идёт кино
На экране этом.
Солнца, зелени полно
На экране летом.
А зимой - синеет лёд,
Снег летит, играя.
Фильм идёт, идёт, идёт
Без конца и края. (А. Шибаев)

Лестница.
Раз - ступенька,
Два - ступенька,
Три - ушиблена коленка.
На четвёртой
На ступеньке
Я встаю на четвереньки.
Пусть ступеньки высоки,
Высоки,
На коленках синяки,
Синяки.
Я по лестнице поднялся,
Остальное - пустяки! (А. Ахундова)

Крыша.
Если есть крыша
И лестница есть,
Можно на крышу
Пол лестнице влезть.
Можно по крыше
Побегать потом,
И можно лечь, развалиться.
Все можно.
Нельзя забывать лишь о том,
Что с крыши можно
Свалиться! (В. Данько)

В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый… (Дом)

Целый день они не спали,
С солнцем в салочки играли,
Солнечные зайчики
Прыгали, как мячики.
А когда настала ночь
Спать легли они устало
И накрылись одеялом. (Окна с занавесками)

Он стоит, простой и строгий,
В однотонном пиджаке,
У него карманов много,
Провода в его руке,
И глаза его, как блюдца,
То потухнут, то мигают.
И до неба дотянуться
Он пытается руками. (Дом с балконами)

Уродились грибочки
Одного росточка,
Стоят вдоль тропинки,
Ровные спинки,
Старый гриб ломается,
Новый растёт. (Улица с домами)

В два ряда стоят дома -
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами друг на друга глядят. (Улица)

2. Практический этап включает объяснение и демонстрацию воспитателем пошагового алгоритма выкладывания и приклеивания элементов (2–3 минуты).

Уровень развития пространственного мышления детей пока не позволяет самостоятельно определить местонахождение детали в композиции узора или правильное расположение составной части предмета, поэтому воспитателю необходимо наглядно демонстрировать и пояснять последовательность выполнения задания. Дополнительного пояснения и показа требуют незнакомые операции, например, срезание уголков у прямоугольника для получения трапециевидной формы крыши, знакомые формы (прямоугольник и квадрат) дети вырезают самостоятельно. Повышенное внимание уделяется трудовой культуре, аккуратному и безопасному обращению с ножницами, для чего целесообразно разделить детей на подгруппы до семи человек во время обучения правильной работе с новым инструментом. Дети должны научиться уверенно держать ножницы и осуществлять ими движения, которые не будут мять бумагу.

Воспитатель работает вместе с детьми

3. Самостоятельная работа детей (15 минут).

После внимательного прослушивания объяснений педагога дети вырезают детали и приклеивают их на основу в соответствии с заданием. Воспитатель контролирует правильность выполнения задания, всё необходимое оборудование и заготовки желательно подготовить на рабочих столах заранее.

4. Анализ и подведение итогов (2–3 минуты).

Заключительный этап занятия проходит в форме выставки детских работ, воспитатель учит с радостью воспринимать свои и чужие успехи, проводит анализ, сопровождая его похвалой за старания и трудолюбие, вместе с детьми обсуждает степень аккуратности работ (чёткие и ровные края, отсутствие следов клея), а также соответствие созданного ребёнком образа оригиналу или образцу, отмечает удачные творческие идеи и оригинальные эксперименты.

Конспект занятия

В сценарии занятия педагог указывает цели и задачи. В процессе планирования, организации и проведения занятий аппликацией в средней группе обычно ориентируются на решение таких задач:

  • Освоение навыков работы с ножницами, клеем и цветной бумагой, обучение конструированию из кусочков ваты, ткани, листьев на картонной или бумажной основе, использование пластилина.
  • Развитие самостоятельности и творческой инициативности при определении сюжета или жанра (предметная картина, пейзаж) аппликации.
  • Развитие умения слышать и понимать музыкальное или поэтическое сопровождение, которое звучит во время исполнения творческого задания. Такое интересное объединение различных способов эмоциональных и художественных инструментов воздействия нацелено на достижение всестороннего эстетического развития детей, формирование художественного вкуса и чувства прекрасного.

Конспект занятия по аппликации на тему «Город Дружбы» (на основе конспекта Н. Парсовой)

Задачи:

  • научить воспитанников вырезать несколько одинаковых деталей из полоски (окна дома, крыши домов, полоски для пешеходного перехода);
  • размещать окна на уровне одной линии;
  • развивать навыки составления композиции;
  • пробуждать познавательный интерес к окружающему миру, любовь к малой родине;
  • развивать умение согласованно работать в коллективе.

1. Вводная беседа, которая вплетена в игровую ситуацию. Можно использовать наглядный материал, например, фотографии или картинки, изображающие улицы, архитектурные достопримечательности родного города, которые будут легко узнаваемы детьми и вызовут положительный эмоциональный настрой.

Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Давайте посмотрим, кто нам его написал «Здравствуйте, дорогие ребятишки средней группы». Мне нужна ваша помощь. Наш дом друзей стал очень мал и крыша прохудилась, места стало не хватать для наших друзей. Помогите нам, пожалуйста, мы не знаем, что нам делать? Мои друзья Крокодил Гена, старуха Шапокляк, Жираф, Лев будут вам очень и благодарны». Ребята как вы думаете, от кого письмо? Правильно от Чебурашки.
(Картинка из мультфильма). Ну, что, ребята, как будем помогать? Что делать? (Беседа с детьми) Дети: «Мы поможем построить новые дома».
Актуализация знания.
Воспитатель:
- Как вы думаете, что надо сделать прежде, чем начать строить дом?
- А, как стоить дома, из чего? (беседа)
- Из каких строительных материалов. Сколько надо материалов для дома? (Предполагаемые ответы детей).
- Как вы думаете, ребята, какие должны быть дома? (Прочные, тёплые, одноэтажные, многоэтажные, высокие, низкие)
- Какая должна быть крыша? (Не промокаемая, прочная)
Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель:
- Ну как нам определиться, какие нам нужны дома.
- Кто нам может, помочь, как вы думаете? (Ответы детей)
- Где узнать? (Ответы детей). Сначала нужно выбрать место для строительства дома. Хорошо, а что дальше (беседа).
Открытие нового знания.
- Ребята как вы думаете, кто придумывает, каким должен быть дом? (Архитектор). Посмотрите, у архитектора специальный стол, где много разных линеек, и с их помощью он рисует чертёж дома.
- А как вы думаете, кто следующий помогает построить дом? (Инженер)
- Что делает Инженер? Инженер считает, сколько строительного материала нужно привезти на стройку, чтобы построить прочный дом. А уже по чертежам дальше работают (кто?) строители.
- Какие строительные профессии вы знаете? (каменщики, плотники, маляры, крановщик).
- Видите ребята, сколько профессий задействовано в строительстве дома.

2. Практическая часть. Воспитатель обращает внимание детей на приготовленный заранее лист ватмана с некоторыми приклеенными и нарисованными элементами будущей композиции, например, дорога, один домик, дерево. Затем воспитатель предлагает детям закончить картину, дополнив её недостающими фигурами и силуэтами, дорисовать карандашами детали домов и машин.

Воспитатель объясняет и показывает приёмы и способ изготовления деталей аппликации.

Берём полоску бумаги, складываем её в несколько раз, затем раскладываем и разрезаем по линиям сгиба, так получим окошки. Если лист сложить пополам и затем разрезать, то получатся стены домов. Прямоугольники, уголки которых сверху срезаются, превращаются в крыши.

Вы должны «построить» новые красивые и уютные дома для друзей Крокодила Гены, «посадить» деревья. По дорогам нашего города поедут легковые и грузовые машины (силуэты деревьев и машин воспитатель готовит заранее).

3. Дети самостоятельно работают. Воспитатель помогает и подсказывает по мере необходимости, контролирует работу с ножницами и клеем.

Коллективная работа детей

4. Подведение итогов.

Сколько прекрасных домов на нашей улице, в них будут жить счастливые, дружные семьи, взрослые и дети. Все наши дома уютные, тёплые и гостеприимные. Вы большие молодцы!

Готовая композиция

Схемы и поэтапное описание выполнения аппликаций

«Наша группа - дружный дом» - коллективная работа по созданию символа группы

Материал: заготовка из ватмана в форме дома, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.

Инструкция:


«Зимний город» - коллективная аппликация с элементами нетрадиционной техники

Материалы: ватман, гуашь, заготовки в форме нарезанных больших прямоугольников для силуэтов домов и полосок для окон и крыш, клей, кисточка.

Предварительная работа: воспитатель тонирует фон гуашью синего цвета, затем предлагает детям из заготовок построить город.

Тонировать фон

Инструкция:

  1. Каждый ребёнок выбирает большой цветной прямоугольник для своего дома, нарезает маленькие прямоугольники из жёлтых полосок, срезает уголки на полосках для крыш и начинает приклеивать окошки. Воспитатель напоминает воспитанникам, что необходимо стараться аккуратно мастерить свой дом, не оставляя следов клея.

    Приклеить маленькие прямоугольники (окошки) на большой прямоугольник

  2. Когда дома будут готовы, дети приклеивают их на основу, присоединяют крыши.

    Готовые дома приклеить на ватман

  3. Ребята разрезают ватные диски пополам, затем дополняют ими композицию для изображения сугробов.

    Приклеить половинки ватных дисков (сугробы)

  4. Затем наносят на основу мазки клея и присыпают их манной крупой (снег).

    С помощью манной крупы изобразить снег

  5. Готовая композиция.

    Готовая работа

«Дома на нашей улице» - коллективная работа

Работу дети выполняют самостоятельно.

Инструкция:


«Мой родной город» - коллективная аппликация

Материалы: большие прямоугольники, полоски для крыш и окон.

План- конспект урока на тему:

« Выполнение аппликации».

Класс :

Вид урока : комбинированный

Тема : Выполнение аппликации “Деревенька моя”.

Цель урока :
-
Знакомство с понятием аппликация, с различными видами аппликации (плоской и объемной);
- Развитие познавательной активности, творческой фантазии, художественного вкуса;
- Воспитание эстетического отношения к действительности.

Задачи урока :
Формировать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, учить составлять композицию из элементов и цветовых сочетаний. Совершенствовать навыки в работе с клеем, ножницами, калькой, цветной бумагой, применяя различные техники работы.
Развивать такие качества как усидчивость, внимательность, аккуратность при выполнении работы. Привить навыки работы в группе.
Воспитывать интерес к созданию аппликации, уважение к творческому наследию.
Материалы и оборудование
:
для учителя: наглядные пособия, презентация.
для учеников: цветная бумага, карандаш, ластик, ножницы, клей, калька.

План урока :

I.Организационная часть 1-2 мин.

II. Сообщение новых знаний 10 мин.

III. Практическое задание 25мин.

IV. Подведение итогов урока 2-3 мин.

Ход урока :

Деревенька моя! Домик с садом,
На зелёной лужайке лесной.
Частокол, перед рыжим фасадом,
С придворовой калиткой резной.
(показываю аппликацию)


- Как вы думаете, что это ?

- Как это называется?

А, что такое аппликация?
простыми словами

(прикладывание, присоединение.)

Тема сегодняшнего урока:” Аппликация”

- Как вы думаете, чем мы сегодня займемся на уроке?

(ответы детей)


- Правильно, сегодня мы научимся выполнять аппликацию.


Аппликация
- от латинского слова- прикладывание, присоединение заключается в вырезании, наложении различных форм и закреплении их на фоне.

Какие виды аппликации вы знаете?
(Аппликация бывает плоской и объемной.)

Плоская аппликация
когда к фону наклеиваются бумажные фигуры (бывает: однослойная, многослойная, выполненная способом обрывания).

Объемная аппликация
- когда к фону приклеивают несколько слоев материала или, когда один слой крепится в изогнутом виде, образовывая выпуклые очертания.

- А скажите ребята, из чего можно делать аппликацию?
(Из бумаги, из ткани, из картона, пластилина, растительных и прочих материалов.)

-Сегодня мы постараемся сделать аппликацию. А в конце занятия мы прикрепим нашу аппликацию к доске и посмотрим, что у кого получилось.

Как вы думаете, что требуется для выполнения аппликации из бумаги?

(Цветная бумага, калька, ножницы, клей.)

На прошлом уроке мы:

Нарисовали эскиз будущей аппликации,

Затем вырезали его ножницами.

Физминутка:
Мы руками поколдуем. (дети “рисуют” круг руками)

Круг огромный нарисуем!

Нарисуем мы окно рисуют” окно”

И большущее бревно. рисуют “бревно”

Нарисуем лифта бег: опустить руки вниз, поднять руки вверх

Ручки вниз, ручки вверх!

Все зажмурились: раз-два! крепко зажмурить глаза (3-5 сек.)

Закружилась голова. поморгать глазами (3-5 сек.)

Мы глазами поморгали,

Вмиг гирлянды засверкали. смотрим прямо перед собой

Смотрим прямо и вперёд – поморгать глазами 3-5 сек.

Это мчится самолёт…

Раз моргнули, два моргнули –

Наши глазки отдохнули!

Итак, с чего мы с вами начнем?
(Последовательность работы)
- Расположим детали аппликации на основе.

Затем приклеим детали аппликации при помощи клея.

Теперь вы можете приступать к заданию, делать аппликацию нашей деревеньки.

- Сначала промазываем деталь клеем с обратной стороны.
- Прикладываем деталь к подготовленному фону.
- Сверху прикладываем бумагу и проглаживаем рукой.

Подведение итогов урока.

Давайте посмотрим, что у кого получилось. Выйдем и прикрепим наши аппликации к доске.

Я вижу, что вы все справились с заданием, молодцы.

Рефлексия:
– Что на уроке было трудным для вас?
– А что понравилось делать?

Рефлексия настроения:
Если на уроке ваше настроение было хорошим, то - прикрепите на доску бабочку;
Если настроение испортилось – тучку.

Выдача домашнего задания на выбор : C делать отрывную аппликацию или аппликацию из пластилина. На любую тему .

КОНСПЕКТ НОД № 9 НА ТЕМУ: «Цыпленок» по сказке К.И. Чуковского.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1.изобразительные задачи:

Учить детей находить связь между предметами окружающего мира и их изображениями в аппликации;

Учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина;

Учить детей использовать различные материалы в своей работе (бумага, губка).

Закреплять у детей практические навыки аппликации.

2.технические задачи:

Учить наносить клей на изображение, не выходя за контур

Учить создавать образ цыпленка в аппликации, используя нетрадиционную технику – цветные губки.

Продолжать формировать умение свободно размещать изображение, аккуратно использовать клей и кисточку.

3.воспитательные задачи:

Развивать восприятие, наглядно-образное мышление, эстетический вкус, мелкую моторику рук.

Развивать навыки совместной трудовой деятельности детей.

4.активный словарь:

Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарь.

Развивать речь при помощи стихов, загадок, пальчиковых игр.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Заготовка цыплёнка, вырезанная из белой бумаги и наклеенная на цветной картон, губка жёлтого цвета, клеёнки, для покрытия столов на время работы, салфетки (бумажные и влажные), клей ПВА, игрушки: цыплёнок и курица.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

Расстановка столов при занятии:

Размещение детских работ при анализе:

1.Сюрпризный момент:

На столе под платком спрятаны игрушки: курочка и цыплёнок.

Воспитатель. Имитирует звук пищащего цыпленка. «Пи-Пи-ПиИ». Ой, ребята, а кто это пищит?

Смотрит по сторонам, не может найти. Кто же это пищит?

Дети: Цыпленок!

Если дети затрудняются, воспитатель помогает наводящими вопросами.

Воспитатель: Сегодня на занятие к нам пришли гости. Посмотрите.

Воспитатель снимает платок с игрушек. И достает игрушку «Цыпленок»

Кто это, ребята?

Дети: Цыпленок.

Если дети не справляются, воспитатель помогает наводящими вопросами, или называет сама и просит детей повторить.

Воспитатель: Давайте, ребята, его рассмотрим. Посмотрите какого цвета цыпленок?

Дети: Желтого

Воспитатель: Потрогайте, какой он пушистый, мягкий.

Воспитатель предлагает детям потрогать игрушку и повторить, что игрушка мягкая и пушистая.

Воспитатель: Посмотрите у цыпленка, есть крылышки, их два. Есть лапки.

Воспитатель рассматривает игрушку, совместно с детьми, предлагает потрогать.

Воспитатель: Ребята, кто знает, как зовут маму цыпленка?

Дети: Курица.

Воспитатель предлагает детям поиграть.

Воспитатель: Вы, ребята,сейчас превратитесь в цыплят, а я в вашу маму- курочку.

1.Вышла курочка гулять, (воспитатель идёт по группе с игрушкой.)

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки, (зовёт детей идти вместе с ним)

Желтые цыплятки.

2."Ко-ко-ко, ко-ко-ко, (воспитатель обращается к детям и показывает движения)

Не ходите далеко, (погрозить пальчиком.)

Лапками гребите,

Зернышки ищите!"

3.Съели толстого жука,

Дождевого червяка, (дети и воспитатель садятся на корточки и исполняют движения)

Выпили водицы

Полное корытце.

2.самостоятельная работа детей. Конструирование цыплёнка из кусочков желтой губки. Оказание индивидуальной помощи.

Ребята, нам сейчас было весело, а вот маленькому цыплёночку очень скучно. Давайте поможем ему с друзьями.

Воспитатель предлагает детям 1 подгруппы сесть за стол и приступить к изготовлению поделки. Вторая подгруппа наблюдает за работой первой.

Воспитатель показывает детям, как правильно наносить кусочки губки на рисунок. На предварительно смазанную клеем заготовку накладываются небольшие кусочки губки. Воспитатель следит за тем чтобы дети старались не заходить за контур. Напоминает, что работать надо аккуратно, тогда и картинка получится очень красивой.

После дети меняются, садится вторая подгруппа. 1 подгруппа идёт мыть руки.

3.оценка детских работ. Рефлексия:

Ребята, посмотрите, как много у нашего цыпленка друзей. Поделки выставляются на стенде. Милые цыплятки,

Жёлтые комочки,

Быстро, быстро собирайтесь.

Возле мамы – квочки.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ЗАВОДСКОГО РАЙОНА»

ГОРОДА КЕМЕРОВО

План - конспект открытого занятия

педагога дополнительного образования

Лобановой Юлии Владимировны

Тема занятия : «Плоская аппликация»

Образовательная деятельность : ДПИ

Возраст детей: 7-10 лет

Отдел: декоративно-прикладной

1. Пояснительная записка………………………………………………2

2. План……………………………………………………………………2

3. Конспект……………………………………………………………….3

3.Список литературы……………………………………………………7

4. Приложение…………………………………………………………...8

Пояснительная записка

Раздел по аппликации – это творческие и интересные занятия. С помощью аппликации можно наиболее простым и доступным способ создать художественные работы, при которых сохраняется реалистическая основа самого изображения. Занимаясь на занятиях учащиеся учатся основным признакам силуэтности, плоскостной обобщенной трактовки образа, локальности больших цветовых пятен, развивают мелкую моторику. Учатся эстетическому, художественному вкусу, цветоведению. Это даёт возможность широко использовать дальнейшие знания полученные на занятиях по аппликации не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов и т. Занятие по аппликации рассчитано на школьный возраст 7-10 лет.

План

п/п

Этап

Время

Действия

Организационный момент

3 мин.

Создание эмоционального настроя группы. Перекличка.

Вводная часть

7 мин.

Вступительный рассказ об истории аппликации.

Работа над темой занятия.

25 мин.

Разминка для рук.

Показ: образцы готового изделия, шаблоны, последовательность сборки изделия. Работа над выполнением изделия.

Подведение итогов занятия

9 мин.

Оформление мини-выставки,

Оценивание работы учащихся.

Итого

45 мин.

Конспект.

Организационный момент.

Педагог : - Здравствуйте, ребята! Занимайте места за столом. Кто у нас сегодня присутствует, кто отсутствует?

Учащиеся рассаживаются за столом. И перечисляют кто присутствует, кто отсутствует.

Вводная часть.

Педагог : Цель нашего сегодняшнего занятия з накомство с историей возникновения аппликации, с различными видами аппликации плоская и объемная. Развитие познавательной активности, творческой фантазии, художественного вкуса.

Задачами нашего занятия является научиться простым приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, учить составлять композицию из элементов и цветовых сочетаний. Совершенствовать навыки в работе с клеем, ножницами, цветной бумагой, применяя различные техники работы.

Педагог : А кто ни будь уже, знает, что такое аппликация?

Учащиеся : Да, знаем, это наклеивание бумажных картинок на листочек.

Педагог : Сейчас мы с вами более подробно познакомимся, что же такое аппликация.

Если вернуться к истории, то слово аппликация пришло к нам из латинского языка, а звучало оно так - «прикладывание». Слово «прикладывание», в свою очередь, переводиться так, очень необычное и весьма интересное художественное занятие.

А скажите ребята, из чего можно делать аппликацию?

Учащиеся: Из бумаги, из ткани, из картона.

Педагог: Аппликацией называют работу с разными материалами, это может быть ткань (вид ткани значения не имеет), разных цветов бусинки, кожа, мех, войлок, бисер, бумага, шерстяные нитки. Ещё в качестве материала для работы можно использовать: шелк, бархат, атлас и даже сухие листья. (см. Приложение №1.)

В аппликации приветствуется применять всевозможные структуры и материалы, все это делается лишь с одной целью – усилить выразительную возможность. Искусство аппликации, на мой взгляд, чем-то напоминает коллаж.

Как утверждают специалисты, аппликация появилась на свет в давние времена. Причиной появления этого вида искусства послужило стремление женщин к «прекрасному», вот и в древности какой-то даме захотелось украсить свои вещи, обувь и одежду.

Ей это дело понравилось, потом в ход пошла и домашняя утварь, своего любимого тоже надо привлечь к «прекрасному», вот и перешла она на его орудие труда, и, в конце концов, на интерьер своего жилища.

Кто-то из ученых даже утверждает, что первое желание сделать аппликацию можно отнести к пещерным людям, ведь у них была необходимость для создания одежды сшивать шкуры животных.

Первый стежок привел человека на мысль, что таким способом можно соединить детали и сделать одежду, а потом её украсить. Более искушенные дамы старались выкраивать детали из материалов и прикрепляли их к одежде. Это и послужило появлению искусства аппликации.

Сюжетные идеи для аппликации становились образы зверей, птиц, фантастических чудовищ, сцены охоты, прекрасные растения и цветы, а так же обычная повседневная жизнь людей. Из аппликации можно собрать не только оформительские работа, а так же панно, картины и. т.п.

Работа над темой занятия.

Педагог: Ну вот вы ребята познакомились, что такое аппликация, и сегодня на нашем занятии, нам нужно будет сделать поделку из плоской аппликации. (см. Приложение №2)

Педагог: Но прежде чем приступить нам к нашему творчеству, давайте с вами немного поиграем. Гимнастика для пальцев рук «Дружно пальчики сгибаем». (см. Приложение №3.).

Учащиеся начинают разминать пальчики.

Педагог: Проходите ребята на свои места. Самые главные инструменты для аппликации – это ваши руки и пальцы. Чтобы создать поделку, мы будем использовать разные материалы: бумагу, картон, природный и бросовый материалы. А также нам понадобятся ножницы, клей, карандаш простой, карандаши цветные, цветная бумага.

Педагог: А сейчас запомните правила по технике безопасности при работе с колющимися и режущими предметами. (см. Приложение №4).

Учащиеся слушают правило по техники безопасности и смотрят схемы.

Педагог: Ребята, сейчас каждый из вас попробует выполнить аппликацию по образцу из бумаги. Бумагу надо использовать рационально и экономно.

Учащиеся самостоятельная работа над изготовлением поделки.

Подведение итогов занятия.

Педагог: Ребята, сегодня вы познакомились с историей возникновения аппликации как искусства.

Назовите виды аппликации

Из каких материалов можно изготовить аппликацию

Чего нового узнали сегодня на уроке?

Занятие окончено.

План-конспект занятия

Место проведения: учебный кабинет

Временной режим – 40 минут

Возраст учащихся: от 7 до 10 лет.

Методы обучения – словесный, наглядный, практический, бъяснительно-иллюстрационный.

Оборудование – ножницы, карандаши, альбомные листы, клей, цветная бумага.

Наглядные пособия: образцы готовых работ.

Тип занятия – комбинированный

Форма организации деятельности обучающихся - коллективная, индивидуальная.

Цель : Знакомство с историей возникновения аппликации, с различными видами аппликации плоская и объемная. Развитие познавательной активности, творческой фантазии, художественного вкуса.

Задачи:

- Формировать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, учить составлять композицию из элементов и цветовых сочетаний. Совершенствовать навыки в работе с клеем, ножницами, цветной бумагой, применяя различные техники работы.

- Воспитывать интерес к созданию аппликации, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимательность, аккуратность при выполнении работы.

Прогнозируемый результат: готовое изделие

Формы контроля – оформление мини-выставки выполненных работ.

    Подласый, И.П. Педагогика [Текст]/ И.П. Подласый – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 576 с.

    Нагибина М. И. Волшебная бумага. Аппликация, фигурки, оригами [Текст]/ Нагибина М.И. – Академия развития, 2012.-112с.

    Гриченко И.С. Игровая радуга [Текст] : метод. пособие / И. С. Гринченко . - Москва: ЦГЛ, 2004. - 95 с.

    Коваленко В.И. Школа физкультминуток. 1-4 классы [Текст] :/ Авт.-сост.. Коваленко В.И.- 2-е изд.,перераб.-М.: ВАКО, 2013. 224с.

    Рузина М.С. "Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых" [Текст]/ Рузина М.С. - СПб.2000. 120с.

Приложение 1

Из кусочков соломенной ленты



Аппликация из бисера



Аппликация из кожи и меха



Аппликация из ткани

Аппликация из бумаги

Аппликация из природного материала

Объемная аппликация

Приложение №2

Плоская аппликация «Бабочка»

Приложение 3

Гимнастика для пальцев рук «Дружно пальчики сгибаем».

Текст

Движения

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулаки сжимаем.

1,2,3,4,5 – начинаем разгибать.

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнения несколько раз.

Приложение 4

Ножницы. Виды ножниц.

Ножницы – это инструмент для резания тонких материалов. Ножницы для бумаги называются канцелярскими . Они имеют длинные прямые лезвия.

Для резания тонкого листового металла используют кровельные ножницы. У них короткая рабочая часть и длинные ручки.

Ножницы садовника – секатор .

Портновские ножницы предназначены для резания толстых тканей больших размеров. Ими удобно работать, опираясь одним кольцом ручки на стол. Для раскроя ткани портной использует ножницы не только с прямыми лезвиями, но и зигзагообразным краем.

Парикмахерские ножницы необходимы для стрижки волос. Они лёгкие, с прямыми лезвиями, но и с зигзагообразным краем.

Маникюрные ножницы меньше других. Они могут иметь закруглённые концы.

Правила работы с ножницами.

1.Ножницы хранить в определённом месте – в подставке или рабочей коробке.

2.Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.

3.Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

4.Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.

5.Следить за движением и положением лезвий во время работы.

6.Использовать ножницы только по назначению.

Разрезать Отрезать Вырезать Надрезать

Правила работы с клеем.

    Перед работой с клеем нужно застелить стол или парту клеенкой или газетой.

    Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза.

    Если вдруг клей все же попадет в глаза, срочно вымойте руки и промойте глаза теплой водой.

    После работы клей плотно закройте, уберите.

    Обязательно вымойте руки и кисточку.