дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, у которых единственный или оба родителя:

Лишены родительских прав,

Ограничены в родительских правах,

Признаны безвестно отсутствующими,

Признаны недееспособными (ограниченно дееспособными),

Находятся в лечебных учреждениях,

Объявлены умершими,

Отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы,

Находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

Уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,

Отказались взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты

населения и других аналогичных учреждений

И в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

На сегодняшний день одной из важнейших проблем России - это проблема обездоленных детей. По данным статистики, в 2013 году в стране насчитывается около 700 000 таких детей. Взрослые призваны создавать благоприятные условия для их выживания и развития, охранять их интересы и защищать права детей, но, как показывает практика, именно взрослые чаще всего ущемляют и нарушают эти права. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении.

В различных изданиях по социальной работе принято следующее определение понятия "социальный сирота": это ребенок, имеющий биологических родителей, которые по каким-либо причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем.

Исследования Института детства Российского детского фонда, свидетельствуют о том, что основными причинами, по которым дети остаются без родительского попечения, являются: лишение родительских прав, уклонение родителей от содержания и воспитания собственных детей, нахождение родителей в местах заключения, неизлечимая болезнь родителей, а также безвестное их отсутствие.

Такое положение обусловлено рядом причин, среди которых основными являются: сложное социально-экономическое положение общества, все большее его расслоение по имущественному признаку; духовный кризис общества; последовательное, начатое в начале прошлого века, разрушение института семьи.

Социальное сиротство - проблема многоплановая, на фоне постоянно снижающегося в целом по стране уровня рождаемости она приобрела в Российской Федерации угрожающие масштабы и была обозначена правительством как первоочередная задача общефедерального уровня.

В чем опасность социального сиротства:

· нарушение общественного порядка – 58,3%;

· рост необразованности населения – 8,3%;

· детская смертность – 33,3%;

· деградация общества –17,6%;

· повторяют путь своих родителей – 12,5%;

Сегодня в России существуют следующие формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Помещение ребенка в государственное учреждение: дом малютки, приют, детский дом, школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следует отметить, что предпринятые за последние годы законодательные меры носят не только социально-экономический характер, но и учитывают психолого-педагогические и медицинские аспекты проблемы социального сиротства. Несмотря на позитивность принимаемых мер, проблема социального сиротства остается крайне острой.

Итак, в 2012 году родилось 1896263 ребенка, при этом отказались от 3884 детей (0,2%). Наибольший процент матерей, отказавшихся забирать детей из родильного дома зарегистрирован во Владимирской, Московской, Архангельской области (0,5%); Смоленской, Тверской, Калининградской, Магаданской области (0,6); Новгородской области (0,7%). Ни одного отказа от ребенка в 2012 году в Брянской, Мурманской, Ростовской, Пензенской, Челябинской, Амурской области; Краснодарском, Пермском, Забайкальском крае; Республики Дагестан, Ингушетии, КЧР, Чеченской республики, Еврейском и Чукотском автономном округе.

Причинами отказа от малышей были:

1) отсутствие супруга (63-71% от общего числа отказов);

2) низкое материальное положение (61-76%);

3) алкогольная или наркотическая зависимость матери (11-13,5%);

4) отсутствие жилья у матери (3,5-8,7%);

5) болезнь ребенка (1,4-3,6%);

6) несовершеннолетняя мать (1,4-2%);

7) проблемы со здоровьем матери (0,4-3%).

Многочисленные исследования, проводимые отечественными психологами (И.В. Дубровина, Г.С. Красницкая, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) показали, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях может отрицательно повлиять на социальное, психическое и физическое здоровье детей-сирот. Как считают современные отечественные ученые, это влияет на всю структуру личности ребенка: на эмоциональную сферу, поведенческую, интеллектуальную. Авторы подчеркивают, что искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, за данность жизни извне, скудность личного опыта и понятийной сферы детей в условиях сиротского учреждения не всегда удается компенсировать путем развития интересов и расширения представлений о мире .

В результате у детей не развивается потребность в познании, отсутствует интерес и не развивается социальный интеллект. При отсутствии интересов не развивается собственная активность ребенка и его самоорганизация. Воспитанник входит в жизнь с дефицитом волевого развития, с несформированной потребностью в профессиональной самореализации. У него складывается пассивное отношение к жизни, гипертрофированная зависимость от обстоятельств, неспособность противостоять и влиять на ход событий, осуществлять активный осознанный выбор. Многие боятся самостоятельной жизни и по выходе из учреждения стремятся жить группами, часто ориентированы на иждивенчество. Как правило, у воспитанника сиротского учреждения развивается инфантилизм. Отсутствие реальных прав и собственности, а также серьезных обязанностей не формирует у воспитанника способности жить в пространстве социально-правовых норм, способности оценивать свои поступки в категориях прав и социальной ответственности. Проживая на государственном обеспечении, в условиях тотальной ответственности воспитателя за все стороны жизни детской группы, подросток привыкает ощущать себя единицей групповой жизнедеятельности.

Эта ситуация приводит к тому, что он не осознает объективную необходимость опоры в жизни на свои силы. Результатом является отсутствие чувства личной ответственности за свою жизнь, искаженное представление о себе, незнание собственных индивидуальных особенностей, непонимание своего социального статуса. Как следствие этих проблем формируется неразвитое индивидуальное сознание.

Еще один наиважнейший вопрос на пути решения обозначенной проблемы - профилактика социального сиротства. Дело в том, что мы можем сколько угодно устраивать детей в новые семьи и гордиться успешными результатами, но если не перекрыть "канал поставки", это будет бесконечный процесс .

Эффективность решения проблемы социального сиротства определяется наличием системы профилактики и преодоления социального сиротства, включающей в себя следующие направления:

1. Управление системой профилактики и преодоления социального сиротства.

2. Укрепление института семьи, формирование семейных ценностей.

3. Организация инновационной системы сопровождения и реабилитации неблагополучных семей.

4. Развитие, усовершенствование системы социальной интеграции и жизнеустройства детей-сирот.

5. Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства.

6. Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе.

7. Возрождение духовной культуры нации.

8. Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства.

9. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение “воспитания” в учебные заведения.

10. Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений.

11. Совершенствование системы устройства детей-сирот.

Решение задач профилактики и преодоления социального сиротства требует комплексного, межведомственного подхода, поскольку проблемы и факторы риска в этой сфере имеют тенденцию к возрастанию и усложнению, затрагивают политическую, экономическую, правовую, социально-психологическую и педагогическую сферы. В сложившихся условиях отсутствие организованного взаимодействия между учреждениями социальной сферы, образования, здравоохранения, охраны правопорядка является одной из причин недостаточной эффективности осуществляемой деятельности по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.

Организация социальной работы в системе профилактики сиротства ставит множество проблем. И одна из самых актуальных - отсутствие квалифицированных кадров. Эта проблема становится еще острее, когда речь идет о социально дезадаптированных детях и подростках, о неблагополучных семьях. Специалисту предстоит столкнуться с подростками-правонарушителями, детьми-токсикоманами, родителями-алкоголиками и другими, не менее сложными категориями клиентов.

Для работы с ними необходим как профессиональный, так и жизненный опыт, помноженный на терпимость, открытость новому опыту, готовность к профессиональному и личностному росту. Другими словами, для такой работы требуется квалифицированный специалист, обладающий определенными профессиональными и личностными качествами.

Как было сказано выше, социальное сиротство в России обусловлено рядом причин. В первую очередь это кризис института семьи, который проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов и неполных семей. Критическое состояние российской семьи обусловлено также бедностью значительного числа семей, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия. На 40% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке, и на столько же - численность разведенных и разошедшихся, что привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. Поэтому первостепенная задача в профилактике сиротства в России - приоритетность поддержки и укрепления статуса социально здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение, способное решать вопросы развития, процветания Российской Федерации.

В связи с этим актуальными и востребованными являются: разработка и внедрение мероприятий, пропагандирующих ценности семьи, повышение компетентности в вопросах воспитания детей, повышение информированности населения о деятельности служб помощи семье и детям.

Еще одно направление работы в системе профилактики социального сиротства - сопровождение и реабилитация неблагополучных семей . Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению

Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства должно определять направления и тематику научных исследований, мониторингов, научно-методических и информационных материалов. Эффективность работы учреждений системы профилактики и преодоления социального сиротства во многом определяется научной обоснованностью и своевременным анализом существующей ситуации. Отсутствие на данном этапе комплексного научного сопровождения сдерживает развитие системы преодоления семейного неблагополучия и социального сиротства.

Перечисленные меры носят комплексный характер и при планомерной реализации, по моему мнению, могут способствовать сокращению масштабов социального сиротства.

Литература:

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2009.

2. Глазунова М.А. Социальная педагогика. М., 2010.

3. Нечаева А.М. Дети-сироты в России. 2003.

4. Чепурных Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях. Народное образование. №7, 2011.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Понятие сиротства, причины его появления, проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сиротство на сегодняшний день в современной России является значимой проблемой, влияющей на политику нашей страны, но и на общество в целом. Это выражается в основном в том, что современная социальная и экономическая ситуация в нашей стране нуждаются в ее совершенствовании.

С.И. Ожегов в толковом словаре русского языка дает понятие «сиротство» как «одиночество, состояние сироты».

Словарь-справочник социального работника определяет понятие «сиротство» - социальное понятие, которое показывает положение детей-сирот, то есть сирота – ребенок, который находится постоянно или временно вне семейного окружения, или ребенок, который имеет право на помощь и защиту со стороны государства, также в силу своих интересов не может оставаться в таком окружении.

Согласно педагогического терминологического словаря, сиротство-это социальное явление, которое характеризуют образ жизни детей, которые остались без попечения родителей.

Наиболее четкое определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано в федеральном законодательстве. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ дает определения категории таких детей:

Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли единственный родитель или оба родителя;

Дети, оставшиеся без попечения родителей – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих родителей или единственного родителя в связи с ограничением их в родительских правах, лишением их родительских прав, признанием родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими, отбыванием родителями наказания в учреждениях в виде лишения свободы, объявлением их умершими;

Лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет. Когда они находились в возрасте до 18 лет, у них умерли единственный родитель или оба родителя либо которые остались без попечения обоих родителей или единственного родителя. Такая категория лиц имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

По мнениям Д.В. Волкова и Г.М. Погореловой социальное сиротство в России имеет свои особенности:

Обострение в семьях проблемы жестокого обращения с детьми;

Увеличение числа социально неблагополучных семей;

Постоянный рост численности детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот;

Неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов воспитания, дальнейшей судьбы и временного жизнеустройства детей;

Низкий уровень предупреждения социального сиротства;

Сокращение или отмена социальных льгот;

Ухудшение криминогенной обстановки в среде несовершеннолетних;

Резкое увеличение количества безнадзорных детей.

Тюгашев Е.А. в своих исследованиях выделяет следующие виды сиротства:

Собственно сироты. Такие дети, чьи родители рано умерли;

Домашние сироты. У таких детей есть родители, но им нет дела до их ребёнка, который живет с ними. В худшем случае дети с такими родителями находятся в антагонистических отношениях, а в лучшем случае они чужие друг другу;

Интернатские сироты. Такие дети, у которых родители практически не участвуют в их воспитании, так что они воспитываются в интернате далеко от родителей;

- «отказники». Такие дети у родителей, которые отказались от родительских прав;

- «лишенцы». Такие дети у родителей, которые лишены родительских прав.

По мнению Тюгашева Е.А., особенно выделяет социальное сиротство. К такому сиротству относят таких детей, которые имеют биологических родителей. Но родители таких детей по каким-то личным причинам не заботятся и не занимаются воспитанием своих детей. Такие родители юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

На основе социального сиротства автор выделяет «скрытое» социальное сиротство. Оно вызвано изменением со стороны родителей отношения к своим детям, вплоть до полного вытеснения детей из семьи. Такое отношения приводит к росту беспризорности огромного количества подростков и детей. В итоге, автор классифицирует сиротство как социальное понятие и как социальное явление.

Для того чтобы глубже понять и решить проблемы сиротства, необходимо исследовать источники сиротства и причины его появления в современной России. Источники сиротства в России берут начало свое из далекого прошлого, когда во времена войн, голодовок, эпидемий, стихийных бедствий, ряда других стихийных бедствий родители погибали, поэтому их дети становились сиротами. В современной Росси ситуация отличается причинами, которые приводят к сиротству, а не процентным соотношением детей сирот. Многие исследователи отмечают, что больницы, специальные заведения, родильные дома заполнены брошенными младенцами.

По нашему мнению, в нашей стране распространение явления сиротства обусловлено комплексом процессов и особых условий в обществе, которые характеризуют развитие страны на протяжении XX века: Революция 1917 года, террор 20-х-30-х годов, три разрушительных войны (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная война), последствия перестройки конца 80-х - начала 90-х годов.

Большевиками в первые десятилетия после революции был нанесен мощный удар по вековой русской культуре. Известным русским культурологом и философом Ю.М. Лотманом введено понятие «вековое здание культуры». Автор считал, что «культура всегда подразумевает сохранение опыта, что такое выражение не случайно. Одно из главных определений культуры –это ее «негенетическая» память, всегда подразумевает непрерывность интеллектуальной, духовной, нравственной жизни общества и человека, и человечества, всегда связана с историей. Когда мы говорим о культуре современной, то сами того не подозревая, мы говорим о том огромном пути, который наша культура прошла. Этот путь перешагивает границы национальных культур, исторических эпох, насчитывает тысячелетия, погружает нас в одну культуру всего человечества».

Известно, что в наши дни Россия страдает от социальных и экономических неурядиц из-за происшедших значительных перемен в последние годы. Правительству России приходится уделять первостепенное внимание национальной безопасности и экономическому развитию, сохранению основ государственности, так как наша страна вступила в строительство посттоталитарного общества. Первые шаги в этом направлении сопровождаются сокращением или отменой социальных льгот, что вступает в противоречие с основной функцией любого государства - социальной защитой нуждающегося населения. Рост зарплат и пособий не поспевает за ростом цен, поэтому ухудшаются возможности родителей в воспитании детей, снижается уровень жизни семей с детьми. В свою очередь, такое состояние изменяет во многом общественное сознание. Интересы индивидуального выживания становятся главенствующими, а духовные и социальные потребности, куда входит забота о детях, отодвигаются на второй план. К сожалению, представители наименее защищенных социальных слоев нашего общества особенно чувствительны к таким деструктивным процессам .

Сейчас вызывают большую тревогу более увеличивающееся число детей, которые лишились родительского попечения при живых родителях, то есть социальные сироты. Социальное сиротство – это одна из проблем, которые остро стоят перед современным государством и обществом России. При этом понятие «социальное сиротство» указывает на особую роль процессов в обществе и социальных условий при формировании данного явления, широко распространено в нашей стране.

Предполагается, что социальное сиротство порождается одним из важнейших факторов современности- процессом урбанизации. Город ускоряет эмансипацию женщин, изменяет мораль, способствует распаду патриархальных семейных связей, создает для человека особый покров социальной анонимности, приводит к распространению среди женщин мужских пороков - наркомании, преступности, алкоголизма, то есть к психическому и физическому отторжению от ребенка.

Причины социального сиротства, как многоаспектного явления, по мнению Г.Н. Соломатина, заключаются в:

Добровольном отказе матерей от своих несовершеннолетних детей (отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные новорожденные);

Принудительном изъятии ребёнка из семьи, когда родители лишают родительских прав в целях защиты интересов ребёнка (асоциальный обзор жизни, недееспособных родителей);

Природных или социальных катаклизмах, вынуждающие население страны к хаотической миграции (потеря ребёнка, отказ от ребёнка).

А.Ю. Васильев феномен социального сиротства связывает, прежде всего, с двумя факторами: кризисом семьи и социально-экономической нестабильностью в обществе. Эти факторы образуются круг причин проявления социальных сирот:

Социальная дезориентация семей;

Материальные и жилищные трудности родителей;

Слабость нравственных устоев;

Негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребёнка).

На основе анализа ранее выделенных причин сиротства и согласно отечественной практике, можно сказать, что основными причинами сиротства в современной России являются:

Отказ родителей от ребёнка в роддоме;

Тяжёлое материальное положение семьи;

Нежелательная беременность (в большинстве случаев такая беременность возникает у несовершеннолетних детей, которые рано вступили в половую жизнь);

Социальная дезадаптация родителей ребёнка, связанная чаще всего с потреблением наркотиков, алкоголя;

Рождение ребёнка с патологией (сюда относят детей-инвалидов, детей с неизлечимыми заболеваниями и т.д.);

Смерть или неизличимая болезнь одного или двух родителей, при отсутствии близких родственников;

Родители ребёнка в местах лишения свободы отбывают наказание;

Родители признаны недееспособными (ограниченно дееспособными);

Родители уклоняются от обязанностей по воспитанию своих несовершеннолетних детей, то есть лишены родительских прав;

Жестокое обращение с детьми в семье;

И другие причины.

По мнению Н.В. Скаткова, лишение родительских прав – основная причина, по которой дети в России лишаются попечения родителей. Согласно статистике ежегодно в домах ребёнка 80% воспитанников составляют дети, от которых родители отказались сразу после их рождения, по причине болезни ребёнка – 60%, в связи с тяжёлым материальным положением семьи – 20%. В 2015 году было выявлено 40 000 россиян, которые лишены родительских прав. Из них 29 000 были лишены прав за уклонение от обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, 12%- в связи с алкоголизмом и наркоманией, 5%- за злоупотребление родительскими правами.

В настоящее время доля детей-сирот, детей, оставшихся без обеспечения родителей в России, составляет более 600 тыс. человек. Это довольно большая цифра, но за последние годы видна тенденция сокращения числа сирот в России. Так, например, в 2012 году это количество составило 654 355 детей, в 2013 году эта цифра немного увеличилась и составляла более 660 тыс. детей, а в 2014 году снова сократилось до 634 000 детей. Как показывает практика, количество сирот в России каждый год меняется, но, к сожалению неизменным остаётся причины социального сиротства. Статистические данные в настоящее время о распространении сиротства в России периодически публикуются во многих средствах массовой информации, поэтому нетрудно представить реальную картину такого явления.

Можно сделать вывод, что актуальной особенно проблема социального сиротства становится для крупных индустриальных городов России. Среди воспитанников интернатных учреждений 95% детей были переданы на полное государственное обеспечение, от них родители по различным причинам отказались, либо лишены родительских прав, а только 5% детей не имеют родителей.

К сожалению, среди сирот встречаются и дети-инвалиды с различными отклонениями в психическом и физическом развитии. Такие дети представляют собой особую категорию, до конца своей жизни нуждаются в поддержке со стороны взрослых, также им необходимо постоянное медицинское обследование, на которое тратиться большое количество средств и времени.

Считается, что каждый ребёнок с момента своего рождения нуждается в заботе, любви и ласки со стороны своих родителей. Постоянное внимание к ребёнку закладывает в нём основные качества личности, которые в свою очередь обеспечивают психологическую устойчивость, нравственные ориентиры, любовь к жизни и целеустремлённость. Но, к сожалению, в нашем обществе есть и такие дети, которые лишены родительского внимания. И на протяжении всей жизни им приходится испытывать ряд проблем влияющих на их развитие.

Многие учёные пришли к выводу, что проблемы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, носят:

Медицинский характер. Среди проблем медицинского характера можно выделить следующие: отклонения в психическом и физическом развитии сирот (сюда можно отнести синдром Дауна, заболевание Детским церебральным параличом (ДЦП), а также атрофию подвижных конечностей и др.); болезни желудочно-кишечного тракта; болезни органов дыхания (пневмония, различные респираторные вирусные заболевания); врожденный порок сердца; инфекция мочевых путей; недоношенность, анемия, гипотрофия и рахит (все эти состояния усугубляют течение вирусных и бактериальных инфекций, тормозят развитие детей); заболевания гепатитом «С» или «В», а также сифилисом (основным источником таких заболеваний являются родители алкоголики, наркоманы, а также матери перенёсшие во время беременности сифилис или гепатит). То есть присутствует повышенный риск заболеваемости детей-сирот: частые хронические патологии, отставания в уровне физического, психического, интеллектуального развития, поражение головного мозга вследствие внутриутробной интоксикации, неврозы, которые обусловлены психическими травмами;

Социальный характер. К проблемам социального характера, во-первых следует отнести социальный статус ребёнка-сироты, воспитывающегося в детском доме или интернате. Он- будто «ничей» ребёнок. Такой ребёнок испытывает недостаток внимания со стороны взрослых. Это вызвано тем, что внимание педагогов и воспитателей в детских дома сосредоточено не на конкретного ребёнка, а на группу детей. Во-вторых: дети, воспитывающиеся в детских домах, испытывают пренебрежительное отношение к себе со стороны детей и родителей из обычных семей. В-третьих, дети-сироты, дети, оставшиеся без обеспечения родителей до наступления своего совершеннолетия, состоят на полном обеспечении государства. Дети привыкают к постоянному их покровительству взрослыми. Таких детей называют иждивенцами, для них характерен низкий индекс самостоятельности. При выходе из интерната такие дети самостоятельно не могут решать многие жизненные проблемы;

Педагогический характер;

Психологический характер. Особое значение для детей-сирот имеют проблемы психологического характера. Обычно они определяются недостатком любви и родительской ласки. Младенцы могут умереть, если будут оставлены без тепла эмоционального, несмотря и на нормальный уход за ними, у детей постарше наблюдается нарушение процесса развития. Глубокая привязанность к родителям способствует развитию уверенности в себе с одной стороны, и доверия детей к другим людям с другой стороны одновременно. Отсутствие к конкретному взрослому некой привязанности дезориентирует ребёнка, заставляет чувствовать свою уязвимость и малоценность. Дети, отвергаемые, неблагополучны эмоционально. Такое гасит их познавательную и интеллектуальную активность. Вся внутренняя энергия уходит на приспособление в условиях его жёсткого дефицита к поискам эмоционального тепла и борьбу с тревогой». Внимание работников домов-интернатов и детских домов не может компенсировать ребёнку общения с его родной семьёй. Такие дети учреждений имеют ограниченный круг общения. Дети становятся агрессивными, эмоционально холодны, замкнуты, повышено уязвимы. Тот ребёнок не имеет устойчивый положительный «Я- образ», дружеские и тёплые отношения с другими людьми, больше шансов на самоуважение, который не был лишён родительской любви, что доказывается множеством исследований. Дети, у которых родители лишены родительских прав, больше всего переживают жизненную травму. С одной стороны это связано с плохим обращением с ребёнком внутри семьи (физическое и сексуальное насилие, недостаток должного внимания детям), а с другой тяжело переживает разлуку с семьёй. Вынужденную разлуку ребёнок воспринимает в качестве смерти своих родителей. Дети стараются не думать о том, что с ними случилось, так как эмоциональные глубокие связи со значимыми для нас людьми являются источником и основой жизненных сил для каждого.

Испытывая постоянное насилие в семье, дети убегают из неё, что является развитием в нашей стране бродяжничества и беспризорности. Согласно статистике ежегодно в России 26 000 детей становятся жертвами преступных посягательств со стороны родителей, 10 000 детей и подростков убегают из дома, 2 000 детей и подростков спасаясь от домашнего насилия, покончат жизнь самоубийством.

Помимо домашнего насилия ребёнок может снова встретиться с ним в стенах детского дома, что негативно влияет на его психическое развитие, вызывает чувство страха и недоверие к людям. Такое насилие можно рассматривать со стороны разных аспектов. Во-первых, насилие со стороны персонала – удары головой о стену, связывание, избиение детей, оставление или запирание детей без смены одежды в течение нескольких дней, их избиение. Также оно может быть выражено в сексуальном насилии со стороны персонала. Иногда дети не получают необходимого ухода- это второй признак, то есть отсутствие заботы. Наиболее опасно для детей отсутствие заботы у детей-инвалидов. Для детей-инвалидов во многих учреждениях с воспитанниками не проводят и не играют в развивающие занятия, не дают должного образования. Порой в течение продолжительного времени их оставляют лежать в постели без контакта с другими людьми. Обращение такого вида может привести к проблемам в эмоциональном состоянии, возникновению долговременных проблем со здоровьем. Насилие со стороны других подростков и детей в детских дома также присутствуют: сюда можно отнести унижения, оскорбления, физическое насилие.

В итоге, сиротство в современной России имеет свои признаки и особенности: появление новых характеристик социального сиротства, которые определяются падением нравственных устоев семьи, постоянным ухудшением жизни семьи россиян, следовательно, значительное увеличение размеров социального сиротства. Все это приводит к безнадзорности огромного количества подростков и детей практически во всех регионах страны, изменению отношения взрослых к детям вплоть до полного вытеснения их из понятия «семья», обескультуриванию русского народа.

Необходимо изучать причины возникновения сиротства, чтобы вовремя предупреждать ее. Несомненно, что основной причиной детской безнадзорности является аморальный образ жизни и пьянство родителей, нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей. Отчуждение ребенка от семьи также часто вызвано внутрисемейным конфликтом, который основан на упорном нежелании взрослых помочь преодолеть кризисную ситуацию и простить ребенка, войти в положение их ребенка.

  • Айртон Сенна: Переходя грань: аварии и их причины - Глава 7


  • Сиротами считаются дети младше 18 лет , которые потеряли обоих (или своего единственного) родителей по причине их смерти.

    Дети, оставшиеся без попечения родителей - это граждане, которые не достигли совершеннолетия, и на них не распространяется забота обоих (или единственного) родителей. Данный статус устанавливается в случаях, когда родители:

    • Лишены своих прав на детей.
    • Не способны вести нормальную деятельность.
    • Объявлены умершими.
    • Содержатся под стражей или в местах заключения.
    • Признаны пропавшими без вести или умершими.
    • Не заботятся о ребенке, не отстаивают его права.
    • Отказываются забрать ребенка из учреждений, где он проходит лечение, обучается.
    • Другие случаи в рамках законодательства, в том числе если личности родителей ребенка не установлены.

    Федеральные льготы детям, потерявшим родителя в 2019 году

    • , размер которой устанавливается государством. Каждый год ее величина индексируется с учетом показателей инфляции. При потере одного, размер выплаты с 1 апреля 2018 года - 5240,65 рубля, при потере обоих - 10481,3 рубля .
    • Страховая пенсия положена сиротам, родители которых официально вели трудовую деятельность. Вычисляется как сумма ИПК * 81,49 рубля + 2491 рубль (4983 рубля для сирот).
    • Обеспечение жильем из специального фонда. Данное право сохраняется после 23 лет до того, как гражданин не будет фактически обеспечен жильем.
    • Особые условия при поступлении в колледжи и университеты.
    • Студентам данных учебных заведений предоставляется повышенная стипендия.
    • Ежегодно предоставляются средства на канцелярские предметы и учебники.
    • Бесплатное медицинское обслуживание.
    • Предоставление льгот на путевки в санатории и другие оздоровительные учреждения, включая бесплатный проезд до них.
    • В академотпуске остаются выплаты стипендии (в случае заболевания).
    • Бесплатное питание при обучении в государственных заведениях.
    • Свободный проезд на общественном транспорте во время учебы в пределах города, пригорода или района.
    • Бесплатное второе среднее специальное образование.
    • После завершения учебы дети-сироты могут бесплатно посещать профессиональные курсы в центре занятости и получить там консультацию.
    • Если в службу занятости обращается сирота без опыта работы, ему е не менее средней региональной зарплаты (на протяжении полугода ).

    Региональные льготы

    Данная категория льгот зависит от субъекта РФ, а пособия выплачиваются из регионального бюджета. В том числе специальные льготы детям сиротам устанавливает городская администрация. Информацию о них предоставляют органы социальной защиты по месту жительства.

    Регионы предлагают следующие льготы:

    • Дополнительные денежные выплаты.
    • Бесплатный проезд при использовании общественного транспорта.
    • Освобождение от оплаты коммунальных услуг.
    • Выплаты на проведение жилищного ремонта.

    Медицинское обслуживание

    Детям-сиротам положено бесплатное обслуживание при обращении в медицинские учреждения муниципального и государственного уровня. Сюда входит диспансеризация, прохождение оздоровительных процедур и осмотров врачей, оперативное решение.

    Если имеются медицинские показания, то эта категория граждан имеет право воспользоваться путевкой в оздоровительные лагеря для детей и студентов, санатории, курорты, базы отдыха. Также государство оплачивает проезд от места жительства до данных учреждений.

    Социальная поддержка опекунов

    После усыновления гражданам полагаются такие же пособия, как и на рожденных детей. Однако законом предусматриваются специальные выплаты , которые может получить опекун. Они финансируются из региональных и местных бюджетов.

    При усыновлении опекуну в 2018 году производится единовременная выплата на сумму 16873 рубля . Это пособие на одного ребенка. Индексация детского пособия прошла 1 февраля 2018 года на 3,2% .

    При наличии у ребенка инвалидности эта сумма увеличивается как минимум в полтора раза . При усыновлении братьев и сестер величина пособия так же возрастает, как и после принятия в семью ребенка старше семи лет .

    Если ребенку еще не исполнилось три месяца или полтора года , то опекуну полагаются дополнительные пособия. Их размер определяется с учетом величины заработной платы опекуна за расчетный период.

    Для ухода за усыновленным ребенком младше 3 месяцев полагается отпуск сроком 70 – 100 дней . Его может получить не только мужчина, но и женщина. Данный отпуск оплачивается в полном размере от средней зарплаты.

    Для получения выплаты предоставляются следующие документы:

    • Заявление.
    • Паспорт опекуна (копия).
    • Решение суда или договор об опеке.
    • Документы для подтверждения правана повышенное пособие.

    Перечисленные документы отправляются в службы социальной защиты по месту жительства в течение полугода с официальной даты усыновления. Если указанный срок уже прошел, то добиться выплаты пособия можно в судебном порядке.

    При усыновлении второго и последующих детей гражданам полагается материнский капитал . Чтобы получить его, нужно обратиться в ближайшее отделение Пенсионного фонда. Туда необходимо предоставить соответствующее заявление и документы, подтверждающие российское гражданство родителей и усыновление детей.

    Льготы опекунам:

    • Право на сокращенный рабочий день (сопровождается снижением заработка).
    • При наличии детей до 5 лет могут отказаться от работы в ночную смену, в выходные и праздничные дни, командировочных направлений.
    • Дополнительно предоставляется 4 нерабочих дней в месяц , которые оплачиваются по среднему заработку.
    • Ежегодный дополнительный отпуск (до 14 дней ).
    • Отпуск для сопровождения ребенка до места обучения, если образовательное учреждение находится в другом городе.
    • Налоговые вычеты в размере 1400 рублей (за первого и второго подопечного), 3000 рублей (на третьего и последующих) и 6000 рублей (на детей с инвалидностью).
    • Дополнительные льготы устанавливаются на региональном уровне. Это возмещение расходов на оплату услуг ЖКХ, содержание ребенка, выплаты на студентов, проходящих очное обучение, а также пособия на инвалидов, подкинутых и оставленных детей.

    Пример на тему льготы сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

    Игорь остался сиротой в 12 лет. Его родная тетя Нина Александровна, будучи единственной родственницей, оформила на него опекунство. Сейчас Игорь живет и учится в техникуме в Саратове, а Нина Александровна снимает комнату и работает в другом городе. Женщина планирует переехать в город, где учится и живет племянник. За консультацией она обратилась в местный муниципалитет.

    Специалист отдела соцзащиты объяснил Нине Александровне, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» , а также , ее племянник имеет право на получение жилплощади. При этом под жилой площадью закон подразумевает отдельные квартиры, дома, а не комнаты, койко-место или коммунальные квартиры. Выделяют его из жилого фонда того населенного пункта, где проживает и учится ребенок.

  • Трудовой деятельности.
  • Медицинского обслуживания.
  • Льготы сиротам действует на федеральном уровне. Однако регионы могут устанавливать дополнительные пособия и предоставлять льготные условия.

    При усыновлении ребенка опекуну выплачивается единовременное пособие , установленное государством. В дальнейшем на ребенка распространяются общие льготы и пособия, как для семей с родными детьми (материнский капитал, пособия по уходу). Для получения дотаций необходимо предоставить ряд документов согласно требуемому перечню.

    Опекун также имеет право воспользоваться дополнительным отпуском и отгулами, подлежащими оплате. При наличии усыновленных детей полагаются налоговые вычеты , которые зависят от количества детей в семье и их состояния здоровья.

    Наиболее популярные вопросы и ответы на них по льготам для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    Вопрос: На какие льготы могут рассчитывать сироты и дети без попечения родителей при поступлении в ВУЗы?

    Ответ: Такие абитуриенты имеют право пройти бесплатную подготовку в высшем учебном заведении. При этом их зачисляют без конкурса. Обязательное условие – нужно успешно сдать вступительные экзамены.

    Сиротам обеспечивается бесплатное обучение за счет государства, включая получение высшего образования (только до 23 лет ). В процессе обучения им полагается повышенная сумма стипендии и ежегодные перечисления на канцелярию и другие принадлежности для учебы.

    Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

    1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

    Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

    Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

    2. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

    1. Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

    Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

    2. Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

    3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка (статья 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

    Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

    Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом.

    (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 1998 года Федеральным законом от 27 июня 1998 года N 94-ФЗ)

    4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью,руководители учреждений и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 1998 года Федеральным законом от 27 июня 1998 года N 94-ФЗ).

    Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

    1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения) (абзац дополнен с 6 января 2000 года Федеральным законом от 2 января 2000 года N 32-ФЗ).

    Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.

    При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

    2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

    Комментировать статью "Семейный кодекс.
    Глава 18. Выявление и устройство детей, Оставшихся без попечения родителей"

    При этом, по сообщению Елены Альшанской, возглавляющей при департаменте Общественный совет по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей...

    Обсуждение

    "Как подменили ребенка": Светлана Дель рассказала о состоянии детей, которых удалось вернуть
    По словам многодетной мамы, ей страшно подумать, в каком состоянии сейчас находятся остальные малыши.
    [ссылка-1]
    Семья Дель показала, в каких условиях жили изъятые дети
    Про жителей Зеленограда сняли короткометражный документальный фильм. Его автором стала режиссер Ольга Синяева. В картине, рассказывающей о событиях с точки зрения Светланы и Михаила Дель, можно увидеть интерьер их квартиры.
    [ссылка-2]

    Примите искренние слова сочувствия в связи со сложившемися обстоятельствами. Просто сама столкнулась примерно с такой ситуацией. Детей забирали прямо из дома, пока я была на работе. Просто (я одна воспитываю 4-х детей) задолженность за питание была: ну, значит, я не в состоянии их воспитывать. Поместили в больницу. Туда приходила бабенка с местного УВД, с комиссии по делам несовершеннолетних, заставляла подписывать показания. Не подпишешь - мать не пустят в больницу. И все в таком роде. Отделу опеки вообще самое главное: изъять ребенка из семьи, создать видимость работы. Перед судом куда только не писала: и главе администрации, и в прокуратуру, и в отдел по защите прав ребенка. Бесполезно. Ладно, хоть судья встала на мою сторону, детей вернули. А я пришла к выводу: в нашей стране никто не защищен - ни родители, ни дети, особенно это касается многодетных семей. С утра приходят с отдела опеки - в комнате, творческий беспорядок: игрушки, одежда. В заключении это было обозначено, как "грязь", "антисанитарные условия" и пр. Сейчас живу, оглядываюсь, потому как любой звоночек от какой-нибудь склочной соседки или обиженной жизнью, завистливой личности может привести к чему угодно.Это только там, высших эшелонах власти громко призывают: "Рожайте". В местных органах власти все по-другому: "Зачем рожала? Я тебя просила?" И еще вдогонку: вот в УК РФ есть статья за ложный донос, почему ложный донос не присутствует у нас в гражданском законодательстве? Ведь пишут разные гадости, сообщают в какие-то органы, отнимают время, а не несут никакой ответственности уроды всякие

    29.01.2017 12:07:07, Ве Ра

    Проект № 1048557-6 «О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"», далее также – «Закон о системе «Контингент», или «Контингент» Президентом не подписаны. В чём причина? Законопроект принят в третьем чтении Государственной Думой, утвержден Советом Федерации 23 декабря 2016 г. Запланирован был к введению в действие с 01 сентября 2017 года...

    Тем, кто никогда не сталкивался с опекой, необходимо знать, какая она - Curatoria vulgaris, нарушающая все законы, как письменные, так и человеческие. Кто знает, какие бумажки о вас лежат у нее на полках... Александр Коваленин, РВС Недавно в «Прямом эфире» мне пришлось оппонировать опеке. Ведут они себя настолько типично, что этот ролик может служить наглядным пособием: «Опека обыкновенная (Curatoria vulgaris)». Тем, кто не сталкивался, полезно получить живое впечатление. Этот надменный...

    «Солнечный город» (СГ) хочет конкурировать с государством на рынке содержания детей. Марина Аксёнова начала раскрутку проекта "фостерных семей", поддержанного мэрией Новосибирска. Опубликованы статьи на "Сибмаме" [ссылка-1] , и в "Тайге" [ссылка-2] . В изложении М.Аксёновой это в первую очередь выглядит как просто частный приют для трудной жизненной ситуации. Хотя другое его использование тоже особо не скрывается. Чтобы его объяснить, надо сделать предисловие. 1. Наличие рынка...

    Анализ закона о фостерных семьях Не так давно под руководством депутата Государственной думы Ольги Баталиной разработан законопроект о так называемых фостерных (профессиональных) семьях [ссылка-1] . Собственно, институт платного родительства существует у нас уже несколько лет, но новый баталинский законопроект существенно усиливает все недостатки нынешних форм возмездного опекунства. Сейчас в семью ребенка за деньги могут взять опекуны. Они же - в отличие от настоящих приемных родителей...

    Обсуждение

    Ну что Вы вцепились в эту тему? предлагайте, что нужно изменить, по пунктам напишите, как правильно. Есть ли у Вас опыт усыновления или опеки? У меня младший ребенок в приемной семье (под возмездной опекой правильнее), ему требуется дорогостоящее лечение, и ни один кандидат в усыновители за 2,5 года его не посмотрел, а интеллект у ребенка очень даже сохранный. А представляете, как угасает этот интеллект в условиях депривации к 7 годам, а к 14?

    очередная безграмотная статья на тему приемных детей.

    разберем только одно предложение, даже его часть:
    "в отличие от настоящих приемных родителей, не получающих за усыновленных детей регулярные выплаты" Сразу ТРИ ошибки.

    во-первых: приемные родители НЕ усыновляют детей. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание, который заключается между приемными родителями и органом опеки и попечительства по месту жительства приемных родителей. Он заключается на определенный срок, но не более чем до достижения ребенком восемнадцати лет.Приемные родители в отношении детей, переданных им на воспитание, наделяются правами и обязанностями опекунов или попечителей (ст. 150 и 153 СК РФ).

    во вторых: В отличие от опеки (попечительства) труд приемных родителей по воспитанию детей оплачивается. Размер оплаты труда, а также льготы, которые предоставляются приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.На содержание каждого приемного ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, игр, игрушек, книг и др., установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников детских государственных учреждений, для детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, за ребенком, переданным в приемную семью, сохраняется право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются на счет, открытый на имя ребенка в банке.

    в то время как: усыновленный ребёнок в своих правах и обязанностях полностью приравнивается к кровному, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности. Только при усыновлении ребёнок приобретает права наследования в отношениях с новыми родителями. Усыновитель может присвоить ребёнку свою фамилию, а также поменять имя и отчество ребёнка.

    10.06.2015 10:25:04, Ехидна.

    В определении места жительства дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие совершеннолетия, зависимы от избранной им формы устройства и места жительства законных представителей.

    Обсуждение

    Может кому пригодится наш опыт с этими постоянными и временными регистрациями, не на прямую по теме:
    Постоянно детка должна быть прописана у биородни, а у опекуна/приемного родителя- временно по форме №3 до 18 лет. У меня ре до 16,5 лет был с пустым паспортом, без постоянной регистрации, но с временной. Оказалось, что я должна найти его постоянную и проставить в паспорт, так же для военкомата нужна будет его 9-я форма. Где ре должен быть зарегистрирован постоянно знает опека. Я им высылала паспорт К., они сами ставили туда штамп, получали 9-ку и мне отправляли. Оказалось, К. числится в каком-то общежитии г. Приозерска. И на жилье его поставили в этом самом Приозерске. Но мы будем писать отказ и становится после 10 лет прибывания в СПб (только так можно по закону) в очередь на жилье в СПб. Постоянная регистрация остро нужна в военкомате и без нее не прописывают в общежитие колледжей и училищ (!) Потому что на основании временной регистрации другую временную не делают. Благо, что еще в 16 лет опекунам во всем может помочь опека ребенка и не надо ехать самому в "тьмутаракань". Мне паспорт К. из Пензы прислали в СПб, а я уже отсюда- в Приозерск. Опека, сделав свою часть выслала мне документы. Т.е. все дистанционно, быстро и не затратно, если пользоваться услугами почты России (отправление 1 класса), а не экспресс-почты или пони- в других ровно в 10 раз дороже стоит при тех же сроках доставки (проверяла сама).

    Встреча Морозовых на вокзале [ссылка-1] 7 августа закончилось ещё одно дело по восстановлению семьи, которым полгода занимались Челябинское и Новосибирское областные отделения Родительского Всероссийского Сопротивления (РВС). Жительница одного из посёлков Увельского района Челябинской области Светлана обратилась в РВС в феврале. В позапрошлом году жизнь заставила Светлану уехать с сыном в Новосибирскую область, где она стала жертвой наигранной комбинации районных органов опеки и неведомых...

    Обсуждение

    Я еще хочу сказать, что кровная и приемная сеья НЕ ПРОТИВОСТОЯТ друг другу. Вторая как раз призвана НА ВРЕМЯ заменить первую. Поэтому никакой сенсации в передаче ребенка в кровную семью нет, это НОРМА. Это не борьба двух матерей друг с другом, а, скорее, не выполнение кровной матерью правил, обязательных для воссоединения с ребенком: это комплект документов, доказывающий, что она может теперь его растить.

    Дочитав до "Приёмная семья получает на ребёнка большие деньги", читать бросила. Это история из цикла одна бабушка на лавочке рассказала.

    Отдел защиты прав детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей По общим вопросам, связанным с процедурой семейного устройства Вы можете написать Елене на почту [email protected] или позвонить на бесплатную горячую линию " Дети в семье" 8-800-700-88-05.

    Уже неделю изучаю вопросы, связанные с этой темой. Пока вот это пригодится: Усыновление Семейный Кодекс, «Правила передачи детей на усыновление», утвержденные постановлением Правительства №275 правила ведения банка данных о детях, лишенных родительского попечения Федеральный банк данных о детях, подлежащих устройству в семьи: [ссылка-1] База мин образования [ссылка-2] [ссылка-3] Школа приемных родителей. Есть очная и очно-заочная форма. 10 недель. [ссылка-4] Школа приемных родителей На...

    Начинаем публикацию выдержек из общественного заключения по проекту № 3138-6 Федерального Закона «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Проект № 3138-6 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1) Из Статьи 1. Следует, что доступ к решению детских судеб получают и международные некоммерческие (общественные) организации. 2) Статьёй 2 законопроекта...

    Обсуждение

    При этом следует иметь в виду, что приоритет международного права, установленный частью 4 статьи 15 Конституции РФ, распространяется только на федеральные законы, но не на саму Конституцию РФ, имеющую высшую юридическую силу, придаваемую ей всенародным голосованием (часть 1 статьи 15 Конституции РФ):

    1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

    Вместе с тем, Конституция признаёт, что

    4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Следовательно, в соответствии с частью 4 ст. 15 Конституции РФ, должны применяться «Всеобщая декларация прав человека» и «Международный пакт о гражданских и политических правах», которым противоречит рассматриваемый проект закона:

    Всеобщая декларация прав человека
    (Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года)

    Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

    Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

    Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

    Семейный кодекс. Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: Выявление и защита детей оставшихся без попечения родителей. Опека, попечительство, усыновление, приёмная семья. (с изменениями от 28 декабря 2004 года)...

    Обсуждение

    Аня, зачем им это? Ребенок уже дома. Чем помочь?

    31.03.2012 01:11:03, Golga

    изменений, внесенных настоящим Федеральным законом в Гражданский кодекс РФ
    Статья 1
    Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2002, N 48, ст. 4737; 2008, N 17, ст. 1756) следующие изменения:
    1) пункт 1 статьи 37 дополнить предложением следующего содержания: "Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе ежемесячно расходовать на содержание подопечного его денежные средства в пределах установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.";

    Теперь пункт первый звучит так:1. Доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе ежемесячно расходовать на содержание подопечного его денежные средства в пределах установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

    Усыновление – одна из возможных форм устройства судьбы ребенка, оставшегося без попечения родителей. В семейном кодексе РФ записано: «усыновление – это установление между усыновителем (его родственниками) и усыновленным ребенком (его потомством) правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми». Усыновление является предпочтительной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, в отношении которых допускается усыновление...

    По данным из формы отчетности 103-РИК Федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей ".

    Обсуждение

    update - уточнила данные, был пропущен патронат.

    30 декабря 2008
    Интерфакс
    ...
    Сколько в России сирот? В последние годы звучит цифра 700 тысяч…
    Алина Левитская, глава Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей:
    В нашей статистике даже те дети, которые уже устроены в семьи, считаются сиротами. У меня лично язык не поворачивается назвать ребенка сиротой, если он устроен в семью. Это даже обидно и для ребенка, и для семьи, которая его взяла. В федеральном банке данных число детей-сирот, которые не устроены в семьи, стабильно снижается. На сегодня в этом банке данных около 150 тыс. детей, а в прошлом году было около 180 тыс. К сожалению, 80% из них – так называемые "социальные сироты", оставшиеся без родительского попечения при живых кровных родителях.

    Вообще, у нас в стране в 2006 г. по сравнению с 2005 г. впервые снизилось число выявляемых сирот, то есть первично получающих статус сироты. Вся информация о сиротах в стране поступает в банк данных от региональных операторов. Так вот до 2006 г. сведений о сиротах поступало значительно больше, чем о детях, устроенных в семью. А с 2006 г. наметилась тенденция, когда число детей, которые уходят в семью, стало превышать число детей, получающих статус сироты. Скажем, в 2005 г. 133 тыс. детей получили статус сироты, а в 2007 - 123 тыс. В семьи в 2005 г. ушло около 90 тыс. детей, а в 2007 – уже 130,5 тыс. Разница очевидная.

    По итогам этого года абсолютный показатель, возможно, будет чуть меньше или как в 2007. Потому что в России наиболее предпочтительный возраст детей, которых берут в семью, - до 5 лет. А у нас в банке данных практически уже не осталось здоровых детей до пяти лет. Более 60% - старше 10 лет, а в этом возрасте детей не очень охотно берут в российские семьи, да и сами дети к этому моменту уже не очень хотят уходить из детского дома, интерната.

    Еще одна категория сирот, которые не очень востребованы, – дети из многодетных семей. Мы их не разлучаем, не раздаем в разные семьи. Потому что по выходе из детского дома, возможно, они будут единственной опорой друг для друга. Поэтому, желательно, чтобы они уходили в замещающую семью все вместе. Это, конечно, непростой процесс.

    Кроме того, в банке данных есть дети, которые являются выходцами из регионов Средней Азии и оказываются, как правило, в Московской области в результате миграционных процессов. Российским кандидатам в замещающие родители сложно брать таких детей, поэтому мы работаем с соответствующими землячествами, чтобы эти дети тоже могли найти семью.

    Вторая позиция – дети с инвалидностью. Эту категорию детей российские замещающие родители берут менее охотно, и не потому что они такие черствые, а потому что сложно поставить на ноги такого ребенка - его лечение, образование будут стоить дорого.

    Кстати, очень многие регионы очень грамотно ведут работу по устройству таких детей: семье, которая берет ребенка с инвалидностью оказывают еще большую финансовую поддержку. Это свидетельствует о том, что все же наше общество меняется, становится более открытым, более гуманным и более ответственным в ситуации, когда в России каждый год детей становится меньше на миллион. Поэтому каждая детская судьба должна быть предметом внимания и заботы взрослых.

    "Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается".

    Обсуждение

    Уважаемая Аида!
    У моей знакомой в Казани есть разрешение на опеку, но найти девочку она не может, везде говорят, что девочек нет. Она ищет дошкольницу, можно и первоклашку (у нее есть муж и сын 8 лет). Ездила и в другие города, но там или местным жителям детей отдают или только на усыновление. Может Вы можете помочь, подсказать, вдруг в вашем ДД есть девочка, которой нужно тепло семьи?
    Заранее благодарю за ответ.
    Светлана

    Что-то я не понимаю все равно.

    Выдержки из Федерального закона РФ № 44 от 16 апреля 2001 года «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

    Статья 8. Конфиденциальная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи

    К производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, может быть отнесена такая информация, как пол, возраст, приметы, за исключением особых примет, состояние здоровья, физическое и умственное развитие, особенности характера таких детей, причины отсутствия родительского попечения, состояние здоровья их родителей, наличие у таких детей несовершеннолетних братьев и сестер, их возраст и состояние здоровья, наличие совершеннолетних родственников и информация об их отказе принять таких детей на воспитание в свои семьи, а также возможные формы устройства таких детей на воспитание в семьи и фотографии таких детей.

    Т.е. я правильно понимаю, что производная информация - это то, что разрешено размещать о ребенке? Но здесь есть в т.ч. и информация о здоровье - "состояние здоровья". Или состояние здоровья - подразумевает просто общие фразы - "здоров\имеет проблемы со здоровьем?"

    При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

    Семейный кодекс предусматривает следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

    1. усыновление (удочерение),

    2. опека (попечительство),

    3. передача в приемную семью,

    4. устройство в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (например, детский дом семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и др.).

    1. у сыновление (удочерение) – это приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

    Условия и порядок усыновления

    внастоящее время усыновление производится только судом (ранее осуществлялось органами опеки и попечительства).

    В качестве усыновленных могут быть только несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей. По достижении ребенком десяти лет необходимо его согласие. усыновление братьев и сестер разными лицами как правило, не допускается.

    Одним из важнейших условий усыновления является согласие лиц, определенных в законе. Так, для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей, поскольку усыновление прекращает правовые связи между ними и ребенком.

    согласие родителей не требуется, если они (ст. 130 СК РФ):

    Неизвестны,

    Признаны судом недееспособными,

    Лишены судом родительских прав,

    По причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

    при этом между усыновителями и усыновленными возникают такие же юридические отношения (в том числе личные неимущественные и имущественные отношения) как между родителями и родными детьми по происхождению.

    Отмена усыновления

    Усыновление может быть отменено в судебном порядке в следующих случаях:

    Уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей,

    Злоупотребления этими правами,

    Жестокого обращения с усыновленными,

    При этом согласие ребенка на отмену усыновления не требуется.

    2. Опека и попечительство над детьми

    Опека (попечительство ) форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Над детьми в возрасте до 14 лет устанавливаетсяопека , в возрасте от 14 до 18 лет попечительство .

    Назначение опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства ребенка. требования к опекунам (попечителям) во многом идентичны требованиям к усыновителям. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При этом учитываются их нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей, отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка.

    Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

    В качестве опекунов (попечителей) часто выступают родственники, знакомые, которые взяли ребенка на воспитание.

    Права и обязанности опекунов (попечителей) во многом сходны с родительскими. В частности, опекуны обязаны заботиться о содержании, воспитании и образовании ребенка, о его нравственном и физическом развитии. Опекуны совершают от имени малолетних сделки и осуществляют другие необходимые юридические действия, попечители дают согласие на совершение сделок, которые подростки совершают от своего имени.

    Отличие опеки от родительских правоотношений состоит в том, что опека осуществляется под контролем органа опеки и попечительства. Кроме того, на содержание ребенка опекуну (попечителю) государством ежемесячно выплачиваются денежные средства.

    Дети, находящиеся под опекой сохраняют право на получение алиментов, пенсий, пособий и других социальных выплат, право собственности или право пользования жилым помещением, право на общение со своими родственниками.

    Основаниями для прекращения опеки и попечительства являются:

    Достижение ребенком возраста соответственно 14 и 18 лет или его эмансипация,

    Смерть опекуна (попечителя) или подопечного,

    Возвращение несовершеннолетнего родителям,

    Усыновление подопечного или помещение его в соответствующее детское учреждение,

    Отстранение опекунов (попечителей), которое производится в случаях ненадлежащего выполнения им обязанностей. Последствием этого является невозможность в дальнейшем быть усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем.

    3. Приемная семья – сравнительно новый институт в семейном праве представляет собой своего рода детский дом семейного типа, включающий в себя некоторые признаки института усыновления и опеки (попечительства).такая форма воспитания детей распространена за рубежом. В России к началу ХХI века насчитывалось около 1000 приемных семей.

    Законодательством не устанавливается минимальное количество детей, которое может быть передано в приемную семью. Максимальное число приемных детей, включая родных и усыновленных, не должно превышать восьми человек. Для передачи в приемную семью ребенка, достигшего десяти лет, необходимо его согласие.

    В отношении приемных родителей действуют те же ограничения, что и в отношении усыновителей. Приемные родители приобретают по отношению к приемному ребенку права и обязанности опекуна (попечителя). Между приемными родителями и приемными детьми не возникает алиментных и наследственных правоотношений. Приемные дети сохраняют право на алименты, получаемые до передачи в приемную семью, а также наследственные права в отношении родственников.

    Основной особенностью приемной семьи является то, что она образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью , который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Этот договор по юридической сущности являетсядоговором возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ).кнему также применимы общие положения оподряде , если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг.

    Основанием для заключения договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. К заявлению прилагаются заключение органов опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями, а также соответствующие документы. В договоре предусматриваются обязанности приемных родителей (воспитание ребенка, создание необходимых условий для получения им образования, забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечение защиты прав и интересов ребенка и др.). Орган опеки и попечительства обязуется ежемесячно перечислять денежные средства на ребенка и другие выплаты, а также обеспечивать жильем, мебелью и другими необходимыми вещами.

    4. Детский дом семейного типа форма воспитательного учреждения являющаяся промежуточной между приемной семьей и детским домом (интернатом). Деятельность его регулируется постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа»). Детский дом семейного типа организуется на базе семьи. Семья должна состоять из супругов, брак которых зарегистрирован. Для организации детского дома семейного типа необходимо желание обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, если в семье есть родные или усыновленные дети, достигшие 10 лет, то необходимо и их согласие. Супруги являются организаторамидетского дома семейного типа.

    Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей не должно превышать 12 человек.

    Особенностью данной формы является то, что детский дом семейного типа является юридическим лицом в виде воспитательного учреждения (некоммерческая организация), учредителями которого являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.

    Отношения между органом опеки и попечительства и детским домом семейного типа определяются договором , заключаемым между ними, что объединяет детский дом семейного типа с приемной семьей.

    В отличие от других форм устройства детей на воспитание при создании детского дома семейного типа организаторы (супруги) кроме документов, предъявляемых при усыновлении ребенка, должны представить документ об образовании. Предпочтение при организации детского дома отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).

    Контрольные вопросы:

    1. Раскройте содержание понятия, предмета, принципов семейного права.

    2. Какие источники семейного права применяются в России?

    3. Раскройте содержание понятия брак. Охарактеризуйте правовые условия

    вступления брак и процедуру его заключения.

    4. Основания признания брака недействительным.

    5. Раскройте содержания правового механизма расторжения брака в органах ЗАГС и

    судебном порядке.

    6. Охарактеризуйте содержание прав и обязанностей членов семьи.

    7. Понятие алиментного обязательства и основание его возникновения.

    8. Охарактеризуйте формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.